Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 59. Соотношение системы права и системы законодательства.
Система права - это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм. Элементами системы права являются: - норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от гос.ва обязательное правило поведения властного характера. -отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. (уг. право, гр.право) -подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве - авторское право, жилищное; в земельном - горное, водное) -институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (иститут брака, семьи) Институты делятся по отраслям права на: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько групп институтов. -субинститут, более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права (институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа) Система законодательства - это совокупность различных по своей юр. силе нормативных актов в которых получат внешнее выражение содержания права, его нормы, институты. Структура системы законодательства: -нормативный акт (закон, указ, постановление) Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации. Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и Различие системы права и системы законодательства: 1. система права складывается исторически, по мере развития законодательства. СП результат действия значительного числа факторов, из которых решающим является экономический, ее нельзя понимать как рациональное образование. СЗ результат рациональной деятельности осуществляемой по плану. 2. первичным элементом СП является правовая норма, а в СЗ первичный элемент -нормативно-правовой акт. 3. встречаются случаи когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право). Также встречаются отрасли законодательства без отрасли права (таможенное законодательство во главе с таможенным кодексом.) 4. Система Права первична по отношению к Системе Законодательства, является основой для построения последней. 5. СЗ по объему шире СП, так как включает не только нормативные предписания, но и содержащиеся в соответствующих нормативных актах преамбулы, оперативные поручения. 6. поскольку в основе деления системы права лежат предмет и метод правового регулирования, то нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли законодательства могут регулировать и достаточно разнородные отношения (хозяйственное законодательство) 7. СП имеет горизонтальное (отраслевое) строение она в стране одна, СЗ имеет вертикальное (федеративное, иерархическое) строение, т.е. каждый субъект федерации может иметь свое законодательство, не противоречащее общефедеральному. Система объективного (позитивного) права - это внутренне строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Система законодательства - совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Система права состоит из норм права, а система законодательства включает нормативно-правовые акты. Некоторые учёные считают, что законодательство должно включать в себя не любые нормативно-правовые акты (широкое понимание законодательства), а только законы (узкое понимание законодательства). Система права складывается исторически; её деление на отрасли и институты объективно обусловлено распределением норм права по предмету и методу правового регулирования. Напротив, выделение тех или иных отраслей в системе законодательства обусловлено волей законодателя. Поэтому если внутреннее подразделение системы права на отрасли устойчиво, то внутреннее подразделение системы законодательства весьма подвижно. В процессе систематизации, формирования, модернизации нормативно-правовых актов законодатель должен учитывать строение системы права. Практика свидетельствует о высокой эффективности отраслевых нормативных актов (например, кодексов). Таким образом, система права служит основой для построения системы законодательства. Однако система законодательства может оказывать обратное воздействие на систему права. Например, устранение несогласованностей между правовыми актами повышает системность права. Аналогичные последствия имеет и восполнение пробелов в законодательстве. Множество учёных задавались вопросом: " Можно ли построить систему права? ". Но, 1) системность права складывается объективно; 2) в обычных условиях задача построения системы права не возникает, так как она уже существует. Таким образом, формирование отраслей права, системы права в целом происходит независимо от чьих-либо намерений. Не система права строится на основе систематизации нормативно-правовых актов, а, наоборот, систематизация проводится с учётом правовой системы, закономерностей её строения и функционирования.
Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Характеризуется тем, что: оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность; основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества. Субъекты правотворчества - гос.органы. Принципы правотворчества - основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юр. норма, это ориентир для органов, творящих право. К принципам относится: - научность (изучение соц-экон, полит ситуаций) - профессионализм (занимаются данной деятельностью компетентные лица) - законность (деятельность осуществляется в рамках и на основании Конституции и иных законов) - демократизм (характеризует степень участия граждан в данном процессе) - гласность (открытость правотворческого процесса) -оперативность (своевременное издание нормативных актов) Виды правотворчества: - непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования) - правотворчество госуд. органов (парламент, правительство) - правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр) - правотворчество органов местного самоуправления - локальное правотворчество (предприятия) - правотворчество общественных организаций (профсоюзы) В зависимости от значимости правотворчество разделяют на: - законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламента) -делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, а именно правительства осуществляемая по поручению парламента) -подзаконное правотворчество (Президент, Пр-во, минис-ва, ведомства, губернаторы).
