Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Церковь Св. Кириака в Гернроде – 10-нач. 11 векаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лангобарды приняли участие в разгроме остготов. С 568 по 774 год – время расцвета лангобардов, пока в 774 году не были завоёваны Карлом Великим. К тому времени лангобарды были, вероятно, самым культурным народом Западной Европы, влияние их учёности и их искусства явно ощущалось и в 9 веке – церковь Сан Мартино в Чивидале.
Король франков Хлодвиг – около 481-511 годов – из династии Меровингов оттеснил вестготов и расширил границы своего государства, в котором господствовали теперь две культуры – античная и варварская. Франкские мастера считались искусными ювелирами, умели хорошо обрабатывать металл. -застёжка-фибула. франки. 7-8 века. Из архитектурных памятников сохранились, в основном, церковные постройки. Одна из самых древних – бабтистерий (крещальня) во французском городе Пуатье. Это почти квадратное здание, сложенное из кирпича и мелкого камня; карниз здания напоминает античный антаблемент – балочное перекрытие. Вообще, христианизация Европы ведёт к интенсивному строительству церквей. Это всё тот же тип базилики, но трансепт – поперечный неф – отодвинут от апсиды – алтарная часть храма – к западу, придавая плану церкви форму латинского креста, что было вызвано усложнением богослужения и увеличением количества духовных лиц. Полностью в базилике исчезает атриум – в древнеримском доме – закрытый внутренний двор, куда выходили остальные помещения. Раннее стоящая отдельно колокольня сливается со зданием и часто помещается на перекрестье нефа и трансепта. Встречается и храм типа ротонды. Нередко используются старые античные колонны разных ордеров вперемешку. От 6-7 веков сохранились произведения прикладного искусства – ювелирные изделия, утварь бытовая, чаще церковная. Этот период – царство орнамента. Всякая свободная поверхность – порталы соборов (архитектурно оформленный вход в здание), алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь – украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц. Многие франкские монастыри имели скриптории – книгопечатные мастерские – в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания. Книги в то время высоко ценились, поэтому их украшению уделяли огромное внимание. Рукописи помещали в оклады из слоновой кости или благородных металлов со вставками из драгоценных камней. Здесь орнамент достиг особенного расцвета, иногда сами буквы походили на орнамент. Заглавная буква, инициал разрасталась в целую картину, заменив собой миниатюру. Особенно славились скриптории французских, английских и ирландских монастырей. Французские рукописи в основном украшены изоморфическими – с изображением животных, птиц, рыб - инициалами: заглавной буквы в виде стилизованной птицы, рыбы, фантастического животного. На полях часты рисунки христианских символов – крест, голубь и другие. В Англии, Ирландии и Скандинавии, куда почти не дошла римская цивилизация, в 7-8 веках всё ещё преобладали варварские традиции и верования. Североевропейский орнамент состоял из спиралей, плетёнок, узлов. Среди узоров возникали очертания птиц, зверей, людей или демонов. Узоры были очень выразительны, в них как будто заключалась напряжённая и загадочная жизнь. Эти изображения запечатлели восприятие природы варварами, уподоблявшими мир человеку: землю-плоти, воду-крови, воздух-дыханию, огонь-теплу человеческого тела. Природа одушевлялась, а человек становился органичной частью окружающего его мира. Эти узоры, по представлениям варваров, обладали магическими свойствами: охраняли читателя или владельца от нечистой силы. Такие орнаменты часто встречаются на рукоятях мечей, в рукописях из ирландских монастырей На севере Европы было развито искусство резьбы по камню. Надписями и различными изображениями украшали большие каменные кресты, которые устанавливали чаще всего на перепутьях. Монументальная живопись и скульптура в 6-8 веках развития не получили. В сохранившейся же резьбе по камню наблюдался полный разрыв с классическим искусством древности. Редкие фигуры большеголовы и приземисты. Чаще это резьба со стилизованным узором из фигур зверя или птицы, оплетённых ремнями (резьба деревянных украшений корабля, найденного в Озеберге около Осло, 9-10 вв.)
