Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и задачи профессиональной консультации. Теоретические модели профконсультации.
Цели и задачи Цель: составление индивидуальной программы профессионального развития. Задачи: · выявление профессиональных склонностей, способностей, интересов, мотивации и личностных качеств; · определение направлений и уровня профессионального обучения; · составление перечня предметов для углубленного изучения и сдачи ЕГЭ; · формирование умений к профессиональному самоопределению. К основным целям профессионального консультирования можно отнести: оптимизацию возможностей, потребностей и интересов индивида в рамках профессионального самоопределения. Особенно важна профессиональная консультация в период окончания образовательных учреждений. Кроме того, профессиональное консультирование предоставляет информацию о статусных характеристиках профессии, ее возможностях и сложностях, соответствии определенных данных кандидата требованиям профессии.Консультанты делают основной акцент на повышении личной ответственности клиента по отношению к его собственной жизни. основные группы задач профессионального самоопределения. 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (в идеале - помощь в самопознании); 3) морально-эмоциональная поддержка клиента; 4) помощь в выборе, в принятии решения.
24 Групповое профессиональное консультирование. Групповая форма носит предварительный характер, ее цель в основном информационная, чаще всего – это лекции и беседы, с помощью которых оптанты могут сориентироваться в мире профессий, придать выбору профессии личностный смысл, сформировать у себя адекватную мотивацию, осознать общественную значимость труда. Основными целями групповых форм являются: 1) интенсификация и повышение эффективности оказания консультационных услуг с помощью использования психологических ресурсов группы; 2) увеличение числа клиентов, получивших информационные и консультационные услуги; 3) формирование знаний о психологических аспектах профессиональной деятельности, необходимых для повышения эффективности выбора профессии; 4) обучение навыкам выбора, планирования и реализации профессиональной карьеры, делового общения и саморегуляции в процессе профессионального образования и трудовой деятельности, решения проблем и преодоления критических ситуаций; 5) формирование ценностно-мотивационной сферы и создание позитивного отношения к профессиональному выбору, обучению и трудовой деятельности; 6) предоставление условий для оказания самопомощи и взаимопомощи в решении профессиональных проблем; 7) ориентация на активную самостоятельную деятельность в процессе профориентации. Индивидуальное.профессиональное.консультирование. Индивидуальное профконсультирование является основной универсальной формой консультирования, не имеющей противопоказаний, однако при большом потоке клиентов требующей значительных затрат времени и сил. Наиболее целесообразно применение индивидуальной формы для информирования по частным вопросам, обсуждения диагностических результатов, консультирования, связанного, прежде всего, с болезненными переживаниями и отклоняющимся поведением клиента.Программа индивидуальной психологической консультации организуется на двух этапах: первичная профконсультация и собственно индивидуальная (или углубленная индивидуальная) профконсультация. Первичная профконсультация – это форма индивидуальной консультации, проводимая с группой (3–7 человек), в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Проводится в доброжелательной свободной обстановке.Главное назначение первичной профконсультации состоит в предоставлении сведений о мире профессий, определении мотивов выбора профессии, познавательных интересов, профессиональной направленности личности.Результатом первичной профконсультации является оказание помощи в формировании профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности выбора. 1) информационно-справочная часть первичной профконсультации предполагает беседу о правилах выбора профессии; анализ типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии; знакомство с классификацией профессий (в частности, разработанной Е.А. Климовым для целей профориентации); обсуждаются вопросы-ответы в виде: знаете ли вы, какие требования предъявляет та или иная профессия к человеку или в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию? 2) основную (диагностическую) часть первичной профконсультации занимают методы сбора информации о самом оптанте, особенностях развития познавательных интересов, его склонностях, профессиональной направленности, о наличии и степени сформированности профессионального плана, профессиональной мотивации, а также некоторых индивидуально-психологических характеристик.3) собственно консультативная часть представляет собой заключительную часть первичной профконсультации, которая проводится в форме беседы. Специфика и задачи последней определяются индивидуально-психологическими особенностями, ситуацией выбора профессии, степенью сформированностипрофплана и некоторыми другими факторами. углубленная индивидуальная профконсультация. Как указывается в некоторых исследованиях, в такой форме индивидуальной профконсультации нуждаются 80–90 % обследованных. Но поскольку это нереально, обычно после проведения первичной профессиональной консультации для индивидуальной, более глубокой формы отбирают только наиболее нуждающихся в ней оптантов. Углубленная индивидуальная профконсультация проводится с одним клиентом и основывается на глубоком всестороннем изучении человека. Его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, памяти, нейродинамики, моторного развития, мышления, личности, характера, социометрической структуры и референтных для оптанта групп.
|