Законодательный процесс - главная составная часть правотворчества, его сердцевина. Продуктами законодательного процесса являются законы, подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юр.прецеденты. Стадии законодательного процесса: 1. законодательная инициатива - закрепленное в Конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы принадлежит - Президенту, Совету Федерации, членам Сов. Федерации, депутатам ГД, Правительству РФ, органам субъектов РФ, Констит. суду, Верховн, Высшему Арбитражному. 2. обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в ГосДуме с заслушивания доклада субъекта внесшего законопроект. 3. принятие закона, достигается двумя механизмами голосования (простым и квалифицированным большинством). При принятии закона главная стадия распадается на три подстадии: - принятие закона ГосДумой (ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, т.е. 50% +1 голос, федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД. -одобрение закона Советом Федерации, (закон считается одобренным СФ если за него проголосовало более половины членов палаты, либо если в течении 14 дней он не был рассмотрен Сов.Федер., федеральный конституционный закон считается принятым если он одобрен не менее 3/4 голосов членов СФ. -подписание закона Президентом РФ, в течении 14 дней подписывает закон и обнародует его 4. опубликование закона, ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликовани в течении 7 дней после подписания Президентом РФ, неопубликованные законы не применяются.
Заключительной стадией законодательного процесса является опубликование закона. В Российской Федерации согласно Конституции РФ 1993 года, федеральные законы, а также любые другие нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течении 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается его первая полная публикация в " Российской газете", либо в " Собрании законодательства Российской Федерации." Нормативный акт может вступить в силу одним из следующих образов: 1. При указании даты вступления 2.При указании в акте соответствующих обстоятельств (с момента подписания, с момента опубликования) 3. При применении общих правил. Так в России по общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы президента по истечении 7 дней после официального опубликования
Виды систематизации законодательства: 1. инкорпорация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юр. значение. Принципы инкорпорации: -хронологическая (по времени их принятия) -тематическая (по определенной тематике) Инкорпорация разделяется на: -официальную (Собрание законодательства РФ) -неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, ссылаться в процессе рассмотрения юр.дел нельзя.) 2. учет - деятельность по сбору нормативных актов, их хранению и поддержанию в контрольном состоянии. Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. 3. консолидация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юр. значение. консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является " компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 4. кодификация - объединение нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность. логичность. (Принятие 1 и 2 частей НК РФ). Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. В настоящее время наиболее распространенной " продукцией" кодификации являются: основы законодательства - кодифицированные нормативные правовые акты федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов; кодексы - систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений (например, ГК РФ, УК РФ, УИК РФ, СК РФ и т.п.); уставы - кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.); положения - кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах, государственных комитетах, о филиалах учреждений и т.д.); правила - кодифицированные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения).
Правоотношения - общественные отношения урегулированные нормами права, находящиеся под охраной гос.ва. Признаки правоотношений: 1.они возникают, изменяются и прекращаются на основании правовых норм. Нет нормы -нет правоотношения. 2.субъекты правоотношений взаимосвязаны юр.правами и обязанностями, которые называют субъективными. 3.правоотношения носят волевой характер. Через нормы права в правоотношениях отражается гос.ая воля, правоотношения не могут осуществляться без воли участников 4.правоотношения охраняются государством. 5.правоотношения возникают по поводу определяемого блага, ценности. Классификация правоотношений: по отраслевому признаку на: государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые и т.д. по функциям права на: -регулятивные (возникают из правомерных действий) -охранительные (возникают из противоправных действий субъектов) правоотношения. по степени конкретизации и субъектному составу на: -абсолютные, точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи -относительные, -общерегулятивные, определяет отношения между гос.вом и гражданами, а также между гражданами (право на жизнь, честь, свободу слова) по характеру обязанностей: -активные, обязанность совершить действия в пользу управомомченного лица -пассивные, воздержание от нежелательного для контрагента поведения по сложности правоотношений: -простые, между двумя субъектами -сложные, между несколькими или даже ограниченным числом субъектов по сроку действия: - кратковременные и долговременные Содержание правоотношений: -фактическое, (эконом., политич) -юридическое(субъективные права и обязанности участников правоотношений) -волевое(составляют воля гос.ва и воля субъектов). Элементы правоотношений: 1. субъект 2. объект 3. субъективное право 4. юридическая обязанность
Предпосылки возникновения правоотношений - это совокупность факторов, обуславливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. Предпосылки делятся на: - материальные (общие): признаки: не менее двух субъектов, человек не может состоять в отношениях сам с собой, интересы и потребности людей под влиянием которых они вступают в правоотношения, ценность и благо - юридические (специальные): признаки: наличие нормы права, правоспособность и дееспособность субъектов, наличие юридического факта в отношениях. Классификация правоотношений: по отраслевому признаку на: государственные, административные, фининсовые, гражданские, трудовые и т.д. по функциям права на: -регулятивные (возникают из правомерных действий) -охранительные (возникают из противоправных действий субъектов) правоотношения. по степени конкретизации и субъектному составу на: -абсолютные, точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи -относительные, -общерегулятивные, определяет отношения между гос.вом и гражданами, а также между гражданами (право на жизнь, честь, свободу слова) по характеру обязанностей: -активные, обязанность совершить действия в пользу управомомченного лица -пассивные, воздержание от нежелательного для контрагента поведения по сложности правоотношений: -простые, между двумя субъектами -сложные, между несколькими или даже ограниченным числом субъектов по сроку действия: -кратковременные и долговременные
Классификация правоотношений: по отраслевому признаку на: государственные, административные, фининсовые, гражданские, трудовые и т.д. по функциям права на: -регулятивные (возникают из правомерных действий) -охранительные (возникают из противоправных действий субъектов) правоотношения. по степени конкретизации и субъектному составу на: -абсолютные, точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи -относительные, -общерегулятивные, определяет отношения между гос.вом и гражданами, а также между гражданами (право на жизнь, честь, свободу слова) по характеру обязанностей: -активные, обязанность совершить действия в пользу управомомченного лица -пассивные, воздержание от нежелательного для контрагента поведения по сложности правоотношений: -простые, между двумя субъектами -сложные, между несколькими или даже ограниченным числом субъектов по сроку действия: -кратковременные и долговременные
Субъекты правоотношений - это их участники наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями. (субъекты права) Субъектов правоотношений не может быть менее двух, число субъектов не ограничено. Субъекты правоотношений - это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении, это лица между которыми возникают, складываются правоотношения. По этому в правоотношениях принято выделять 2 стороны: управомоченную и обязанную. Управомоченная сторона это носитель субъективных прав, обязанная сторона – носитель юр-их обязанностей. В реальных правоотношениях нередко одна сторона имеет 2 стороны. Субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА, это граждане РФ (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства, иностранные граждане. По сравнению с гражданами РФ, другие физ.лица несколько ограничены в своих правах и не несут ряд обязанностей. Только граждане РФ могут избирать и быть избранными, могут находиться на гос.службе РФ, обязаны охранять Отечество, служить в вооруженных силах. Физические лица - это индивидуальные субъекты, т.е. граждане государства, иностранцы, апатриды, бипатриды. Характер и степень субъектов, участвующих в правоотношениях, регламентируются правосубъектностью, которая включает следующие компоненты: Правоспособность - это способность лица быть носителем прав и обязанностей; Дееспособность - это способность физического лица как субъекта правоотношений своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности; Деликтоспособность - это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, Юридические лица - это коллективные субъекты: Г, гос органы и учреждения, предприятия, организации, национально-государственные образования, избирательные округа, церковь и т.д. Юр. лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 ГК РФ). ГОС-ВО, является особым субъектом права, в целом ряде правоотношений оно обладает иммунитетом, не обладает рядом прав и обязанностей других субъектов права (вступать в брак, платить налоги). Г - субъект политический, властный, суверенный. Оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правовых отношений и выступает в качестве субъекта международного права. Г в целом как субъект права выступает в международных отношениях, конституционно-правовых, гражданско-правовых и уголовно-правовых отношениях.
Правосубъектность - это совокупность правоспособности и дееспособности, иногда называют праводееспособность. Правоспособностью в равной меер обладают все граждане без исключения, она возникает с рождением и прекращается со смертью. Дееспособность - это не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия. В полном объеме дееспособность наступает с момента совершеннолетия, т.е. 18-летия. Дееспособностью не обладают лица до 14 лет и душевно больные, за них выступают законные представители. Уголовная ответственность у подростков наступает с 14 лет. Дееспособность бывает полная, частичная, ограниченная. Полная наступает с 18-летием, частичная с 14-летия, а ограниченная когда лицо ограничено в дееспособности по суду (хрон.алкоголики, наркоманы). Эмансипация, это объявление дееспособности лицам достигшим 16 лет, если они работают по трудовому договору, с согласия родителей занимаются предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки с согласия родителей, при отсутствии согласия - по решению суда. Дееспособность включает в себя: деликтоспособность и вменяемость. Деликтоспособность -это способность нести ответсвенность за гражданские правонарушения (деликты), а также вменяемость как условие уголовной ответственности. Правосубъектность является одной из предпосылок возникновения правоотношений, без правосубъектности участники правоотношений не смогут реализовать свои права и выполнить обязанности в данном правовом отношении. Правосубъектность разделяют на: -общую, способность лица быть субъектом права вообще, участником любых правоотношений -отраслевую, способность лица быть субъектом правоотношений в определенной отрасли права. (гражданская правосубъектность) -специальную, способность лица быть субъектом правоотношений внутри той или иной отрасли права. (Милиционер в административном праве, некоммерческая организация в гражданском праве) Правосубъектность юридических лиц: Не существует правоспособных, но не дееспособных юр.лиц, на них разграничение свойств не распространяется.
Объектом правоотношения выступает то, на что направлены субъктивные права и юр. обязанности его участников, то ради чего возникает само правоотношение. Объект правоотношения - это те явления, по поводу которых возникает правовое отношение. Определение объекта правоотношений - очень трудная задача Существует два основных подхода к понятию объекта правоотношений: - Монистический (Иоффе) представители данного подхода исходили из того, что объектом правоотношения является поведение его субъектов. Таким образом объект правоотношений всегда один и тот же. - Плюралистический согласно данной теории объекты правоотношений различны и многообразны. Объектами правоотношений являются материальные и духовные блага, в целях обладания которыми граждане и иные лица вступают в конкретные правоотношения, и выделяет 5 основных групп таких объектов: 1.материальные блага (вещи, имущество, ценности) 2.нематериальные личные блага (честь, жизнь, здоровье) 3.духовные блага (произведения литературы, искусства, живописи, музыки) 4.услуги и их результаты (строительство дома, ремонт электроприборов, перевозка) 5.ценные бумаги и официальные документы (облигации, акции, лотерейные билеты, деньги) Объект правоотношения не следует отождествлять с предметом правового регулирования. Предмет правового регулирования понимается как сфера общественных отношений, урегулированных нормами права.
Субъективное право и юридическая обязанность составляют юридическое содержание правоотношений. Субъективное право-это закрепленные в законе вид и мера возможного, дозволенного поведения субъекта. Субъективное, означает что данное право принадлежит конкретному лицу, в отличии от объективного права, которое никому конкретно не принадлежит. Носитель субъективного права именуется управомочным лицом. Структура субъективного права: 1.возможность собственного активного поведения (право поведения) 2.возможность потребовать об обязанного лица выполнения его обязанности (право требования) 3.возможность обратится за защитой своего нарушенного права к соответствующим гос.органам (право притязание) 4.возможность пользоваться определенным социальным благом. (право пользования) Юридическая обязанность-это закрепленные в законодательстви вид и мера должного поведения субъекта. Носитель юр.обязанности именуется обязанным лицом. Обязанное лицо не может отказаться от исполнения своей обязанности без согласия на то управомоченного лица. Структура юридической обязанности: 1.необходимость совершить определенные активные действия либо воздержаться от совершения определенных действий. 2.необходимость отреагировать на законные требования управомоченного лица. 3.необходимость претерпеть неблагоприятные последствия за неисполнение или ненадлежащиее исполнение своей обязанности. Совокупность субъективных прав и юридических обязанностей лица называется правовым статусом.
Юридические факты - это жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Классификация юридических фактов и ее основание: 1. юридические факты можно подразделить на: - правообразующие (вступление в брак) -правоизменяющие (перевод на вышестоящую должность) -правопрекращающие (смерть, увольнение) 2. юридические факты могут быть: -положительными, связывают правовые последствия с наличием определенных обстоятельств (наступление юр.ответственности при наличии правонарушения) -отрицательными, связывают правовые последствия с отсутствием определенных обстоятельств (для регистрации брака, необходимо отсутствие другого зарегистрированного брака) 3.юридические факты делятся на: -простой юридический факт -фактический состав, это сововкупность юр. фактов, наличие каждого из которых необходимо, а всех вместе достаточно для наступления определенных правовых последствий. (примером фактического состава является состав преступления включающий субъект, объект, субъективную и объективную сторону) 4.по волевому моменту юридически факты разделяют на: события, действия, юридические состояния -события, не зависят от воли человека (удар молнии, в результате которого начался пожар) разделяются на: -уникальные -повторяющиеся -одномоментные -длительные -действия, всегда зависят от воли людей, разделяют на: - правомерные действия, которые делятся: на -юридические поступки (не имеют целы вызвать юр.последствия, например: находка) -юридические акты (направлены на вызывание юр. последствий, пример: сделки, судебные решения) делятся на: -односторонние (для наступления правовых последствий достаточно воли одной стороны правоотношений) -неодносторонние (для наступления правовых последствий требуется наличие волеизъявления всех сторон правоотношений) -неправомерные (уг., гр., дисципл. правонарушения) делятся на: -преступления (общественно опасны) -проступки (административные, дисциплинарные, гражданские) - юридические состояния, могут зависеть, или не зависеть от воли людей. Примером состояния служит болезнь, которая может наступить помимо воли человека, так и в результате его волеизъявления.
Правовой статус личности - это юридически закрепленное положение личности в обществе и общественной жизни. (Не путать с соц.статусом, т.е. реальным положением человека в общественных отношениях) Элементы правового статуса: 1. Основные права и обязанности 2. Законные интересы 3.Правосубъектость 4.Гражданство 5.Юридическая ответственность 6.Правовые принципы 7.Правовые нормы, устанавливающие данный статус 8.Правоотношения общего типа. Виды правового статуса: 1. Общий правовой статус (конституционный статус гражданина) 2.Специальный или родовой статус определенны категорий граждан 3.Индивидуальный статус 4.Статус физич. и юр. лиц 5.Статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев 6.Статус российских граждан, находящихся за рубежом 7.Отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой 8.Профессиональные и должностные статусы (депутаты, судьи) 9.Статус лиц, работающих в экстремальных условиях (Крайнего севера, оборонных объектов) Наиболее существенное значение имеют первые три вида правового статуса: Общий правовой статус: - это статус лица как гражданина гос.ва, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств. (повышение по службе, семейное положение) Содержание данного статуса определяют права и обязанности которые гарантированы Конституцией, изменение этого статуса зависит от воли законодателя. Специальный (родовой) статус: - отражает особенности положения определенных категорий граждан (пенсионеров, студентов, военных). Указанные группы базируясь на общем правовом статусе, могут иметь дополнительные права, обязанности и льготы предусмотренные текущим законодательством. Индивидуальный статус: - фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, сем. положение, работа). Представляет собой совокупность персональных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание своего личного статуса, прав, обязанностей - признак правовой культуры, юр. грамотности. Данный статус подвижен и динамичен, меняется вместе с изменениями в жизни человека.
Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые нашли свое четкое правовое закрепление в нормах права, характеризующих политико-правовое состояние личности. В ст.64 Конституции РФ закреплено, что положения главы 2, содержащей права и свободы человека и гражданина составляют основы правового статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленом Конституцией РФ. Правовой статус личности в РФ характеризуется следующими основными чертами: права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются равными, каждая личность имеет право на равную защиту со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность воспользоваться поставленными ей правами и исполнить возложенные на нее обязанности; права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается государством, так и самими гражданами; права, свободы и обязанности гарантированны в интересах общества и государства, каждой личности в отдельности; права, свободы и обязанности личности выступают как единая система, постоянно расширяющая и углубляющая свое внутреннее содержание по мере цивилизации общественных отношений; права, свободы и обязанности являются необходимым условием и предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу государства; права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности, характеризуются единством, которое проявляется в их социально-экономическом назначении. Правовой статус – это ценное правовое явление, выражающее то высокое значение, которое имеет личность в обществе. Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, целостный, внутренне согласованный и целенаправленный комплекс, обладающий системными характеристиками. Правовой статус личности это родовое понятие состоящее из четырех разновидностей: а) правовой статус российского гражданина, б) иностранного гражданина, в) лица без гражданства, г) лица, которому предоставлено убежище.
Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и к другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают и каким хотят видеть в идеале. Структура правосознания состоит из двух элементов: -идеологии - система правовых идей, взглядов, теорий. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях в проявлениях, что и отличается от других видов идеологии. -психологии-чувства, эмоции, переживания связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Психологические моменты пронизывают весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юр. практику. Субъекты права-люди, им свойственны все психологические состояния. Виды правосознания: По степени общности правосознание подразделяется на: -массовое, когда определенные правовые взгляды получают широкое распространение. -групповое, отражает правосознание определенных социальных слоев населения (студенчества, школы) -индивидуальное, представляет собой суждение о праве отдельной личности. У каждого конкретного человека представления о праве могут быть неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем и групповое сознание, как правило не идеальное. По глубине отражения правосознание делится на: -научное (доктринальное), наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, т.к. о правовой систем квалифицированно судят ученные, приводя аргументы, статистику, обоснование. -профессиональное, близко к научному. Это суждение о праве юристов (судей, прокуроров, т.е. с высшим образованием), ценность их мнений в доказательности, компетентности, убедительности. -обыденное, первичный уровень правосознания, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой информации. В тоже время вырабатываются правовые привычки, субъект соблюдает законы потому, что так воспитан. Взаимосвязь права и правосознания: Сам термин правосознание состоит из права и сознания. Понятие " правосознание" прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается субъектом, как субъект к нему относится. Не будь права, не было бы правосознания. Правосознание в российском обществе неоднородно, противоречиво, во многом деформировано.
Правовой нигилизм (отрицание) - это отрицательное отношение субъекта или группы субъектов к определенным ценностям, нормам, общественным институтам. Нигилизм является одной из форм мировоззренческого поведения. Нигилизм в различных проявления встречается еще у античных авторов (отрицание Платоном частной собственности и индивидуальной семьи), но наибольшее распространение получил в 19 веке. Развитие идеологии нигилизма связано с деятельностью Прудона, Ницше, Кропоткина, Бакунина. Нигилизм может быть правовым, нравственным, политическим, религиозным. Формы правового нигилизма: 1.Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов. 2.Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний (когда субъекты не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить по своим правилам) 3.Война законов, издание противоречивых и взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. (подзаконные акты становятся надзаконными, юр. нормы не стыкуются) 4.Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразности. 5.Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. (принцип разделения властей, заложенный формально в Конституции, на деле не сложился, система издержек и противовесов не отлажена. Исполнительно-распорядительная власть оказалась бесконтрольной, а потому самоуправной.) 6.Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушением прав человека(право на жизнь, честь, достоинство) Пути преодоления правового нигилизма: это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и преступлений; упрочение законности и правопорядка; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы. Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно, это длительный процесс.
Правовая культура это часть общей культуры общества или отдельной личности, т.е. правовая образованность гражданина. Виды правовой культуры: -правовая культура общества -культура отдельного индивида -культура различных слове и групп населения -культура должностных лиц, работников госаппарата, профессиональная культура -внутренняя и внешняя культура Правовая культура общества включает в себя: 1.достигнутый уровень правового сознания 2.полноценное законодательство 3.развитую правовую систему 4.эффективное независимое правосудие 5.широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии 6.состояние законности и правопорядка 7.прочные правовые традиции 8.юридическую грамотность основной массы населения 9.четкую работу правоохранительных органов 10.уважение законов Правовая культура личности включает в себя: 1.высокий уровень правосознания 2.знание действующих законов (незнание не освобождает от наказания) 3.соблюдение и исполнение законов 4.убеждение в необходимости законов 5.правильное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего статуса в обществе, взаимоотношений с другими людьми 6.правовая активность, т.е. деятельность по пресечению правонарушений, поддержание правопорядка и законопослушания в обществе, преодоление правового нигилизма. Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: " знать-уважать-соблюдать"
Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, СМИ, по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Цели правового воспитания: -выработка у гражданина чувства права -подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать свои интересы законными средствами. Формы правового воспитания: 1.Правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации, выступление в СМИ, книги) 2.Правовое обучение (передача и усвоение профессиональный знаний в ВУЗах, школах, училищах) 3.Юридическая практика, повседневный опыт (участие в суд.процессах в качестве истца, ответчика, и т.д.) 4.Самообразование (постижение правовых явлений, самостоятельное изучение законодательства, общение с окружающими) Методы правового воспитания: -убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение, т.е. способы воздействия на сознание и поведение субъектов.
Реализация права - процесс воплощения юр.предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений и иных участников общественных отношений. Принимая соответствующие нормативные акты, правотворческие органы рассчитывают на их реализацию в общественных отношениях. Формы реализации права: 1.Соблюдение 2.Исполнение 3.Использование 4.Применение При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, соблюдают требования правовых норм. Поведение индивида может быть правомерным, неправомерным, юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения, таким образом право реализуется, претворяется в жизнь. Особенности данной формы реализации права заключаются в следующем: -это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий -наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех субъектов от гр. до президента -она касается главным образом правовых запретов -осуществляется вне конкретных правоотношений -происходит естественно, обычно, незаметно При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, тем самым реализуя правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что: -распространяется на обязывающие формы -предполагает активные действия субъектов -отличается императивностью, властностью -в большинстве случаев правоисполнительные действия фиксируются и оформляются При использовании субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою право-дее-способность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина использовать свое право. В повседневной жизни люди постоянно совершают юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают в правоотношения с организациями и друг с другом. (продают, покупают, увольняются) Это они могут делать сами по себе. Но иногда гражданину необходимо содействие органов (получение пенсии, выдача паспорта, оформить завещание) В процессе реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются, используются, но и применяются уполномоченными на то органами к субъектам, событиям, фактам. Применение это способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции. Применять нормы права - значит применять власть, а нередко и принуждение, санкции, наказание.
Применение это способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции. Применять нормы права - значит применять власть, а нередко и принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Признаки правоприменения: 1.это властно-императивная форма реализации права 2.осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами. 3.носит процессуальный характер 4.состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью 5.имеет под собой соответствующие юр. основания 6.связано с вынесением правоприменительных актов. 7.является разовым и индивидуально определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов 8.направлено на урегулирование конкретных ситуаций. Стадии правоприменительного процесса: 1. Установление фактических обстоятельств дела. Главной целью является выяснение объективной истины по делу, проведение осмотра места происшествия (исследование вещдоков, экспертизы и т.д.), установления мотивов, выяснение причин, поиск истины. 2.Выбор нормы права и юридическая квалификация дела. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить какое преступление совершено умышлено или неосторожно, установить прямой или косвенный умысел, неосторожность (самонадеянность или небрежность) 3.Проверка и толкование нормы права. Данная стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение противоречий, коллизий, пробелов. 4.Решение дела. В результате проведенных вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (приговор по уг.делу, решение по гр.делу) 5.Контрольно-исполнительная стадия. Заключительная стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы. Назначение актов применения права призвано применять юр.нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции. Особенности: 1 Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление). 2 Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам. 3 Направлены на реализацию требований юридических норм. Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам (место, дата, подпись, печать, ссылка на закон), а также иметь определенную структуру (описательная, мотивировочная, резолютивная части) Классификация актов применения права: По субъектам принятия: 1 Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ. 2 Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица. 3 Акты судебных органов - приговор суда. 4 Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа. 5 Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации. По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения: 1 Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу). 2 Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда). По значению в правоприменительном процессе: 1 Основные - решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п. 2 Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы. По порядку принятия: 1 Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации. 2 Единоначальные акты - распоряжение мэра. По форме изложения: 1 Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос - существует ли такая форма). 2 Письменные - приговор суда. 3 Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве. В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем оглашаются). Коллизии и пробелы в праве могут встретится и в правоприменении, существуют правила их преодоления: - если противоречат друг другу акты одного органа, но изданные в разное время, то применяется последний. - если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт обладающий более высокой юр. силой -если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то принимают первый (ст. 76 Конституции) -если противоречия между федеральным актом и актом субъекта, изданным в пределах его компетенции, то приоритет у последнего (ч.6 ст. 76 Конституции) -если обнаружен пробел в праве, то решается вопрос о применении правовой аналогии (аналогия права, закона)
Пробел в праве - отсутствие в праве нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай. Виды пробелов в праве: 1.первоначальные (недосмотр законодателя) 2.последующие, обнаруживаются в процессе правового регулирования правоприменительной практики 3.реальные 4.мнимые, когда высказывается суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как ситуация вообще не находится в правовом пространстве и не подлежит разрешению 5.полные, частичные, преодолимые, непреодолимые, простительные, непростительные, а также намеренные. Способы устранения и восполнения пробелов в праве: Устранение пробела возможно: 1. путем дополнительного правотворчества 2. путем издания новых нормативных актов или дополнения действующих. В процессе правоприменения пробелы преодолеваются посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона и аналогия права не устраняют пробел, а являются лишь казуальными средствами его преодоления, т.е преодоления его в данном конкретном случае. Аналогия закона - это решение дела на основе нормы, регулирующей отношения, сходные с рассматриваемыми. Аналогия права - это разрешение дела на основе общих принципов законодательства. В использовании аналогии закона и аналогии права имеются определенные ограничения, хотя применение аналогии и закреплено в законодательстве. В частности аналогия допускается не во всех отраслях права, может использоваться только при наличии пробела в праве. Вывод по аналогии не должен противоречить ни одному из положений действующего законодательства. Использование аналогии не освобождает правоприменительный орган от обязанности входить в рассмотрение дела по существую Использование аналогии должно быть мотивировано в правоприменительном акте.
Коллизии юридических норм это расхождения или противоречия между отдельными нормативными актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Причины возникновения коллизий носят объективный и субъективный характер: К объективным относятся: -противоречивость -динамизм -изменчивость регулируемых правом общественных отношений -отставание права, которое не поспевает за течением реальной жизни Право все время корректируется, приводится в соответствие с новыми условиями. В результате одни нормы отпадают, другие - появляются, но будучи вновь изданными, не всегда отменяют прежние, а действуют наравне с ними К субъективным причинам коллизий относят: - которые зависят от воли и сознания людей - политиков, законодателей, представителей власти. Это например низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность и слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность, юридический нигилизм, полит.борьба. Причем данные коллизии возникают и существуют внутри системы внутрисистемные другие привносятся извне -внесистемные. Одним из примеров служит Конституция, имеющая много изъянов и недомолвок, вносящая коллизии сам по себе. Виды юридических коллизий: 1.Коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами 2.Коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов) 3.Коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность) 4.Коллизии полномочий и статусов гос.органов, должностных лиц 5.