Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ результатов исследования позволяет сформулировать некоторые выводы и предложения по совершенствованию российской системы правосудия по делам
Анализ результатов исследования позволяет сформулировать некоторые выводы и предложения по совершенствованию российской системы правосудия по делам несовершеннолетних в направлении становления ювенальной юстиции. 1. В настоящий момент в России отсутствует автономная ювенальная юстиция. Однако специализированная система правосудия по делам несовершеннолетних существовала в дореволюционной России и показала свою эффективность. Поэтому при реформировании правосудия в настоящее время речь может идти не о создании, а о восстановлении ювенальной юстиции с учетом исторического опыта и современных преобразований. 2. Действующее российское законодательство (материальное и процессуальное) содержит некоторые нормы, сходные с теми, на основе которых функционируют различные модели ювенальной юстиции в мире. Однако правосудие по делам несовершеннолетних в России не в полной мере соответствует международно-правовым стандартам. Множественность рассмотренных в работе недостатков законодательства и проблем правоприменительной практики свидетельствует о существенных недостатках системы правосудия и предупреждения беспризорности и преступности несовершеннолетних в России и диктует потребность в ее принципиальном совершенствовании в соответствии с международными принципами. 3. Изучение зарубежного опыта и использование его результатов в процессе совершенствования российского законодательства в области правосудия по делам несовершеннолетних является одним из важнейших направлений научной разработки темы ювенальной юстиции. Однако попытка построить новые конструкции путем слепого заимствования учреждений, эффективных в других странах, неизбежно выявит отсутствие системных условий в российской практике. В связи с этим аргументируется вывод о необходимости комплексного системного подхода к совершенствованию правосудия по делам несовершеннолетних. Реформа должна охватывать более широкую, чем правосудие, сферу государственной деятельности. 4. Надлежащее функционирование ювенальной юстиции невозможно вне специальной системы, обеспечивающей ее деятельность. Поэтому процесс совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних в России должен иметь конечной целью создание ювенальной системы защиты прав несовершеннолетних, соответствующей международным стандартам, и должен включить несколько аспектов: Создание организационной основы для формирования ювенальной юстиции. Внедрение отдельных элементов ювенальной юстиции в российскую систему правосудия в рамках региональных экспериментов, анализ и обобщение практики и результатов. Информационно-методологическое обеспечение и профессиональная адаптация кадров, которые могут быть привлечены к работе в ювенальной системе. Формирование концептуальной и практической основы становления ювенальной системы в России. Создание основных норм и институтов ювенальной системы. 5. Организационной и практической основой модернизации должны послужить результаты внедрения элементов ювенальной юстиции на региональном уровне, которые получили положительную оценку участников и экспертов и обеспечили продвижение на пути эволюции представлений практических работников о специфике правосудия по делам несовершеннолетних, о подходах к работе с несовершеннолетними правонарушителями и схемах взаимодействия в ювенальной системе, соответствующих международным стандартам и основанных на практике зарубежных стран. Проблемы, возникшие в ходе экспериментов, обозначили основные приоритеты дальнейшего реформирования правосудия по делам несовершеннолетних в России: обеспечение целенаправленной программы государственной поддержки; осознания важности и значения проводимых проектов со стороны властных, правоохранительных и судебных структур; преодоление узковедомственного подхода к работе с несовершеннолетними и системной разобщенности субъектов правоотношений, связанных с производством по делам несовершеннолетних (прокуратура, ОВД, ОППН, КДН, адвокатура, общественные организации, социальные службы); создание системы межведомственного взаимодействия. В связи с этим предлагается Генеральной прокуратуре РФ, Судебному департаменту при Верховном суде РФ, Министерству внутренних дел РФ способствовать проведению на региональном уровне межведомственных совещаний с работниками следственных органов, прокуратуры, судов, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с участием представителей средств массовой информации по разъяснению положений международных стандартов в области отправления правосудия по делам несовершеннолетних, необходимости их соблюдения в правоприменительной практике и отражения в российском законодательстве, а также обсуждению перспектив становления ювенальной юстиции в России. Рекомендуется Верховному суду РФ обратить внимание на инициативу отдельных российских регионов, в которых были проведены эксперименты по внедрению отдельных элементов ювенальной юстиции (напр., Ростовская обл.), о создании Центров поддержки судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции. Список использованной литературы
|