Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура на пороге Нового времени 17 века




XVII в. Взаимопроникновение местных традиций обусловило развитие общности рус­ской культуры.

Процессом ее обмирщения, т.е. отходом культуры от церкви. Распространению грамотности способствовало книгопечатание. Помимо печатных изданий выходили рукописные книги, азбу­ковники, прописи, пособия по арифметике. Выходила рукописная газета «Куранты». В России стали создавать школы. В 1687 г. в Москве было основано пер­вое высшее общеобразовательное учебное заведение, называв­шееся Эллино-греческой академией. В 1627 г. Лаврентий Зизаний ввел знаки Зодиака. Уменьшение роли летописей, Гезелем был состав­лен «Синопсис» (1674),. В XVII в. в России получила развитие медицина и фармако­логия, внедряется учение Гиппократа. В 1620 г. в Москве создан Аптекарский приказ. Литература. Появились многие новые жанры литературы — реалистиче­ская бытовая и историческая повесть. В конце XVII в появился новый жанр — де­мократическая сатира. В русском искусстве XVII в. новой была тема человеческой дра­мы, стихотворная «Повесть о Горе-злосчастии». XVII в. стал временем рождения драматургии и поэзии. Родоначальни­ком их стал Симеон Полоцкий, пьеса «Комедия — притча о блудном сыне», сборник стихов «Рифмогион». В русской литературе утвердился новый сти­листический жанр — барокко - жи­вописность, обилие деталей, декоративность, светская устрем­ленность. Основными литературными жанрами оставались летописи, сказания, жития. К достижениям культуры XVII в. относятся первые записи фольклора — устного народного творчества (песни о Степане Разине и его удалых молодцах, «работничках»). Живопись В XVII в. живописное искусств включало иконопись, фрескопись и станковую живопись. Икона стала обособленным произ­ведением искусства (лучшие - иконы из Чудова монастыря (1626)). Образцом монументальной живописи середины XVII в. счита­ется роспись Успенского собора в Московском Кремле. Создается ряд портретов на иконах, фресках и надгробных изображениях. Приходят новые приемы создания портретов с натуры. Родилась новая форма портрета — светский станковый портрет. В развитии архитектуры XVII в. выделяют три этапа: 1) первое тридцатилетие, - тенденции шатрового зодчества XVI в.; 2) 40—70-е годы, - поиск нового стиля; 3) 80—90-е годы — рождение нового архитектурного стиля. Шатровой церковью является Покровская церковь. Ее построили в честь победы над шведами. Церковь Троицы, Московская церковь Рождества Богородицы в Путанках стала последней из шатровых храмов в Москве. В середине XVII в. тип небольшого приходского храма рас­пространяется по всей стране. Церковь Иоан­на Предтечи в Толчкове. Была надстроена главная башня Кремля — Спасская, она стала памятником Возрождения Русского государства после изгнания из Москвы иноземцев. В 1635—1636 гг. построили Кремлевский теремной дворец - крупнейшее по тем временам светское здание. В XVII в. монастырские ансамбли Руси утрачивают суровый облик - пышно декорируются (монастыри Москвы (Даниловский, Новодевичий) и Подмосковья (Троице-Сергиева лавра)). В конце XVII в. Светская архитектура - в постройках палат и дворцов новые формы художественного вкуса. Палаты В.В. Голицына — роскошь и убранство. В конце XVII в. сооружаются: Печатный и Монетный дворы, здание Приказов. Утверждается новый архи­тектурный стиль — русского барокко ( церковь Покрова в Филях (1693—1694)). XVII в. - время рождения на Руси те­атра. Его заменяли обряды, свадьбы, праздники. Важную роль на таких праздниках играли скоморохи. Первым театральным помещением была Потешная палата, построенная в 1613 г. при царе Михаиле Федоровиче. При этой палате содержался штат шутов. В 1648 г. царь Алексей Михайлович запретил представ­ления скоморохов. Ш кольный театр, возникший в конце XVII в.—начале XVIII вв. при духовных академиях. Пьесы на религиозные сюжеты, В XVII в. на Руси создан придворный театр. Его организато­ром был боярин Матвеев. После смерти Алек­сея Михайловича в 1676 г. придворный театр был закрыт. Музыка. Распев вытесняется многоголосным полифоническим исполнением. В конце XVII—начале вв. сложилась школа мастеров многоголосного хорового письма, В.П, Титов, Н. Калаш­ников. Н. Бавыкин. Получила развитие многоголосная бытовая песня -. Псальма кант — хвалебная песня, псалом и Кант — пение, песня. Жанром народного музыкального творчества явилась историческая песня -- казачья и крестьянская.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал