![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Отечественные и зарубежные теории психического развития.
Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании. Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе. Задачи возрастной психологии: - Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека. - Периодизация психического развития в онтогенезе. - Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов. - Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний. - Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях. - Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека. - Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях. - Возрастная и клиническая диагностика. - Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека. - Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития: Метод наблюдения - Эксперимент: - лабораторный; - естественный; - констатирующий; - формирующий; Вспомогательные методы исследований: - беседа; - интервью; - анкетирование; - тестирование; - анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества); - проективные. Сравнительные методы исследования: - близнецовый; - сравнение нормы и патологии; - кросс-культурный; - биографический. Социометрические методики Схема построения эмпирического исследования: Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста). Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени. Ключевое понятие возрастной психологии - понятие «развитие». Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Созревание - важнейший фактор развития. Созревание - психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. Разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Различают нормативное психическое развитие и индивидуальное. 16. Понятие возраста. Структура возраста: социальная ситуация развития, возрастные кризисы, ведущая деятельность и новообразования в психическом развитии человека. Возраст - это целостное динамическое образование, который определяет роль и удельный вес каждой линии развития человека в онтогенезе Принято разделять на: психологический и физический. Физический возраст ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Психологический возраст (по Выготскому) - это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. С точки зрения Л.С. Выготского, психическое развитие - это процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых. Основной критерий - критический возраст - поворотный пункт развития психики ребенка. Кризисы - необходимые этапы развития, а чем ярче, острее, энергичнее его протекание, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л.С. Выготского: кризис новорожденности, кризис 1-го года, кризис 3-х лет, кризис 7 лет, кризис 13 лет, кризис 17 лет. Психологическая структура возраста: -Социальная ситуация развития(ССР) - одно из основополагающих понятий в структуре психологического возраста, характеризующееся определенным соотношением внешних условий среды и внутренних условий индивида как личности. ССР - конкретная форма значимых для индивида отношений с его окружающей социальной действительностью. ССР - характерные специфические исключительные и неповторимые отношения человека и окружающего его мира. Понятие «ССР» связано с двумя основными характеристиками: -объективная характеристика - характер социальной среды и ее компонентов, с которыми у ребенка возникают какие-либо отношения (семья, детсад, школа, вуз); -субъективная характеристика - отношение самого ребенка к этой среде и в разном возрасте - разное отношение. ССР полностью определяет формы и путь развития ребенка, виды деятельности, новые приобретаемые психические свойства и качества. Весь образ жизни ребенка обусловлен характером ССР - системой взаимоотношений ребенка и окружающими людьми. -Ведущий тип деятельности (ВТД) - это ведущие отношения ребенка с действительностью на каждой стадии развития психики (Д. Эльконин, В. Давыдов и др.). Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого индивид выступает как субъект, который целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет свои потребности. С точки зрения теории деятельности, процесс развития, включая формирование функциональных систем, производит сам субъект, а не воздействие взрослого. Т.е., это воздействие невозможно без реальной деятельностной активности самого ребенка. 3 признака ВТД: 1) Возникновение и дифференцировка других видов деятельности (в дошкольном детстве в игре ребенок учится, начинает формироваться учебная деятельность). 2) Формирование и перестройка психических процессов (в игре формируется воображение, начинает формироваться символическое (абстрактное мышление) на основе действий с предметами-заменителями). 3) От хода ВТД зависят наблюдаемые в данный период основные психологические изменения личности (игра - основной момент социально-ролевой и гендерной социализации). Основные виды деятельности в онтогенезе человека 0-1 год Эмоциональное общение ребенка и взрослого 1-3года Предметно-манипулятивная 3-6 лет Игровая 6-10/11 лет Учебная 10/11-15/16 лет Общение Далее (от 17 до 21/22 лет) - учебная деятельность с акцентом профориентационных ценностей, затем - профессиональная. -В ВТД возникают психоновообразования (ПН) - новые психические структуры, качества и свойства личности. Центральные психоновообразования являются ведущими для всего процесса развития в данном возрасте и содержат: 1) Социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, которые определяют психическое и психологическое созревание, ход развития и отношение к среде. 2) Обобщенный результат всего возрастного психического развития и исходный пункт для формирования психообразований индивида в следующих возрастах. 3) Вокруг центральных ПН формируются частные новообразования. Так, прямохождение в 1 год стимулирует развитие зрительно-двигательной координации и психомоторного интеллекта; развитие самостоятельности (воли) в 3-х-летнем возрасте стимулирует развитие произвольного внимания, восприятия и памяти, а также самооценки, уверенности в себе и т.д. Центральные ПН (ЦПН) - обобщенный результат развития индивида за весь предыдущий период и исходный пункт формирования личности на следующем этапе. Ходьба на 2-х ногах, основанная на потребности к свободе передвижения, стимулирует стремление познать мир шире; автономная речь ребенка, обращенная к себе, - это стремление подражать взрослым, т.е. попытка дистанциироваться от себя, преодолеть детский эгоцентризм и т.д. ЦПН - основной критерий деления психического развития на периоды, так как возникают в ответ на социальную ситуацию, когда на стыке двух возрастов возникают новые потребности. Поскольку эти потребности не удовлетворяются, а иногда даже подавляются, то в ответ возникает типичный кризис возрастного развития психики. Возрастные кризисы - революционная стадия возрастного развития психики. Л.С. Выготский выделил три типа возраста: стабильный, сензитивный, критический. Сензитивный период – возрастной период, наиболее физиологически благоприятный для развития какого-либо психического процесса, свойства или качества (например, 1-й год жизни – сензитивный для восприятия; 1, 5-3 года – для развития речи). Стабильный возраст – развитие основано на небольших изменениях и характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней. Изменения накапливаются до определенного предела, затем формируются возрастные психоновообразования (например, созревание НС для ходьбы) и гармония между ребенком и средой разрушается, возникают противоречия между возрастными психическими и физическими возможностями и сложившимися ранее формами взаимоотношений ребенка с окружающим миром взрослых. Критический период имеет позитивные сдвиги - переход от одних форм поведения к новым формам) и включает три этапа: 1) предкритический (отказ от прежних форм отношений и поведения; 2) критический (поиск новых форм поведения); 3) посткритический - отработка усвоенных форм поведения. Критический период – переход на более высокий уровень при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Это норма развития. Л.С. Выготский выделил типичные возрастные кризисы от рождения до юношеского возраста и характерные общие черты поведения: капризы, непослушание, раздражительность, частые конфликты со взрослыми, отрицание сложившихся ранее отношений, отказ от ранее выполняемых требований. Особенности возрастных кризисов по Л.С. Выготскому: неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса; наличие кульминации в середине; наличие резких изменений в поведении. Л.И. Божович добавила депривацию (неудовлетворение) тех потребностей ребенка, которые возникают в конце каждого возрастного периода. Ребенок к концу каждого возраста совершенно иной, чем в начале, так как у него возникают новые потребности, а ССР остается прежней и ее надо изменить. Разрешение кризиса - переход на новую ССР.
|