![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рынок совершенной конкуренции. Эффективность конкурентных рынков
Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Простейшим и исходным типом рынка является рынок совершенной конкуренции («чистой конкуренции»), характерными чертами которого являются: – на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов; – предлагаемая ими продукция является однородной; – фирмы свободно входят на рынок или покидают его; – поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать. Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой и предельного дохода (рис. 14.1)
Рис. 14.1. График предельного и совокупного дохода Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль
Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства
1. Если при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC> AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: 2. При оптимальном производстве МС=Р=АС, фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. работает в режиме самоокупаемости (рис. 14.3). 3. Если Р=МС< АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков) (рис. 14.4). 4. Если Р=МС< AVCmin, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. 14.5). 5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии
Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя. На рис. 14.6 и 14.7 треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.
Недостатки рынка совершенной конкуренции: – в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП; – способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя; – не может распространяться на производство общественных благ; – вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.
|