Но в дороманском искусстве был период, отмеченный влиянием античности – это время так называемой Каролингской империи – конец 8-1 половина 9 века – по имени императора франков Карла Великого, объединившего огромные земли современной Франции, Германии, Италии, Испании, и с 800 года короновавшегося как император римлян. Античность провозглашалась идеалом государственности и культуры. На документах ставили печать с изображением ворот Рима и надписью: «Обновление Римской империи». «Каролингский Ренессанс» - так назвали исследователи искусство этой эпохи.
Архитектура. Своей столицей Карл Великий избрал небольшой городок Аахен – современная Германия. Новая столица быстро строилась. Но до наших дней сохранилась Аахенская капелла (часовня). Это - величественное двухэтажное здание высотой около 32 метров. Её нижний, в плане 16-угольный этаж олицетворял землю, а верхний – меньший по размеру и в плане восьмиугольный – небо. Первый этаж предназначался для придворных и людей низкого звания. На втором этаже, напротив алтаря, располагался императорский трон. В куполе капеллы находилось мозаичное изображение Христа, восседающего на троне в окружении 24-х старцев и четырёх символов евангелистов – ангела – Св. Матвей, льва - Св. Марк, тельца – Св. Лука, орёл – Св. Иоанн. Из Италии для отделки капеллы привезли античные мраморные колонны, облицовочные плиты из дворца короля Теодорха в Равенне. Освящённая в 805 году капелла служила не только церковью. Здесь хранились собранные Карлом Великим драгоценные христианские реликвии. Здесь же был похоронен Карл Великий. В другом сохранившемся памятнике архитектуры эпохи Каролингов – ворота монастыря в Лорше – современная Германия – построенных около 800 года – своеобразно переплелись античные и варварские мотивы, что было характерно для искусства того времени. Сооружение напоминало римскую триумфальную арку с тремя пролётами. Над аркой помещался Надвратный зал, назначение которого не известно. Стены здания были облицованы разноцветными плитами, что придавало ему праздничный, нарядный вид. Аахенская капелла и монастырские ворота в Лорше замечательные, но не традиционные постройки раннего Средневековья. Типичной для того времени была архитектура многочисленных монастырей, в которых была сосредоточена политическая и культурная жизнь. Особенности зодчества определялись здесь варварскими традициями: монастырские храмы – невысокие здания с толстыми стенами – напоминали крепости. Центром являлась базилика с ризницей при ней и библиотекой со скрипторием. Внешнее убранство монастырских церквей было очень скромным (плитки разных оттенков в облицовке, иногда разные капители колонн), внутри же стены расписывались фресками или покрывались мозаикой. Монументальная живопись в 9 веке была на высокой ступени развития, но памятников сохранилось очень немного. Это фрески церкви Св. Иоанна в Мюнстере, дающие представление о расположении сюжетов: «Христос во славе» и «Вознесение» помещались в апсиде; на стенах нефов – сцены из Священого Писания; на западной стене – «Страшный Суд» Влияние позднеантичной художественной культуры сказывалось в наличии фонов с изображением классической архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и движений. Экспрессивность же, напряжённость – это новые черты, свойственные западно-европейскому средневековью. Особого внимания заслуживает каролингская рукописная книга, в которой сочетаются иллюстративный и декоративный принципы украшения. На миниатюрах этих рукописей предстают величавые мужи в античных тогах с книгой в руках. В Каролингской империи даже возникло несколько крупных центров изготовления книг, появились отдельные школы.
Искусство Оттоновской империи. В конце 10 века на первый план в Центральной Европе выступает Германия.
в 9 веке в восточной части империи Карла Великого произошло объединение земель под властью Людовика Немецкого – 833-876 годы. В 962 году король Оттон 1 коронуется в Риме, положив начало «Священной Римской империи германской нации», имеющей преемственную связь с Каролингской и Римской империями. На рубеже тысячелетий Европа переживала бурный расцвет, который затронул все области жизни. В тот период интенсивно строятся суровые неприступные монастыри. Их церкви хоть и сохраняют базиликальный тип, но более просты по форме, чем каролингские, чётки по объёму, лишены наружного декора. Церковь Св. Кириака в Гернроде – 10-нач. 11 века
|