Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






рынок :понятие и условия возникновение шпаргалка






Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес).

Сущность рынка. Рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), предприятия, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Субъекты взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает произведенная продукция, факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства.

Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Условия возникновения рынка: 1) общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью. В результате работник определенного вида труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда;

2) специализация. Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации:

– предметную (автомобильные, тракторные заводы);

– подетальную (завод шарикоподшипников);

– технологическую (прядильная фабрика);

3) ограниченность производственных возможностей человека. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок;

4) экономическая обособленность товаропроизводителей. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Правовым режимом состояния экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в акции, ценные бумаги.

 

4.13.Уравнение Фишера и ее применение.

Уравнение обмена MV=PY, предложенное американским эконо­мистом Ирвингом Фишером (1867–1947), содержит две группы пока­зателей: в левой части М – количество денег; V – скорость их обраще­ния; в правой части Р – средневзвешенный уровень цен; Y – объем товарооборота.

Уравнение обмена отражает тот факт, что на практике сумма всех платежей равна сумме цен всех товаров, поступивших в товарооборот. Это уравнение показывает, что уровень цен находится в прямой взаи­мосвязи с количеством денег и скоростью их обращения и в обратно пропорциональной связи с потоком товаров.

Формула обмена Фишера помогает яснее представить функцио­нальные связи на рынках денег и товаров. При изменении одного показателя изменяются и другие. Если растет денежная масса М, то при стабильности скорости обращения денег V изменяются либо цены Р, либо объем производства Y в стоимостном выражении.

Фишер исходил из предположения, что скорость обращения денег V остается без изменений; объем производства Y не зависит от колебаний денежной массы М. Деньги воздействуют только на уровень цен Р.

Согласно эффекту Фишера в случае увеличения денежной массы М спрос на деньги падает, процентная ставка снижается. В связи с повышением цен спрос на деньги вновь возрастает и уровень ставки повышается. В конечном счете установится естественный уро­вень процентной ставки. Колебания будут происходить вокруг этой естественной нормы.

Впоследствии представители неоклассиков несколько видоизме­нили уравнение Фишера. В их трактовке оно получило следующий вид: M=kPY,

где k – величина, обратная V – скорости обращения денег (k = 1 /V).

При этом допускается, что скорость обращения денег – величина постоянная. Уравнение обмена несколько упрощает действительные взаимосвязи, оно не годится в условиях высокой инфляции, при изме­нении скорости денежного обращения.

 

4.14.Спрос.Законспроса

. Спрос – желание и способность потребителей приобрести товары и услуги. Основным показателем спроса является его объем, т. е. количество товаров, которые покупатели приобретают за определенный период времени. Потребности и желания человека безграничны, а ресурсы для производства товаров и как следствие количество товаров на рынке ограничено. Потребитель делает выбор исходя из качества предлагаемых товаров, собственных доходов и цен на товары-заменители. Товары-заменители – более дешевые товары, которыми можно заменить дорогие аналоги (например, заменителем импортного маргарина может стать более дешевое отечественное масло). Однако в первую очередь на спрос влияет цена товара – стоимость товара или услуги. Закон спроса гласит: если цена снижается, то спрос возрастает. То есть существует обратнопро-порциональная связь между ценой товара или услуги и величиной спроса.Таким образом, на спрос влияют следующие факторы спроса:

• цена товаров и услуг. Чем ниже цена, тем больше спрос на товар. Во время распродаж цена снижается, а спрос возрастает. Спрос падает, если товар выходит из моды (например, мода на галоши);

• демографические изменения. У разного возраста разные потребности (больше всего товаров потребляет группа населения от 16 до 35 лет);

• изменение цен на товары-заменители;

• изменение цен на сопутствующие товары. Если стоимость фотопленки будет в три раза дороже цены фотоаппарата, то спрос на фотоаппараты будет падать; если цена бензина и автодеталей будет очень высока, то спрос на автомобили снизится;

• изменение потребительских ожиданий и предпочтений..

 

4.15.Предложение.Закон предложения.

Предложение – желание и возможность производителя или посредника продавать товары и услуги на рынке. Предприниматель использует ресурсы (капитал, землю, наемный труд, предпринимательский талант) в производстве или торговле с целью получения прибыли.

Закон предложения гласит: чем выше цена, тем больше предложение. С ростом цен увеличивается предложение на товары и услуги, так как предприниматели стремятся производить те товары, которые пользуются спросом и дорого стоят. Производство дешевых товаров может принести убытки. То есть существует прямая зависимость между ценой товара и количеством товара, который может быть продан.

На предложение влияют факторы предложения:

• изменение цены на факторы производства (на наемный труд, природные ресурсы, капитал, предпринимательские услуги). Если цена на любой из этих ресурсов возрастет, то фирма продаст меньше продукции по данной цене и получит меньше прибыли;

• изменение цен на другие сопутствующие товары. Если автомобильные шины будут стоить дороже автомобиля, то производить и продавать автомобили будет не выгодно. Предложение автомобилей на рынке уменьшится;

• изменение налогов. Если налоги возрастут, то из тех же ресурсов можно будет произвести и предложить для продажи меньше товаров

 

4.16.Рыночное равновесие: равновесная цена и объем.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда " потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Рыночное равновесие

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.

4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.

Однако не всегда " срабатывают" названные выше " четыре правила" спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:

· а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;

· б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.

Изложенная выше модель рынка статическая, поскольку распространяется на определенный фиксированный период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.

Если допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет более медленной, возникает иной вариант, который в экономической науке называется " паутинообразной моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.

 

4.17.Государственное регулирование рынка. Прямые и косвенные методы государственного регулирования.

Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной оживленной экономике. Осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности органами государственной власти РФ в соответствии с Федеральным законом от 2 5)0 2)1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Государственное регулирование включает: 1) косвенное регулирование (регулирование условий инвестиционной деятельности); 2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности. Задачей косвенного регулирования является создание благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности. Это регулирование помогло разработать различные методы воздействия, которые стимулируют развитие инвестиционной деятельности. Методы воздействия включают в себя: защиту интересов инвесторов, амортизационную политику, налоговую политику и другие меры воздействия. Формами прямого участия являются: 1) разработка и финансирование проектов, осуществляемых РФ, а также финансируемых за счет федерального бюджета; 2) составление сметы технического перевооружения объектов, финансируемых за счет федерального бюджета; 3) предоставление государственных гарантий за счет бюджетов субъектов РФ; 4) размещение средств на условиях платности, срочности и возвратности; 5) закрепление части акций в государственной собственности, реализация которых через рынок ценных бумаг возможна лишь через определенный срок; 6) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ; 7) защита российского рынка от поставок устаревших энергоемких и ненадежных материалов; 8) разработка норм и правил и осуществление контроля за их соблюдением; 9) выпуск облигационных займов; 10) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, находящих ся в государственной собственности; 1 1) предоставление средств по итогам аукционов российским и иностранным инвесторам.

 

4.18.Бюджетное ограничение. Условие равновесия потребителя.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ Различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам; бюджетное ограничение может быть выражено в виде кривой на графике. В теории потребления (consumer theory) точка на кривой бюджетного ограничения конкретного человека, лежащая одновременно и на его самой высокой из кривых безразличия (indifference curve), представляет собой точку максимизации полезности (utility maximization). Все вышесказанное применимо и к правительствам, и к фирмам, сталкивающимся с бюджетными ограничениями, когда им приходится определять свой уровень расходов

