Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и особенности моделей социальной защиты населения: зарубежный опыт






Дифференциация мер социальной поддержки предполагает различный подход к трудоспособным гражданам и к гражданам; объективно слабым с точки зрения их конкурентоспособности на рынке труда в силу не зависящих от них причин. В частности, в настоящее время в большинстве промышленно развитых стран система социальной защиты населения — это совокупность социальных гарантий, устанавливаемых государством и обязательных для выполнения хозяйственными субъектами, независимо от вида деятельности или формы собственности.

Основными моделями СЗН за рубежом являются следующие: модель У. Бевериджа (Великобритания, Австралия, Канада, страны Северной Европы); модель личного (коллективного) страхования (США, страны Латинской Америки, Португалии); модель О.Бисмарка (Германия, Австрия, Франция, Швеция).

Классификация и особенности моделей представлены на рисунке 1.

По мнению Горелова Н.А., наиболее развита система государственной социальной защиты в странах северной Европы, а наименее – в США, где государство обеспечивает лишь минимальную защиту. Рассмотрим данные модели подробнее на примере некоторых стран, которым они присущи.

1. Модель У. Бевериджа (вторая половина 40-х гг. – 1988 г.). С помощью государственной системы социальной защиты населения возможно искоренить такие явления, как нужда, болезнь, невежество, вынужденная праздность. В Великобритании государство принимало на себя защиту от ряда социальных рисков: утраты трудоспособности в результате старения, инвалидности, по безработице. Кроме того, были предусмотрены пособия на медицинскую помощь и лечение, ритуальные услуги, на профессиональную переподготовку, а также пособия на детей, в случае смерти кормильца, развода и материнское пособие. При этом размеры большинства пособий одинаковы и не зависели от предыдущего заработка; размеры пенсий определялись семейным положением.

Рисунок 1 – Классификация и особенности моделей социальной защиты населения

 

Для получения данных выплат необходимо осуществлять обязательные взносы со стороны застрахованных. Однако взнос был единым и охватывал сразу все страховые случаи без какого-либо специального разделения. Все пенсии и пособия выплачивались из Фонда социального страхования, а государственное всепомощенствование осуществлялось за счет налоговых поступлений.

Принцип «равные пособия за равные взносы» Беверидж У. считал социально справедливым. Система, разработанная им, предполагала единообразие, универсальность и всеобщность. Причем, каждый индивид рассматривался с одних и тех же позиций: никто не в праве требовать отчислять меньше средств только потому, что его рабочее место более надежно или здоровье крепче.

Затем доктрина Бевериджа У., характерная для государства всеобщего благосостояния и предполагающая широкое государственное участие в защите граждан от социальных исков, сменилось «тетчеровским» периодом. Правительство неоконсерваторов на первое место выдвигало контроль над экономикой с помощью кредитно-денежной и фискальной (бюджетной) политики.

Темпы роста государственных расходов на выплату пенсий и пособий снижаются, а приоритеты постепенно переходят к программам образования - 13, 2% общих социальных государственных расходов); здравоохранения - 12, 7%; жилищного строительства – 3.3%. Реформа модели социальной защиты У. Бевериджа направлена на сокращение прямого государственного участия в развитии системы социальной защиты и повышение роли самих граждан и общества в обеспечении достойной жизни. В связи с этим правительство предусматривает расширение и повышение качества услуг в сфере образования, здравоохранения, а также усиление экономических стимулов к труду.

Каждая страна имеет свои специфические особенности функционирования и развития системы СЗН в результате изменения экономической ситуации в стране, национальных традиций и др. моментов. Здесь целесообразно, по всей видимости, привести положительный пример развития системы СЗН на Кубе и в Японии (которые можно, приближенно, отнести к рассматриваемой модели), основанный на вполне официальных источниках информации. Так, совсем недавно Куба по решению ООН была определена как страна, которая характеризуется с образцовой постановкой дела защиты населения от природных катастроф(это объясняется тем, что служба гражданской защиты действовала системно); в области здравоохранения - здравоохранение бесплатное (одна из пяти стран с самым низким уровнем детской смертности, наряду с такими странами, как Швеция и Норвегия); продолжительность жизни превышает 76 лет, в отличие от России (55, 5 лет), современное медицинское оснащение, постоянное осуществление диспансеризации населения).

Это страна, которая добилась самых крупных успехов в Латинской Америке в борьбе с недоеданием (карточная система, включающая гарантированный набор важнейших продуктов по крайне низким ценам, субсидированных государством; бесплатное питание - для детей в возрасте до 15 лет, а также людей старше 60 лет в восточных провинциях, беременных женщин, стариков и нетрудоспособных людей); в образовании - первое место в мире по уровню народного всеохватного просвещения (бесплатное среднее и высшее образование, первое место по числу учителей на душу населения и по числу учащихся в одном классе, высокое качество обучения); льготный проезд в транспорте для всех граждан, а также предоставление государственной социальной помощи, как правило, строго по заявительному принципу с обязательной проверкой предоставленных домохозяйством сведений.

Также заслуживает интереса система социального обеспечения Японии, которая включает в себя программы социального страхования и социальные службы (органы социального всепомощенствования), призванные обеспечивать защиту от самого широкого круга рисков повседневной жизни. Программа оказания социальной помощи играет особенно важную роль в гарантировании права людей на «полноценный и достойный» образ жизни по минимальному стандарту, выполняя функцию «последней инстанции» социального обеспечения.

Традиционно пожилым людям, нуждающимся в уходе, социальные услуги предоставлялись в рамках системы социального всепомощенствования пожилым людям, однако на практике тяжкое как финансовое, так и физическое бремя заботы о пожилых возлагалось на их собственные семьи. Наиболее важным нововведением в данной программе стало обобществление заботы о престарелых и предоставление людям права на получение должной заботы, как и в случае с другими программами социального страхования. Кроме того, очень важную роль в деле социального всепомощенствования престарелым играет не только государственный сектор, включая национальные и местные органы власти, но и частный сектор и некоммерческие организации. Как утверждает Горелов Н.А., нет необходимости говорить, что данная программа помогает пожилым людям и их семьям избежать бедности.

Решение о предоставлении социальной помощи в Японии принимается комплексно с учетом как результатов проверки, так и показателя прожиточного минимума. При расчете прожиточного минимума учитываются жилая площадь, количество членов семьи и индивидуальные потребности в повседневной жизни (такие, как уход за престарелыми членами семьи, инвалидность, дети, потребность в жилье, субсидии на образование). Программа оказания социальной помощи предусматривает оплату следующих расходов: расходов на проживание; на жилье; на образование; а также расходов по уходу и медицинских расходов. Подтвержденный доход учитывается в стандартной сумме по каждой из указанных выше статей расходов в указанном выше порядке, и недостающая сумма затем выплачивается в качестве пособия. Программы социального страхования имеют превентивную направленность, уменьшают риск сползания в бедность, а Программа оказания социальной помощи дополняет собой программы социального страхования. Тем не менее, следует признать, что Программа оказания социальной помощи должна учитывать быстрые изменения, происходящие в социально-экономической жизни Японии.

2. Модель личного (коллективного) страхования рассмотрим на примере США, где государственная система социальной защиты (социальной безопасности) включает два основных блока: социальное страхование и государственное всепомощенствование, отличающиеся друг от друга по источникам финансирования. Социальные выплаты в рамках социального страхования производятся из страховых фондов, а государственное всепомощенствование осуществляется за счет бюджетных средств.

По мнению Горелова Н.А., основными направлениями государственной политики преодоления бедности в США являются: стимулирование расширения занятости путем поощрения создания и сохранения рабочих мест; формирование и реализация государственных программ профессиональной подготовки, развития образования; повышение качества рабочей силы путем поощрения получения образования, переподготовки, повышения квалификации; принятие законодательных актов, направленных на развитие трудовых ресурсов.

3. Модель О. Бисмарка. В настоящее время вся система социальной защиты в Швеции регулируется Законом о всеобщем страховании, принятом в 1962 г. и предусматривающим три типа страхования: системы страхования по болезни и страхование родителей, система народных пенсий и система дополнительных пенсий.

В развитии системы СЗН в Швеции можно выделить следующие этапы: оказание социальной помощи по месту работы (при этом, социальная помощь безработным почти не оказывалась) (с 1889 гг. Х1Х в.); первая национальная программа социального обеспечения (система народных пенсий) (с 1913 г.); проведение политики на рынке рабочей силы, введение помощи семьям в связи с приходом к власти социал-демократов (с 1930 г.); вступление в силу Закона о социальных услугах, включающего все сферы социальной деятельности государства (с 1982 г.). Если человек не охвачен какой-либо системой страхования, или пособия недостаточно большие, то он может получать общественную помощь. В Законе о социальных услугах (1982 г.) говорится, что коммуны несут, в конечном счете, ответственность за людей, проживающих в рамках их границ, независимо от гражданства.

Кроме данных форм социального страхования, имеется ряд других пособий: пособие на ребенка - на всех детей с рождения до 16 лет (если продолжает посещать школу – до 18 лет), которое не облагается налогом; пособие на переподготовку, состоящее из ежедневного пособия, соответствующего выплатам при страховании по безработице. В целях содействия безработным в поисках новой работы выдаются субсидии по переезду; пособие на образование взрослых, которые уходят с работы для обучения в обязательной общеобразовательной и средней школе, для компенсации потери дохода.

Таким образом, анализ системы социального страхования в Швеции показывает ее высокую степень развития.

Вместе с тем, в последние годы обострился ряд ее финансовых проблем: проблема пособий по безработице, которые рассчитаны на кратковременную безработицу; тяжелое положение наблюдается в области пенсионного обеспечения; старение населения, усиливающее напряженность в системе здравоохранения.

Таким образом, несмотря на различные модели, лежащие в основе формирования СЗН, имеются следующие общие тенденции: формирование социальных фондов за счет взносов работодателей и работников; государственная поддержка семей и семейных пособий; государственное регулирование СЗН на основе нормативных правовых актов; широкое использование частных программ социального страхования; применение критериев, таких, как нуждаемость, при предоставлении социальной помощи; взаимодействие с общественными объединениями (организациями) в сфере СЗН.

Заключительная часть (5 минут)

Итак, мы рассмотрели сущность таких понятий, как «социальная политика» и «социальная защита», провели взаимосвязь между ними и определились с основными моделями социальной защиты населения.

Таким образом, мы выяснили, что социальная защита населения является составной частью социальной политики государства. Социальная защита представляет собой систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д. Социальная политика - деятельность государ­ства в социальной сфере, которая направлена на объединение усилий всех субъектов хозяйственных и управленческих структур, всего насе­ления в целях решения социальных задач. Основными моделями социальной защиты населения за рубежом являются следующие: модель У. Бевериджа, модели личного (коллективного) страхования и модель О. Бисмарка.

Литература:

Основная литература:

Горелов Н.А. Политика доходов и уровень жизни населения /Под ред. Н.А. Горелова. – СПб.: «Питер», 2003. – 653 с.

Кочеткова А.В. Управление личными финансами / Под ред. А. В. Кочеткова. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 624 с.

Дополнительная литература:

Павлюченко В.Г. Социальное страхование. М.: «Дашков и К», 2007. С.12-13

Роик В.Д. Основы социального страхования М. Анкил, 2005, С.26

Колос Е.А. Изучение исторических аспектов формирования модели социальной защиты населения в РК. // Вестник КАСУ. 2007. - №4.

Якимчук С.В. Социальная защита населения и ее совершенствование в современных условиях. // Монография. – С.В. Якимчук, А.А. Остащенко Белгород: Белгородское научное издательство, 2008, С.66

Тестовые задания (правильный ответ выделен курсивом):

1. Основная цель социальной политики заключается в следующем:

А) в создании благоприятного социаль­ного климата с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и рост качества жизни всех граждан.

Б) в создании благоприятного социаль­ного климата с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и рост качества жизни определенной категории населения.

2. Верно ли утверждение, что одним из направлений социальной политики является политика занятости:

А) нет, не верно

Б) да, верно

3. Где впервые был употреблен термин «социальная защита»:

А) в России

Б) в Германии

В) в США

Г) в Швеции

4. По мнению Роика В.Д. социальная защита населения выполняет следующие функции: профилактически-предупредительную, социальную, …, …

А) политическую, мировоззренческую

Б) организационно-хозяйственную, мировоззренческую

В) политическую, социально-реабилитационную

5. Модель личного (коллективного) страхования не характерна для следующих стран:

А) США

Б) Канада

В) Португалия

Г) Великобритания

Д) Австрия

6. Согласно какой модели происходит минимальное вмешательство государства в социальную поддержку граждан:

А) модель У. Бевериджа

Б) модель личного (коллективного) страхования

В) модель О. Бисмарка

Глоссарий:

Социальная политика государства, социальная защита населения, принципы социальной защиты населении, функции социальной защиты населения, модели социальной защиты населения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал