![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чередующиеся гласные в корне слова. Спишите, вставьте орфограммы, выделите корень и объясните написание.
Спишите, вставьте орфограммы, выделите корень и объясните написание. Интелл_кт, интелл_гент, аккомпан_мент, аккомпан_ровать, лид_р, лид_ровать, трен_р, трен_ровать, абон_мент, абон_ровать, дезинф_кция, дезинф_цировать. Выч_тать – выч_ты, соч_тание, соч_тать, ч_та. Вым_рать – вым_реть, зам_рать – зам_реть. 2. Ь после шипящих в различных частях речи Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите окончание в словах, объясните написание. Вот как надо поступать. Чтобы правильно писать: Открываеш_ настеж_ двери. Прогоняеш_ скуку проч_. Вскач_ пускаешься и вериш_, Что напишеш_ все точ_-в-точ_. Так, как надо: вот шипящий, Вот за ним есть настоящий, Без подделки мягкий знак – Без него нельзя никак! Так в конце он засияет, Что кому-то «пять» поставят. 3. О-Е (Ё) после шипящих и Ц Спишите, вставьте орфограмму, выделите соответствующую часть слова. Согласовать с завуч_м, нет лучш_го работника, любимая внуч_нька, напрасно хлопоч_те, закруч_нная нитка, возмущ_ние, ещ_, трещ_тка, ч_порный, ч_каться, обж_ра, изж_га, ц_кать, ц_коль, ш_к, ш_ры, ш_рты. 4. Правописание Ъ и Ь Спишите, вставьте пропущенную букву, подчеркните. Двух_ярусный, трех_язычный; ад_ютант, ин_екция, кон_юнктура, контр_ярус, об_ект, суб_ект, транс_европейский. 5. Ы-И после Ц Спишите, вставьте орфограмму. Ц_фра, ц_рк, ц_ферблат, ц_рюльник, на ц_почках, ц_кать, станц_я, ц_тата. 6. Приставки на З, С Перепишите. Вставьте приставку и объясните ее написание. Далеко на том берегу, в непроглядной тьме, горело вра...сыпную несколько ярко-красных огней. Вдруг, ра...секая потемки, золотой лентой взвилась к небу ракета; она описала дугу и, точно ра...бившись о небо, с треском ра...сыпалась в искры. 7. Приставки ПРЕ-, ПРИ- Замените словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-. Поступить вероломно, относиться несправедливо, проходить свободно, идти сплошным потоком, находиться где-нибудь, относиться невнимательно, принять иной вид, относиться без уважения, нарушить верность. 8. НЕ или НИ Спишите, вставьте не - или ни -, подчеркните. Никто другой не мог проникнуть в это укромное место. Этого не позволялось никому иному, кроме домашнего любимца - огромной лохматой собаки. (Н...) раз бывали мы в роще - слушали соловьиное пенье. (Н...) только у будочки, но и во всей аллее (н...) оказалось (н...) одного человека. Суда поспешно (н...) чини: (н...) прочен суд земной! Люди, где бы вы (н...) были, обязательно оставайтесь людьми. 9. НН-Н в различных частях речи Вставьте пропущенные буквы, выделите суффикс, корень и окончание в слове. Сердце бешен_о забилось, промышлен_ость, нежелан_ый гость, кончен_ый человек, делан_ые манеры. 10. Употребление букв Е-Ё Прочитайте, определите, какая буква должна стоять в слове. Спишите, подчеркните вставленную букву. Составьте с каждым словом словосочетание. Наперч_нный, насторож_нный, прируч_нный, кот_нок, ж_лудь, ш_рстка, осужд_нный, ист-кший, кр_стный, Сем_н, с-рточка, тяж_лый, м_д. 11. Употребление числительных Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными. 1) К шестьнадцатому сентября двух тысяч восемнадцатому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе писателя. 2) Более полуторасот художественных школ в нашем городе. 3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVI в., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима. 4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1, 3 раза. 5) В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней. 12. Употребление иностранных слов и фамилий Раскройте скобки, поставьте в нужную форму имена, фамилии, названия.
13. Работа с текстом Прочитайте внимательно текст. Составьте по нему аннотацию. Напишите свое эссе на эту тему. Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо первое БОЛЬШОЕ В МАЛОМ В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать. Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом. Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям — к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым. Соблюдать большое надо во всем решительно. Тогда все легко и просто. 14. Жаргонизмы Дайте определение понятию «жаргонизм». Составьте словарь жаргонизмов (не менее 10 слов). Выявите по словарю лексическое значение этих слов. Составьте с каждым словом предложение. 15. Фразеологизмы Составьте словарик из 10 фразеологизмов, которые вы наиболее часто употребляете в своей речи. Напротив каждого фразеологизма напишите значение. С помощью словаря «Фразеологизмов русского языка» проверьте правильность их употребления. 16. Профессионализмы Составьте словарик (не менее 5 слов) профессионализмов по вашей специальности с указанием правильного ударения и лексическое значения (по словарю). Составьте с каждым словом предложение, прочитайте вслух. Запишите в тетрадь. 17. Заимствованные слова С помощью словаря определите лексическое значение слов, запишите. С каждым словом составьте предложение: дивиденд, ньюсмейкер, ликвидный, автобан, менеджмент, коллоквиум, синдром, шовинизм. 18. Уместность, логичность, точность речи В каких случаях можно использовать слово «сексуальность»? Можно ли заменить слова «сексуальность» другими словами, более точными по лексическому значению и уместными? Например: восхитительно, замечательно, красиво, удивительно, обворожительно и др. Выявите лексическое значение этих слов по словарю. Спишите, исправив предложения. Какая у вас стала дочка сексуальная! Я вчера купила себе сексуальную губную помаду. Ты просто секси! Вы такая сексуальная пара! Ехать на машине - это так сексуально! 19. Паронимия. Выясните лексическое значение слов по словарю. Составьте предложения со словами-паронимами. человеческий — человечный
20. Речевая избыточность Выявите речевую избыточность. Исправьте предложения. Отличительная особенность работ этого художника заключалась в любви к прорисовкам с витиеватыми извилинами. Написав свою автобиографию, я отдал еѐ в отдел кадров. В данный период времени я нахожусь на лечении в санатории. 21. Канцелярит Найдите в любой периодической печати, художественной литературе, объявлениях и т.д. проявления канцелярита (не менее 5 предложений). Спишите, выделив канцелярит. Отредактируйте, предложив собственный вариант. Ответьте на вопрос письменно: почему канцелярит – это раковая опухоль на теле русского языка? Употребляете ли Вы канцеляризмы? См. приложение IX. 22. Научный стиль речи. Виды компрессии текста Внимательно изучите раздел 5 методического пособия «Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с. 67- 87 «Культура научной письменной речи». Отреферируйте любой раздел, текст из любого вузовского учебника (КСЕ, физика, математика, история, химия, геология, культурология, менеджмент и т.д.). Правильно оформите все части реферата. Определите основной и вторичный тексты, выделите главные мысли. Проверьте библиографический список, соответствует ли он ГОСу? Ответьте устно на вопросы: каковы особенности научного стиля речи и где он применяется? Какие бывают виды компрессии текста? Чем реферат отличается от конспекта, какие части реферата и конспекта вы знаете? Чем один вид реферата отличается от другого? Какие части реферата вы использовали в своей работе? Будьте готовы ответить на эти вопросы на зачѐ те. 23. Нормы произношения Прочитайте вслух орфоэпический, лексический, морфологическийи синтаксический минимумы в приложении к методическому пособию «Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с.99-107. Обратите внимание на слова, которые вы произносите неверно. Запомните правильное произношение. Будьте готовы показать своѐ мастерство на семинарском занятии.
|