словия равновесия потребителя – то количество товара, которое купит потребитель при данной цене.
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный для приобретения любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. При выполнении этого условия никакие изменения структуры потребительского набора ее могут дать дополнительной выгоды.
Потребителю есть смысл отказаться от товара 1 в пользу товара 2, если при увеличении цены на товар 1 его предельная полезность станет меньше предельной полезности товара 2.
При изменении цены на какой-либо товар условия равновесия потребителя нарушаются, изменяется выбор потребителя.
При этом действуют два эффекта:
1. Эффект замещения – состоит в том, что рост цены на товар приводит к тому, что он становится дорогим относительно других товаров, и потребителю выгодно отказаться от него в пользу других товаров.
2. Эффект дохода – состоит в том, что при изменении цены данного товара изменяется реальный доход потребителя.
Номинальный доход – денежная сумма.
Реальный доход – количество товаров и услуг, которые мы может приобрести на денежный доход.
В результате изменения реального дохода потребителю приходится отказываться от приобретения каких-либо товаров (если растет цена, то снижается объем потребления, так как сокращается реальный доход).
Представители количественной теории полезности (Австрийская школа) сделали попытку измерить полезность в некоторых единицах. Однако, оценка полезности носит субъективный характер: для одного товар имеет высокую полезность, для другого полезность этого товара равна нулю.

 

4.19.Антимонопольная политика и государственное регулирование.

В смешанной экономике государству в хозяйственной жизни отводится строго определенная роль.Рыночный механизм ведет к существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и кризисами, которые могут затормозить развитие экономики. Поэтому государство стремится разработать такой рыночный механизм, чтобы колебания на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике.Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер. Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции, направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:

– ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);

– принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким-либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);

– сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);

– отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров.

Все эти разновидности «недобросовестной» практики подлежат расследованию и пресечению антимонопольными органами.

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях – в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

4.20.Хозяйственно-прововые формы деятельности.

Хозяйственные товарищества и общества — коммерческие организации, уставный фонд которых формируется за счёт вкладов нескольких граждан и (или) юридических лиц. Отли­чительной особенностью хозяйственных товариществ явля­ется то, что один или несколько участников несут неограни­ченную солидарную имущественную ответственность по обя­зательствам товарищества.

В зависимости от степени ответственности отдельных уча­стников различают полные и коммандитные товарищества.

В полном товариществе все участники солидарно отвечают по обязательствам предприятия всем своим имуществом.

Коммандитным является товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обя­зательствам товарищества своим имуществом, имеются уча­стники-вкладчики (коммандиты), которые не принимают участия в управлении товариществом и отвечают по его обя­зательствам в пределах своих вкладов.

Отличительной особенностью хозяйственного общества является ограниченная ответственность всех его участников (акционеров) по обязательствам общества.

Различают следующие виды хозяйственных обществ: с ог­раниченной ответственностью, с дополнительной ответствен­ностью, акционерные.

Участники общества с ограниченной ответственностью не­сут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пре­делах стоимости внесенных ими вкладов в уставный фонд.

Особенностью общества с дополнительной ответственно­стью является то, что его участники дополнительно несут солидарную ответственность по обязательствам общества сво­им имуществом в установленных законодательством преде­лах, пропорционально их долям в уставном фонде общества. При экономической несостоятельности одного из участни­ков его ответственность по обязательствам общества возлага­ется на другого участника.

Акционерное общество — коммерческая организация, ус­тавный фонд которого разделён на определённое число ак­ций. Акция — это ценная бумага, выпущенная акционерным обществом, удостоверяющая долю её владельца в уставном капитале предприятия и дающая право на получение диви­дендов. Различают простые и привилегированные акции. Раз­мер дивидендов по простым акциям зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия. Привилегирован­ные предусматривают выплату дивидендов, размер которых устанавливается в процентах от номинальной стоимости ак­ции. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества бывают открытыми (ОАО) и за­крытыми (ЗАО). Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без со­гласия других акционеров, признается открытым акционер­ным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях, установленных законом.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определен­ного круга лиц, признается закрытым акционерным общест­вом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

Производственный кооператив — это добровольное объеди­нение граждан на основе членства для совместной коммерче­ской и трудовой деятельности, основанной на их личном тру­довом или ином участии. Уставный фонд производственного кооператива формируется за счёт паевых взносов членов, кото­рые несут субсидиарную ответственность по обязательствам.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива, и удовлетворение требований его кредиторов. Отличительной особенностью производственных кооперати­вов от хозяйственных товариществ является то, что в них не допускается участие юридических лиц.