Коллизии целей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречия, взаимоисключения) 6.Коллизии между национальным и международным правом. -Коллизии между законами и подзаконными актам разрешаются в пользу законов, т.к. они обладают верховенством и высшей юр.силой -Коллизии между Конституцией и иными актами, в том числе законами разрешаются в пользу Конституции. -Коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Ф. в том числе между конституциями и уставами, разрешаются в пользу общефедеральных. При противоречии федерального закона и иного акта РФ действует ФЗ. При противоречии ФЗ и нормативно-правового акта субъекта РФ, действует акт субъекта. -Коллизии между Конституцией РФ и Федеративным договором, разрешается на основе положений общефедеральной Конституции. -Коллизии между национальным и международным правом, разрешаются в пользу международных норм. Способы разрешения юридических коллизий (приемы, средства, механизма их устранения) 1.Толкование 2.Принятие нового акта 3.Отмена старого акта 4.Внесение изменений или уточнений в действующими акты 5.Судебное, адм-е, арбитр-е, третейское разбирательство 6.Систематизация законодательства, гармонизация юр. норм 7.Переговорный процесс, создание согласительных комиссий 8.Конституционное правосудие 9.Оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики 10.Международные процедуры
Толкование права - это выяснение точного смысла, содержания толкуемой правовой нормы. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Этапы толкования права тесно взаимосвязаны, уяснение всегда предшествует разъяснению, но иногда разъяснение может вообще не наступить. 1. Толкование - уяснение: норма права толкуется субъектом для себя. Такое толкование это определенный мыслительный процесс, происходящий в сознании толкователя, и оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием и не является обязательным для других. 2. Толкование - разъяснения: не только осуществляется мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее выражение в специальных актах толкование. Данный процесс имеет документальное оформление, это толкование не только для себя, но и для других, имеющее обязательное значение для всех заинтересованных лиц. Разъяснение нормы права осуществляется только уполномоченным на то органом, или должностными лицами. Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов: 1 Граматический (филологический) способ в силу того, что содержание правовой нормы выражается в тексте нормативно-правового акта (обычно в тексте определенной статьи такого акта), выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. 2 Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. 3 Историко-политический (историко-целевой) способ состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает гос-во посредством введения ее в действие. 4 Специально-юридический способ – это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники. Специально-юридическое толкование включает ряд приемов: 1) нормативное толкование, т.е. такое уяснение воли законодателя, при котором устанавливается нормативность правила поведения; 2) конструктивное толкование, т.е. уяснение особенностей юридической конструкции (договор – купли-продажи или дарения); 3) определение отраслевой принадлежности правовых норм; 4) терминологическое толкование. Логический способ толкования – это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта.
Виды толкования права по субъектам: Любое лицо, организация или гос. орган может толковать нормы права, однако последствия такого толкования различны. В зависимости от последствий толкования-разъяснения норм права можно выделить два основных вида толкования: официальное и неофициальное. Официальное толкование дается уполномоченным на то органам и должностным лицам. Оно оформляется в специальных актах толкования и является юридически обязательным для всех, кого это касается, вызывая определенные последствия. Официальное толкование разделяется на: 1.нормативное (общее) обязательное для всех лиц и органов подпадающих под юрисдикцию органа осуществляющего толкование, новых норм не создает, разъясняет действующие. 2.казуальное (индивидуальное) касается определенного дела, факта. Оно не имеет общеобязательного значения, его цель - правильное разрешение именно данного уникального случая. Оно обязательно только для решения дела, в отношении которого дано. Поэтому их ни в коем случае нельзя механически распространять на другие однородные дела, поскольку каждое из них имеет индивидуальные особенности. 3.аутентичное (авторское) толкование исходящее от органа или должн.лица, издавших толкуемый нормативно-правовой акт. 4.легальное (разрешенное) официально разрешенное толкование, делегированное какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции. Чаще всего это ведомственное толкование Неофициальное толкование исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной, а стало быть не имеет юр.силы и не влечет правовых последствий. Может быть устным или письменным, оно не связано с властью, принуждением, наказанием. Неофициальное толкование делится на: 1.доктринальное (научное), дается ученными. Ценность его в аргументированности, доказанности, обоснованности. Примерами являются периодические научные комментарии к действующим кодексам. Хотя мнение ученных не обязательны для офиц.лиц, тем не менее их взгляды могут оказывать помощь в правоприменительной практике. 2.профессиональное, дается юристами-профессионалами, судьями, прокурорами, адвокатами, лицами с высшим юр.образованием. Такое толкование может быть устным (консультация), письменным (в виде заключения, справки, статьи) 3.обыденное, это первичный, житейский уровень понимания права обычными гражданами. Характерной чертой является то, что оно может быть неверным, эмоциональным. Толкование права по объему: 1.Буквальное, такое толкование, при котором словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают, " дух и буква адекватны" 2.Ограничительное, при котором норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например: " Каждый обязан платить налоги" на самом деле не каждый (дети, не дееспособные, душевнобольные) 3.Распространительное, когда норме права придается более широкий смысл, нежели это вытекает из словесного выражения. Например: На территории РФ граждане РФ обладают равными правами и обязанностями", на самом деле еще и лица без гражданства и иностранцы.
Акт толкования норм права - это официальный документ, правовой акт, направленный на установление смысла и содержания тех или иных норм права. Юридические свойства акта толкования правовых норм: призваны способствовать правильной и законной реализации права, претворять волю законодателя. Хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами, без них механизм был бы искажен, норма права не верно понята, а это нарушение законности и правоприменительной деятельности. В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования – интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные пред
|