Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экстерналии и их виды. Интернализацияэкстерналий. Налоги Пигу.
Чрезвычайно важным понятием в экономике природопользования являются экстерналий (внешние эффекты). В ходе экономической деятельности происходит постоянное воздействие на природу, людей, различные объекты и т.д. С этим воздействием и связано возникновение экстерналий. Экстерналий — это внешние эффекты (или последствия) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно (чаще) воздействуют на субъекты этой деятельности. Предположим, что ваш дачный участок расположен на болоте, где невозможно ничего построить и вырастить. Но у вас есть трудолюбивый и состоятельный сосед, который осушает своей участок, создает дренаж, подводит дорогу и т.д. В этом случае с большой долей вероятности ваш участок также станет суше, и вы сможете построить надежный дом, вырастить любимые цветы, воспользоваться соседской дорогой и пр. Т.е. вы получаете значительные выгоды от деятельности соседа. Это пример положительныхэкстерналий. К сожалению, в охране природы подавляющее число воздействий на среду связано с отрицательными внешними эффектами: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов и т.д. И здесь экстерналии можно охарактеризовать как негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности. Экстерналий непосредственно не сказываются на экономическом положении самих загрязнителей. Производители загрязнений заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки они обычно игнорируют как проблему, требующую дополнительных затрат для своего решения. Издержки по борьбе с экстерналиями вынуждены нести другие. И здесь возникает вполне резонный для экономики вопрос: почему люди, предприятия и пр., подвергшиеся внешнему воздействию, должны сами компенсировать возникшие у них отрицательные экстерналий, различные виды ущерба? Типы экстерналий: Временные (между поколениями) - современное поколение должно удовлетворять свои потребности, не уменьшая возможности следующих поколений удовлетворять свои собственные нужды. Глобальные (межстрановые) - выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнение рек. Межсекторальные - развитие секторов экономики, особенно природоэксплуатирующих, наносит значительный экологический ущерб другим секторам. Межрегиональные - выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнение рек в рамках одной страны. Локальные - на ограниченной территории рассматривается предприятие-загрязнитель и анализируются вызываемые его деятельностью экстернальные издержки у реципиентов. Процесс включения экстерналий в рыночный механизм, т.е. превращение экстернальных внешних издержек во внутренние, отражение их в ценах называется интернализациейэкстерналий. Одним из возможных путей учета общественных интересов является наложение специального налога на загрязнителей, по величине равного экстернальным издержкам. В теории они названы налогами Пигу (или Пигувианскими налогами). И важнейшей задачей экономического механизма природопользования, прямых и рыночных регуляторов в сфере охраны окружающей среды является интернализацияэкстерналий. Подход А. Пигу основан на признании разрыва между частными иобщественными издержками или выигрышами, который служит причинойнеэффективного распределения ресурсов. Согласно Пигу, отрицательныевнешние эффекты устраняются с помощью корректирующего налога, аположительные – с помощью субсидии. При этом налог должен в точностиравняться предельному ущербу посторонних субъектов, а субсидия – ихпредельному выигрышу. Такое решение проблемы интернализации требуетучастия правительства, которое обладает законными полномочиями вобласти налогообложения и субсидирования. Налог Пигу (Pigoveantax) стал одним из популярных инструментовэкологической политики, где он выступает в форме налога на эмиссиизагрязняющих веществ. Экологический налог взимается с каждой единицыпродукции эмитента в размере, равном предельному ущербу реципиента.Практическое применение налога Пигу сталкивается с рядомтрудностей. Прежде всего, необходимо знать точный размер предельногоущерба. Для этого требуется выяснить: какая именно деятельность вызвала ущерб, каковы типы и объемызагрязнений, обусловленных конкретными производственнымипроцессами. При этом важно учитывать, что часть загрязнений поступает в окружающую среду вследствие природных процессов, таких как извержения вулканов, землетрясения и т. п.; какие именно загрязняющие вещества наносят анализируемый ущерб.Это требует длительных контрольных измерений и экспериментов; какова денежная оценка ущерба. Все эти измерения могут быть лишь приблизительными, и поэтомуадекватно измерить и оценить предельный ущерб невозможно. Кроме того, теоретически каждый источник загрязнения должен получитьиндивидуальную оценку ущерба, в соответствии с которой ему будетназначен дифференцированный налог. Это невозможно по техническимпричинам и связано с высокими издержками. Тем не менее, несмотря на все указанные недостатки, налогообложениев соответствии с подходом А. Пигу остается распространенныминструментом экологической политики. 29. Принцип «загрязняющий платит» и формы его реализации. Виды и формы платы за негативное воздействие на окружающую среду и природные ресурсы. Принцип “загрязнитель платит” является основополагающим принципом, который был введен Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), для использования в природоохранных проектах и политике. Этот принцип постулирует, каким образом затраты и выгоды природоохранной политики и проектов должны быть распределены между загрязнителями и их жертвами. Идея состоит в том, что именно загрязнитель должен нести бремя затрат на предотвращение и/или ликвидацию загрязнения. Таким образом, этот принцип позволяет стимулировать уменьшение загрязнения. Он способствует эффективному использованию ресурсов. Экологические налоги, платежи и другие инструменты экологической политики должны применяться в соответствии с данным принципом. Общее понимание того, что загрязнение является проявлением экстерналий, приводит к идее об ответственности загрязнителей за ущерб, наносимый их загрязнением. Этот подход лежит в основе многих законодательных актов, относящихся к налогам, связанным с загрязнением, а также лежит в основе штрафов за аварийное загрязнение Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Налоги: земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на животн. мир С1991 года в России введены платежи за загрязнение окружающей среды. Введено три вида платы: · за выброс в атмосферу загрязняющих экологически вредных веществ; · за сброс загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности; · за размещение экологически вредных отходов. Платежи за загрязнение природной среды отражают общепринятый принцип необходимости восстановления нанесенного ущерба при природопользовании в его экономическом выражении («загрязнитель платит»). В случаях превышения разработанных и утвержденных государственными органами нормативов загрязнения рассматриваемые платежи взымаются по повышенным ставкам, играют роль штрафов и служат средством экономического воздействия на природопользователей, наносящих вред окружающей природной среде, побуждая их заботиться об экологической безопасности своего производства. Совершенствование системы платежей продолжается по следующим основным направлениям: · учет инфляции при определении ставок платежей и тем самым их номинальных размеров; · более полный учет отраслевых особенностей загрязнения окружающей природной среды при расчетах и взимании платы; · расширение состава видов вредного воздействия на природную среду, подлежащих оплате. Работа по совершенствованию системы платежей за природные ресурсы, как и экономического механизма обеспечения экологической безопасности, регулирования природопользования и охраны природной среды в целом возглавляется федеральным органом по охране окружающей природной среды. Этот федеральный орган разрабатывает основные нормативно-правовые и инструктивно-методические документы в рассматриваемой области. В частности, он утверждает «Рекомендации по определению предельных размеров платы за загрязнение окружающей природной среды», а также федеральные коэффициенты индексации платы по отношению к базовым нормативам. Разработаны и введены в действие документы по взиманию платы за шумовое загрязнение, тепловое загрязнение водных объектов, загрязнение пестицидами при их использовании в сельском хозяйстве, за сброс загрязняющих веществ при смыве их с территорий и др. В России взимается плата за следующие виды загрязнений: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов. Эти платежи выполняют следующие основные функции: · являются важнейшим средством компенсации ущерба, наносимого окружающей среде, здоровью населения и материальным ценностям в результате выбросов (сбросов) вредных веществ и размещения отходов; · используются для финансирования природоохранных мероприятий, оздоровления окружающей среды и повышения экологической безопасности производства и потребления; · стимулируют соблюдение экологических нормативов и стандартов, а также реализацию природоохранных инвестиций. Порядок установления платы включает три этапа: 1) определение базовых нормативов платы; 2) определение дифференцированных ставок; 3) определение конкретных размеров платежей. Базовые нормативы определяются по видам загрязняющих веществ или вредных воздействий (шум, вибрация, электромагнитные излучения) с учетом степени опасности для окружающей среды и здоровья населения.Базовые нормативы представлены в двух видах - за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов, сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов. Дифференцированные нормативы устанавливаются на основе базовых нормативов, но с поправкой на коэффициенты, учитывающие экологическую ситуацию в регионах. Эти платы рассчитываются путем умножения базовых ставок на региональные экологические коэффициенты, отражающие природно-климатические, экономические особенности и значимость охраняемых объектов (территорий, бассейнов, рек, морей и т.д.). Конкретные размеры платежей предприятий-загрязнителей определяются местными исполнительными органами с участием органов охраны природы, санэпиднадзора и самого предприятия. С учётом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Эти платежи производятся за счет себестоимости продукции, а за превышение лимитов – за счет прибыли предприятия. Платежи за загрязнения носят налоговый характер. Постановлением правительства разъясняется, что если платежи предприятия равны прибыли или превышают ее, то можно рассматривать вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта. Применительно к сбросам загрязняющих веществ в водные объекты и выбросам в атмосферный воздух в Инструктивно-методических указаниях предусмотрена трехзвенная система платежей по дифференцированным (в соотношении 1: 5: 25) ставкам за предельно допустимый сброс или выброс (ПДС, ПДВ), за временно согласованный (т.е. в пределах установленного лимита) сброс или выброс (ВСС, ВСВ) и за сверхлимитный сброс (выброс).
|