Унитарным предприятием признается коммерческая ор­ганизация, не наделенная правом собственности на закреп­ленное за собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распреде­лено но вкладам (долям, паям), в том числе между работни­ками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы го­сударственные (республиканские или коммунальные) или частные предприятия.

Имущество унитарного предприятия находится в государ­ственной либо в частной собственности.

Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

•унитарные предприятия, основанные на праве хозяйст­венного ведения;

• унитарные предприятия, основанные на праве оператив­ного управления.

Право хозяйственного ведения — это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собст­венника в пределах, установленных законом или иными пра­вовыми актами. Право оперативного управления — это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закреп­ленным за ним имуществом собственника в пределах, установ­ленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется казённым. Создается по решению Правительства Республики Беларусь, государство несет субсидиарную ответ­ственность по обязательствам казенного предприятия при не­достаточности его имущества.

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, г.е. предприятие, функционирующее на ос­нове права хозяйственного ведения, имеет большую само­стоятельность в управлении.

Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь коммерческие организации в любых организационно-правовых формах.

Предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объём эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США и которые в качестве основной цели деятельности преследуют извлечение прибыли (дохода), на­зываются коммерческим организациями с иностранными инвестициями. Такие предприятия могут создаваться в форме хозяйственных обществ или частных иностранных унитарных предприятий.

Все коммерческие организации с иностранными инвести­циями подразделяются на коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.

4.21.Т оварное и рыночное хозяйство: особенности, отличия и характеристики

Товарная форма хозяйства зарождается как противоположность натурального хозяйства, сначала в отношениях между общинами, а затем проникая и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества. Смена натурального хозяйства товарным — длительный, сложный и разнокачественный процесс, это в значительной степени определяется спецификой условий, функционированием натуральной формы хозяйства, ее консерватизмом, инерцией, застойностью.

Товарное (рыночное) хозяйство — это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребителя посредством рынка.

Товарное производство предполагает, что продукты создаются отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их товарно-денежный обмен. Такое понимание товарного производства определяет его сущность как производства продуктов на рынок для обмена, но одновременно и указывает на условие возникновения товарного производства. Первое необходимое условие возникновения товарного производства связано с общественным разделением труда. В процессе развития общественного разделения труда происходит специализация производителей по выработке какого-либо одного продукта. Это обусловливает необходимость обмена.

Рыночное хозяйство - это совокупность предприятий и филиалов рынков: рыночных комплексов, рынков, мини-рынков, зон и площадок для ведения торговли всех форм собственности По своей сути рыночное хозяйство представляет собой своих оеридну материально-техническую базу торговли на рынках.

В составе рыночного хозяйства выделяют различные типы предприятий рынков: рыночные комплексы - крупные универсальные рынки с широкой номенклатурой услуг и высоким уровнем сервиса; рынки - предприятия среднего размера, универсальные или специализированные, на которых представлены субъекты других обслуживающих систем; мини-рынки - небольшие рынки местного значения, специализированные, как правило, на реализации й продовольственных и сопутствующих товаров; филиалы рынков (зоны и площадки для ведения рыночного торга) - несамостоятельны в экономическом, организационном или юридическом смыслах структурные подразделения рынков, как и создаются в местах стихийного скопления рыночных продавцов и подчиняются главным предприятия.

Рыночное хозяйство формируют предприятия различных форм собственности: государственной (коммунальной), частной и коллективной (кооперативной) форм собственности состоянию на конец 2002 года в структуре рынков преобладают али предприятия коллективной (кооперативной) - 1805 ед, или 63, 0% их общего количества - и частной - 579 ед (20, 2%) форм собственности, тогда как количество государственных (коммунальных) сократилось до 479 в д, или 16, 8% массыгалу.

