Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие предметной деятельности
Достижения ребенка к концу первого года жизни требуют построения новой социальной ситуации развития – совместной деятельности ребенка с взрослым человеком. Продолжает интенсивно развиваться общение, т. к. без общения с взрослым невозможна предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте. В общение, связанное с предметными действиями, включается речь. Действуя с предметами, ребенок второго года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый человек. К концу первого-началу второго года жизни у ребенка на основании повседневной практики действий с игрушками и бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении. Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. Ребенок хочет все делать сам – в своей самостоятельной сюжетно- отобразительной игре он воспроизводит с помощью предметов-заместителей отдельные простые события повседневной жизни. Ребенок много и разнообразно играет. Вместе с взрослым ребенок участвует в несложных обучающих и подвижных играх, которые обогащают его самостоятельную сюжетно- отобразительную игру. К концу раннего возраста возникают предпосылки развития ролевой игры. В игре впервые проявляется инициатива ребенка в постановке и решении игровой задачи, что является признаком творческого начала в его деятельности. Задачи развития предметной деятельности: 1. Способствовать овладению орудийными способами действий в быту, игре, на занятиях. 2. Знакомить детей с назначением предметов быта, мебели, одежды, транспортных средств; поощрять самостоятельные предметно-опосредованные действия в быту и игре. 3. Развивать самодеятельную игру-экспериментирование с различными подходящим для этого предметами и природным материалом. 4. Способствовать возникновению и развитию сюжетно-отобразительных игр. 5. Побуждать детей к подвижным и досуговым играм. Для занятий важно подготовить развивающую предметную среду: детскую игровую мебель, предметы для экспериментирования, сюжетно-образные, дидактические игрушки, разнообразные безопасные материалы, которые в игре служат предметами-заместителями. Необходима педагогическая поддержка в сюжетно-отобразительных играх, когда ребенок отображает назначение различных бытовых предметов, стремясь к разнообразию способов их использования. В специальных обучающих играх-занятиях ребенок осваивает систему орудийных действий. Эти игры имеют чрезвычайно важное значение для осознания ребенком «общего принципа» предметного опосредования. Для того чтобы дети осваивали перенос способа действия в другие ситуации и на другие предметы, можно использовать сюжетное конструирование. Для этой цели хороши различные строительные наборы и простые конструкторы. Полезны совместные с взрослым сюжетно-дидактические игры, инсценировки, прослушивание сказок. Воспитатель показывает детям картинки, слайды, мультфильмы, водит их на тематические прогулки, обогащает содержание игр.
|