Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 3. ЭТНОПЕДАГОГИКА
Тема 31. Этнопедагогика как одно из направлений педагогики. Формирование понятий «воспитание», «народное воспитание», «народная педагогика», «этнопедагогика». Этнопедагогика как история и теория воспитания. Предмет, цели и задачи этнопедагогики. Этнопедагогика в соотношении с другими дисциплинами этнологического цикла (этнологией, этнопсихологией, этнографией и др.) Основные понятия этнопедагогики: этнокультурные традиции, воспитание, народная педагогика, фольклорная, обыденная, обычная, неформальная, народная педагогическая культура, традиционное воспитание и т.д.
Тема 32. Становление и развитие этнопедагогики. Исследования опыта народного воспитания в XIX - начале XX века. Первое употребление термина «народная педагогика» К. Д. Ушинским в «Руководство к преподаванию родного языка». «Народная педагогика» Г. С. Виноградова. Практический опыт соединения традиционного воспитания с педагогической теорией (опыт Яснополянской школы Л. Н. Толстого и Симбирской школы И. Я. Яковлева). «Этнопедагогика» Г. Н. Волкова. Г. Н. Волков и его научная школа. Ведущие направления (отрасли) этнопедагогики. Тема 33. Народное воспитание в наследии классиков педагогики. Народная педагогика как основа развития науки о воспитании подрастающего поколения. Зарождение народной педагогической мудрости. Использование и развитие народной педагогики в западной школе. Я. А. Коменский и его принцип природосообразности. Идея «материнской школы». Принцип народности К. Д. Ушинского. А. С. Макаренко - проблемы педагогического мастерства. В. И. Водовозов. Идея народного учителя. В. А. Сухомлинский - слово учителя о народном воспитании. И.-Г. Песталоцци о народном педагогическом опыте. Л. Н. Толстой. Соединять в себе любовь к делу и к ученикам.
Вопрос 34. Этнопедагогическое наследие в современном образовании и воспитании. Основы педагогического проектирования этнохудожественных образовательных систем. Опыт работы профессора Т. И. Баклановой. Воспитательное значение народного художественного творчества, его образов и сюжетов в современных концепциях Т. Я. Шпикаловой, И. Ф. Гончаровой, М. Ю. Новицкой. Этнопедагогика и этнопедагогизация. Учебные заведения культуры и образования за возрождение национального самосознания. «Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров» (профессор Т. И. Бакланова) Сравнительный анализ подходов к традициям воспитания у различных народов: национальные особенности и общие идеалы.
Тема 35. Народный идеал человека. Понятие «идеал». Идеал как конечная цель воспитания и самовоспитания человека. Совершенный идеал как цель народного воспитания. Отражение идеала человека в различных жанрах устного народного творчества. Общечеловеческое начало как главный личностный идеал всех народов мира (ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, скромность и др.). Всестороннее развитие личности как цель – идеал в современной жизни. Ценности общества и ценности воспитания, их взаимодействие. Сохранение вечных общечеловеческих ценностей как залог стабильности общества и условие спасения мировой цивилизации.
Тема 36. Ценностное отношение к семье и семейному очагу. Ценностное отношение к матери и материнству в этнопедагогике. Образ матери как центральный образ в народной педагогике. Мать – первое и главное лицо в традиционном воспитании. Корифеи педагогики о материнском воспитании (Я.-А. Коменский «Материнская школа», Г. Песталоцци и др.) Образ матери в устном народном творчестве. Ценностное отношение к детям в этнопедагогике. Традиционные представления о ребенке как объекте и субъекте воспитания. Любовь к детям как важнейший компонент педагогической культуры человечества. Педагогические понятия народа по отношению к ребенку: вскармливание, уход, пестование, наставление, назидание и др. Роль семьи в воспитании детей. Отношение к ребенку у разных народов мира.
Тема 37. Ценностное отношение к Родине и воспитание чувства патриотизма. Определение понятия «Родина». Почитание Родины как фундаментальная духовно-нравственная ценность. Писатели, педагоги, этнографы, психологи, этнопсихологии о воспитании ценностного отношения к Родине (К. Д. Ушинский, В. П. Астафьев, Г. Н. Волков и др.). Тема Родины в устном народном творчестве. Средства и формы народной педагогики в воспитании чувства патриотизма. Ценностное отношение к Родине у разных народов. Общее и различное. Современное воспитание чувства патриотизма.
Тема 38. Природа как решающий фактор воспитания. Природа как один из важных факторов народной педагогики. Природа как источник добра и красоты. Красота природы как средство эмоционального, эстетического и морального воспитания. Я.-А. Коменский и К. Д. Ушинский о принципе природосообразности. Единство народа и природы как высшая гармония жизни на земле. Культ природы, культ животных в народно-экологическом воспитании подрастающего поколения. Средства народной педагогики в воспитании любви и бережного отношения к природе. Отношение человека с природой в традиционном народном мировоззрении.
Тема 39. Роль религии в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Религия и этнопедагогика. Религия как важный фактор в формировании духовности личности. Воспитательная функция религии. Устойчивость религиозных и народных традиций в воспитании. Религиозные средства воспитания: причастие, проповедь, исповедь и др. Организация жизни и деятельности детей в соответствии с нормами религиозной морали. Система религиозного воспитания в зависимости от особенностей различных регионов. Роль религии в духовно-нравственном воспитании детей у разных народов. Тема 40. Воспитание милосердия средствами народной педагогики. Милосердие – важнейшая добродетель в воспитании личности. Средства и приемы народной педагогики в воспитании милосердия у подрастающего поколения (сказка – сопереживание горю и радости героев), народные песни, сюжетно-ролевые игры и пр. Главенствующее значение семьи в формировании милосердия у подрастающего поколения. Воспитание необходимых педагогических условий с целью формирования милосердия у подрастающего поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|