Рыночное хозяйство его основные признаки. Исторически первым типом организации общественного хозяйства является натуральное хозяйство, которое состоит из изолированных хозяйственных единиц, опирается на собственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым. Все, что производится в этих хозяйствах, в них же и потребляется. Основные экономические вопросы общества - что, как и для кого производить - решаются в натуральном хозяйстве производителем, который одновременно выступает как потребитель.

Главные черты этого типа хозяйства - замкнутость, универсальный ручной труд, низкая производительность труда, ограниченность потребления, отсутствие предпосылок для экономического роста. Натуральное хозяйство представлено, в основном, изолированными хозяйственными единицами - община, патриархальное семейное хозяйство, рабовладельческие и феодальные поместья. В современном мире натуральное хозяйство перестало быть господствующей формой организации общественного производства, хотя и сохраняется в развивающихся странах, где часть населения связана с натуральным или полунатуральным производством.

Более развитым и сложным типом организации хозяйства является рыночное хозяйство как система товарного производства и рыночного обмена, т.е. система, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи на рынке, становятся товарами.

Условия возникновения рыночного хозяйства - это, во-первых, общественное разделение труда и, во-вторых, экономическая обособленность производителей.

Общественное разделение труда, или специализация производителей на выпуске отдельного продукта или его части, создает возможность обмена, а также ведет к росту знаний, навыков работника, повышению производительности его труда, экономии рабочего времени.

Экономическая обособленность товаропроизводителей, закрепленная разными формами собственности, требует возмездноти и эквивалентности в обмене продуктами и проявляется в замене прямых, непосредственных связей между производителями косвенными связями, опосредованными рынком. Основные экономические вопросы общества - что, как и для кого производить - решаются здесь исходя из требований рынка.

Рынок - это место или сфера, где продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом. Конкуренция представляет собой экономическое состязание, борьбу, которую ведут друг с другом, стремясь сохранить и улучшить своё положение на рынке, субъекты, стремящиеся к одинаковой цели.

Западные экономические школы разделение труда между товаропроизводителями, их специализацию объясняют рационализмом в экономическом поведении людей, их склонностью к обмену при ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей. Стремясь лучше удовлетворить свои потребности при этих предпосылках, преследуя свои частные интересы, люди действуют по принципу: дай мне то, в чем нуждаюсь я, что нужно мне, и ты получишь то, что нужно тебе. Являясь собственниками производственных ресурсов, производители рассчитывают не на благотворительность, а на возмездный и эквивалентный характер отношений между собой: каждый стремится получить, по меньшей мере, столько, сколько предлагает другим для обмена. Преследуя свою выгоду, человек «невидимой рукой», по словам А. Смита, направляется к другой цели - удовлетворению потребностей других членов общества, т. е. достигается удовлетворение и общественных потребностей.

Рыночное хозяйство есть форма взаимосвязи между производителями и потребителями через куплю и продажу товаров. Его основные признаки: 1) экономическая свобода участников производственного процесса, 2) наличие конкуренции как среди продавцов, так и среди покупателей, 3) максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности, и 4) регулирование производства, обмена и потребления через механизм цен.

Учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке, производители сами решают, что производить, т.е. как распределить ограниченные ресурсы между отраслями и видами производств, и как производить нужные товары, с какими затратами. Они перестает производить то, что не пользуется спросом на рынке, а ресурсы переключают на выпуск других, пользующихся спросом товаров и услуг Таким образом, чистое рыночное хозяйство -это самонастраивающаяся система.

Понятие «рыночное хозяйство» является синонимом понятия «рынок» в широком смысле слова (можно сказать. «Россия вступила в рынок»).

Понятие «рынок» в узком смысле используется для разграничения рынков по объектам рыночных сделок (рынки товаров, услуг, ресурсов, ценных бумаг, патентов и т.п.), по территориальному признаку (местный, национальный, региональный, мировой рынки), по критерию соблюдения норм права, регулирующего экономическую деятельность (рынок легальный и теневой) и т. д.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал