Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика и Культура Казахстана VI-X11 вв






Культура этого времени представлена архитектурными, археологическими, письменными памятниками, устным народным творчеством, обычаями, традициями, религиозными верованиями.

Не позднее первой половины 7в. у тюрков возникло самостоятельное Орхо-енисейское руническое письмо. Памятниками древнетюркской письменности явл-ся тексты в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина. Широкое распространение получили предания о Коркуте. Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа Абу Наср аль-Фараби. Ему принадлежат труды «Большая книга музыки», «Трактат о взглядах жителей добродеятельного города» и др. В средние века в период господства Караханидов жили и творили создатели крупнейших памятников тюркского языка и литературы Ю. Баласагуни (Благодатное знание) и М. Кашгарский (Диван лугат ат-тюрк). В средневековье жил и творил глава тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмед Ясави (Диван-и-Хикмет). В первой половине 7 в. некоторые правители западных тюрок стали буддистами или покровительствовали буддизму. На юге К. и в Семиречье буддизм имел достаточно широкое распространение. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-Бешиме, Новопавловском: храмы, монастыри, часовни, а также находки буддийских статуэток и стрел с буддийскими персонажами и сценами. В 7-8 вв. н.э. христианство несторианского толка широко распространилось в городах Южного К. и Семиречья. Во многих городах имелись христианские церкви. При патриархе Тимофее (780-814) христианство было принято царем тюрок, видимо, карлукским джабгу. На рубеже 9-10 вв. была образована особая карлукская метрополия, в Таразе и Мерке действовали христианские церкви. Своих приверженцев в Семиречье и на юге К. имело и манихейство, в первую очередь среди оседлых жителей. Среди жителей средневековых казахстанских городов были и приверженцы зороастризма. Памятники зороастризма можно проследить в сырдарынских городах и в Семиречье. Многие связанные с зороастризмом культы продолжали бытовать в городах К. и после появления ислама. Однако распространившийся в К. ислам вытеснил и христианство, и буддизм, и зороастризм, и местные культы. Источники 8-9 вв. свидетельствуют об исламизации населения южною К. Это связывают с арабскими завоеваниями этого периода. В начале 10 в. ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-хан в 960 г. объявил ислам государственной религией.

Все средневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом и полукочевом скотоводстве, тесно связанном с оседлым земледелием.

В мирное время тюрки занимались торговлей, охотно меняя скот (лошадей, овец, верблюдов) и изделия своих промыслов (шерстяные изделия, войлок, ковры, кожу, дубленую кожу) на другие товары. Сделки имели форму натурального обмена или оценивались в кусках китайского шелка или местной шерстяной ткани строго определенного размера, являвшихся в азиатских степях более распространенным платежным средством, чем металлические монеты. Помимо этого, контролируя основные караванные торговые пути между Китаем и Западной Азией, тюрки облагали данью проходившие по ним караваны.

Образование в середине X в. Караханидского государства и завоевание Караханидами Средней Азии еще более сблизили с ней регион Южного Казахстана и Жетысу. Продолжается подъем городов, развитие ремесел и торговли, науки и культуры.

Период господства Караханидов в Казахстане и Средней Азии является одним из важных этапов в развитии городов. Территориальный рост городов, наблюдаемый в Казахстане, во многом зависел от массового оседания кочевников. Во всех городах они стали преобладающим населением Жетысу.

В IХ-Х вв. появляются укрепленные поселения в Илийской долине. Некоторые из них вскоре становятся городами, центрами ремесел и торговли.

Оседло-земледельческая и городская культура распространяется в Восточном Казахстане, в Прииртышье, в государстве кыпчаков, в Центральном и Западном Казахстане. Дальнейшее развитие получают городские ремесла. Начинается производство поливной посуды.

Одним из крупных городов исследуемого периода является Тараз. В это время здесь строится водопровод, общественные бани.

Развитие феодальных отношений привело к нарушению замкнутости натурального хозяйства сельской общины, вызвав увеличение спроса на ремесленную продукцию. В городах рост численности населения способствовал увеличению ремесленной прослойки. Бурное развитие ремесел было явлением повсеместным.

В ряде городов чеканятся монеты. Их выпускали Испиджаб, Отрар, Тараз.

Расцвет казахстанского города был определен важнейшими социально-экономическими сдвигами, происшедшими в это время, в первую очередь, развитием феодализма.

Определенную роль в оседании кочевников сыграно распространение мусульманской религии.

Специфической особенностью земледелия в городе было то, что вся земля находилась в частной собственности, а не в государственной.

В IХ-ХI вв. на основе мощного субстрата архитектурно-строительных традиций и новой идеологии (ислама) сформировалась основа архитектурной типологии, развивавшаяся в последующее тысячелетие. Архитектура общественных и культовых зданий развивается в соответствии с канонами ислама и общим направлением архитектуры стран «мусульманского Востока». Особое развитие получили культовые комплексы, архитектурное ядро которых состояло из монументальных построек, располагавшихся компактно или по краям площадей. В указанный период появились бани. В больших городах имелось несколько бань. В IХ-ХII вв. в связи с распространением ислама широкое распространение получает арабский язык. На арабском языке писал выдающийся ученый Востока Абу Наср аль-Фараби (870-950 гг.). Он родился в городе Весидже, входившим в округ Фараб (Отрар), затем учился в Бухаре и Багдаде. Аль-Фараби является ученым-энциклопедистом, его научные взгляды намного опередили свое время. Ему принадлежат труды «Большая книга музыки», «слово о классификации наук», трактаты по философии, математике, астрономии. Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира. В XI в. было написано одно из важнейших исторических и литературных произведений того времени - «Кутадгу билик» (Благодатное знание) Юсуфа Баласагуни. Это первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Средней Азии.

Большую ценность представляют произведения Махмуда Кашгари. Он составил Словарь тюркских наречий «Диван-лугат-ат-тюрк».

Памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X - XI вв.) в окрестности Тараза. Позднее были возведены мавзолей Айша-Биби (XI - XII вв.). расположенный рядом, и мавзолей Карахана в самом Таразе. Бесценным творением данной эпохи было изобретение письменности, благодаря чему последующие периоды унаследовали уникальную форму сохранения и передачи информации - коллективную память. Древнетюркская письменность появилась на 15 веков раньше кириллицы и на 10 веков раньше, чем грузинское и армянское письмо, о чем свидетельствуют такие памятники, как архонские надписи и другие. Широкое распространение получили предания о Коркуте. Они были известны Алишеру Навои, существуют записи легенд о Коркуте у В. Вельяминова-Зернова, у Г. Потанина. В народном предании Коркут - это мудрый наставник, прорицатель, хранитель заветов предков, родового строя.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал