![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды устноречевой коммуникации. Говорение как вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной
Говорение как вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная (творческая) речь. Для осуществления говорения необходимы определенные предпосылки условия говорения: • наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения; • наличие цели сообщения своих мыслей, коммуникативной направленности взаимодействия; • наличие знаний о предметном содержании, компонентах ситуации, об объеме речевого произведения, т.е. о том, что определяет процесс говорения; отношение к объекту речи — собеседнику, понимание его настроения, чувств, системы взглядов, знание его потребностей в общении и т.д.; наличие средств выражения своих мыслей и чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия; такими средствами являются речевое умение и составляющие его навыки. Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, явлений, дополняя их своими рассуждениями. Слушание как вид коммуникации. Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любых сферах и ситуациях коммуникации. Это значит, что эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание. Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, выраженной вербальными или невербальными средствами, то можно заранее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходимо именно наличие слушателя. Принято считать, что в вербальном (речевом) общении главную роль играет говорящий. Он — в центре внимания, создает настроение аудитории, «ведет» разговор в нужном ему направлении. Однако роль слушающего не менее активна и важна. Степень активности слушания диктуется ситуацией, целью, характером взаимодействия собеседников. Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения ла основе деятельности слухового анализатора. Роль слушания в процессе общения реактивная. Она осуществляется путем формирования и формулирования мысли во внутренней речи. Внутренняя активность слушания выражается в решении мыслительных задач вербальными средствами. В то же время именно слушание является условием говорения (письма).
Говорение как вид устноречевой коммуникации. Говорение устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная (твор- 1 ческая) речь. Для осуществления говорения необходимы определенные предпосылки условия говорения: •ф- наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения; •ф- наличие цели сообщения своих мыслей, коммуникативной направленности взаимодействия; •ф- наличие знаний о предметном содержании, компонентах ситуации, об объеме речевого произведения, т.е. о том, что определяет процесс говорения; отношение к объекту речи — собеседнику, понимание его настроения, чувств, системы взглядов, знание его потребностей в общении и т.д.; .ф. наличие средств выражения своих мыслей и чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия; такими средствами являются речевое умение и составляющие его навыки. Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, явлений, дополняя их своими рассуждениями. В любом устном тексте можно выделить несколько уровней структуры и содержания: •ф- мотивированный уровень и уровень коммуникативного намерения — то, ради чего и с каким предлагаемым воздействием на партнера откроется текст; •ф- предметно-содержательный уровень — набор явлений, фактов, предметов действительности, который отражается в вербальном общении; •ф- смысловой уровень (уровень смыслового содержания) — логическая организация предметных связей в процессе их осмысления; •ф- языковой план — совокупность языковых средств (лексических, грамматических и т.д.); •ф- речевой план — своеобразие способов формирования и формулирования мысли, отражающих культуру, условия, форму общения, индивидуальные характеристики говорящего; •ф- фонационный план для звучащего текста — его интонационно-произносительные особенности. В ситуации речевого взаимодействия могут возникнуть проблемы на каждом из уровней оформления устного текста, связанные с определением предмета разговора, неумением вникнуть в суть этого предмета, осмыслить его, разобраться в логической структуре информации, использовать адекватные способы выражения содержания отсутствием или недостаточной развитостью языковых и речевых умений. Иногда боязнь показаться косноязычным мешает Даже хорошим специалистам Защитить свой проект, доказать справедливость умозаключений и т.д. Чтобы стать хорошим оратором, суметь убедить, воздействовать на собеседника или аудиторию в за-Думанном ключе, сформировать мнение о себе в самом выгодном виде, необходимо развивать определенные механизмы, навыки, Умения говорения. Организуя устноречевое общение при помощи запуска речевь механизмов, говорящий и слушающий структурируют передана мую-получаемую информацию, систематизируя отдельные значк мые речевые произведения — высказывания. Высказывание — эп процесс и одновременно словесный результат решения определенной кс никативной неречевой задачи языковыми средствами. Информативной единицей коммуникационного процесса считан смысл как отражение действительности в индивидуальном сознаниъ. (г> варящего или слушающего). Намерения, мотивы инициатора реч формализуются в каждом речевом действии, в каждом акте речи. 1 Основная единица говорения - производство конкретного слова, пред жения (высказывания) в ходе речевого акта — обмена продуктами реч между адресантом и адресатом. Мотивы говорения и слушания часто совпадают. Участники щения в учебной, профессиональной, социально-культурной с< ] рах, обмениваясь мнениями по определенной проблеме или вое принимая информацию, стремятся получить максимум знаний предмете обсуждения. Оратор (говорящий, инициатор говорения) должен помнить,! что взаимопонимание основано на реализации «взаимных ожида»] ний». Чем полнее, конкретнее, убедительнее будут его слова, те» больший эффект можно ожидать от беседы (переговоров, встреч! и т.д.).
Слушание как вид коммуникации. Слушание, как и говорение,! относится к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любых сферах и ситуациях коммуникации. Это значит,! что эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда! достигается полное взаимопонимание. Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию! слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, выражен-! ной вербальными или невербальными средствами, то можно зараи нее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуа-1 ции, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходи-.| мо именно наличие слушателя. Пара говорящий—слушающий — не*! обходимое условие реализации этой ситуации. Принято считать, что в вербальном (речевом) общении главную! роль играет говорящий. Он — в центре внимания, создает настро-»! ение аудитории, «ведет» разговор в нужном ему направлении. Однако роль слушающего не менее активна и важна. Степень; тивности слушания диктуется ситуацией, целью, характером взаи-< [ модействия собеседников. Слушающий заинтересован в том, чтобЫ; | отчетливо и однозначно распознать, какие именно «кусочки» дей- ствительности, какие факты и события смоделированы в воспринимаемой речи, как соотносится воспринятое с реальностью. Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения ла основе деятельности слухового анализатора. Роль слушания в процессе общения реактивная. Она осуществляется путем формирования и формулирования мысли во внутренней речи. Внутренняя активность слушания выражается в решении мыслительных задач вербальными средствами. В то же время именно слушание является условием говорения (письма). В процессе жизнедеятельности человека беспрерывно создаются ситуации, в которых слушание становится основным фактором реализации успешных контактов, в первую очередь это относится к сфере деловой коммуникации. Результаты исследований, проведенных за рубежом, показали, что инженерно-технические работники, менеджеры различных уровней, социальные работники ежедневно тратят на слушание до 40% времени, но эффективность обратной связи в этом процессе не превышает 25%. Столь низкий процент обусловлен тем, что даже среди специалистов достаточно высокого уровня отсутствует культура слушания. Они «слышат», но не «слушают», т.е. не вслушиваются в слова говорящего с желанием понять, проанализировать, адекватно отреагировать. Недаром еще в начале 1960-х гг. курс «Слушание в официально-деловой коммуникации» был включен в программы подготовки специалистов (особенно управленцев) в США, Японии, Западной Германии. • Эффективность деловых вербальных коммуникаций связана с выполнением ряда требований: не перебивать партнера, проявлять заинтересованность и терпение, задавать уточняющие вопросы и т.д. Главной ошибкой во взаимодействии собеседников является то, что они наблюдают друг за другом, вместо того, чтобы внимательно слушать и выделить полезную информацию. Человек думает в 4 раза быстрее, чем говорит, и зачастую слушающий внимает не словам говорящего, а собственным мыслям, не желая ждать, предвосхищая содержание информации, нередко ошибочно. Основная задача слушающего — не произвести хорошее мнение о себе у собеседника, а получить необходимую информацию, внимательно и терпеливо слушая. Одной из главных проблем общения всегда остается достижение взаимопонимания. Барьеры коммуникации в основном связаны с неправильным слушанием партнера. Чтобы избежать ошибок в общении, необходимо четко представлять себе его цель, задачи, прогнозируемые результаты, комму никативную компетенцию участников общения, предмет обе) ния и т.д. Цель слушания, как правило, реализуется в предмете деятелвдс ти и заключается в раскрытии смысловых связей, осмыслении щ| ступающего на слух речевого сообщения, произведенного говр{ щим, в восстановлении и понимании этой мысли. Предметное содержание чужой мысли в слушании раскрывается: основе вероятностного прогнозирования, через анализ смысл* вьй| связей высказывания и их последующий синтез. Единицей слушания называют смысловое решение, обычно шествующее действиям в плане обратной связи. Механизмами слушания являются общефункциональные мехаш мы памяти, опережающего отражения и т.д. Продуктом слушания становится умозаключение (ряд умозаклго* ний), к которому приходит человек в процессе слушания и кот-эр* базируется на результатах операций внутреннего оформлен! чужой мысли, отбора (выбора), сличения и установления внутриш нятийных соответствий, смысловых связей. Осмысление — процесс раскрытия и установления смысловых ношений между выраженными словами понятиями. Результат мысления может быть положительным (понимание) или отрш. тельным (непонимание). Слушание, как и все виды речевой деятельности, мотивир^ потребностями, психологическими установками, задачами слутш щего. Мотивы, потребности в получении конкретной информщк связаны с условиями ситуации, сферы деятельности, в которую п<! гружен человек. Например, мотивом внимательного слушания лекции мэж< быть и желание получить знания по данному предмету, и желан! продемонстрировать преподавателю свою заинтересованности, ш некоторых случаях желание «поймать» говорящего на неточнс" * воспроизведении фактов, цифр, других данных. Мотивом сл ния в профессиональном или деловом общении становится 2 ние, потребность получения исчерпывающей информации по ко| кретному вопросу или ряду вопросов. Во время деловых перегов " ров слушающий имеет возможность, как говорят американци, лышать, что говорит собеседник, что он хочет сказать, чего он может сказать и чего он не хочет сказать. Здесь имеется в видуси еловое восприятие информации, вероятностное прогнозирован» в процессе слушания. Умения активного, результативного слушания, как и умения разительной устной речи (говорения), грамотного письма или скс рочтения, следует формировать и развивать.
|