Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективное избирательное право






Объективное избирательное право является одним из важнейших разделов конституционного права, выходящим по своему значению за рамки обычного конституционно-правового института. По кругу и характеру регулируемых отношений, своей внутренней организации и обилию источников, по влиянию на формирование и функционирование органов народовластия его правильнее рассматривать в качестве одной из базовых подотраслей конституционного права Российской Федерации. В этом смысле, представляя собой совокупность правовых норм, избирательное право главным своим предназначением имеет юридическое обеспечение организации и проведения выборов в целях осуществления права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право является универсальным регулятором всех видов выборов, связанных с реализацией субъективных избирательных прав российских граждан. Оно рассчитано на применение по отношению к любым избирательным кампаниям, ориентировано на обеспечение доверия граждан к выборным органам государственной и муниципальной власти, придание легитимного характера процедуре их формирования.

Для объективного избирательного нрава характерна естественная связь с субъективными избирательными правами, главными обладателями которых являются российские граждане. Вместе с тем важно учитывать, что избирательными правами в предусмотренных законом случаях могут быть наделены и иностранцы. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и российские граждане. На сегодняшний день Россия имеет такие договоры с четырьмя странами (Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией), что, безусловно, оказывает влияние на состояние современного российского избирательного права.

Существенное значение для уяснения сущности и содержания избирательного права имеет и то обстоятельство, что избирательные права граждан, являясь разновидностью их конституционных прав, будучи реализованными на конкретных выборах, не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Как следствие, объективное избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических условий реализации и защиты избирательных прав российских граждан не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период. Исходя из этого избирательное право распространяет свое действие на отношения, хотя и лежащие за рамками выборов, но связанные с организацией учета (регистрации) избирателей, внедрением и эксплуатацией Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы», позволяющей в автоматическом режиме осуществлять накопление, обработку и хранение данных об избирателях и результатах их волеизъявления, осуществлением Центральной избирательной комиссией РФ и избирательными комиссиями субъектов Федерации контроля за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями в виде вступительных и членских взносов, а также пожертвований граждан и юридических лиц.

Конечно, складывающиеся в период между выборами общественные отношения по поводу реализации избирательных прав граждан имеют вспомогательный (производный) характер в системе социальных связей, замыкающихся на их осуществление. Однако это не дает оснований для исключения указанных отношений из предмета российского избирательного права.

Суммируя изложенное, можно предложить следующее определение современного российского избирательного права. Это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту нрава граждан (в установленных законом случаях — иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.

31)). Ценз по признаку пола. Долгие годы этот ценз был стойким ограничением избирательного права. Первой страной, отменившей избирательный ценз по признаку пола, стала Новая Зеландия в 1893 год. Равное с мужчиной избирательное право женщины получили:

- в США - 1918, 1920 гг;

- в Англии - 1928 г.;

- во Франции - 1944 г.;

- в Италии - 1945 г.;

- в Греции - 1950 г.

Виды избирательных цензов:

1) имущественный;

2) ценз оседлости;

3) возрастной;

4) по признаку пола;

5) образовательный.

Рассмотрим избирательные цензы.

1). К началу первой мировой войны прямой имущественный ценз для активного избирательного права сохранялся в немногих странах. Наличие имущественного ценза означает, что выборы не всеобщие, а ограниченные, цензовые.

2. Ценз оседлости – устанавливаемое законом требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определённого законом времени.

Пример. Для получения активного избирательного права по выборам в парламент требуется постоянное проживание в соответственном избирательном округе: в США -1 месяц; в ФРГ – 3 месяца; в Канаде – 12 месяцев. Иногда ценз оседлости не детализирован и сводится к общему требованию иметь постоянное место жительства:

- Ирландия – «иметь место для сна»;

В Великобритании ценз оседлости выражен косвенно: избиратель должен зарегистрироваться в течение определённого периода, иначе он не принимает участия в выборах.

В Украине для получения пассивного избирательного права на выборах Президента гражданин должно прожить в Украине 10 лет, на выборах в ВР – 5 лет, для участия в местных выборах ценз оседлости не предусмотрен.

3). Возрастной ценз – это установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется гражданам по достижении установленного законом возраста. В начале ХХ века был высокий возрастной ценз – 20- 25 лет, тем самым от участия в политическом процессе отстранялась молодёжь. После второй мировой войны возрастной ценз снижен для активного избирательного права до 18 лет:

- в Великобритании -в 1969 г.;

- в ФРГ - в 1970 г.

- вСША - в 1970 – 1971 гг.;

- во Франции - в 1974 г.;

- вГреции - в 1982 г.

В Японии, Швейцарии в настоящее время активное избирательное право предоставляется с 20 лет.

В Украине:

- в органы местного самоуправления - для активного и пассивного избирательного права - 18 лет;

- в Верховную Раду: активное – с 18лет; пассивное – с 21года.

- на пост Президента – пассивное – с 35 лет;

активное – с 18 лет.

4). Ценз по признаку пола. Долгие годы этот ценз был стойким ограничением избирательного права. Первой страной, отменившей избирательный ценз по признаку пола, стала Новая Зеландия в 1893 год. Равное с мужчиной избирательное право женщины получили:

- в США - 1918, 1920 гг;

- в Англии - 1928 г.;

- во Франции - 1944 г.;

- в Италии - 1945 г.;

- в Греции - 1950 г.

5). Образовательный ценз. До 70-х годов прошлого века в США избирательные комиссии могли требовать от избирателей сдачи своеобразных экзаменов на знание истории США, положений Конституции и т.д. Обычно афроамериканцы в те годы не имели необходимого образования и зачастую лишались права голоса.

В Конституции Украины записано требование к кандидатам в Президенты страны знать государственный язык.

 

Ценз (лат. census от censeo — делаю опись, перепись) — периодическая перепись граждан с оценкой их имущества, проводимая цензором с целью разделения их на социально-политические, военные и податные разряды в Древнем Риме.

цензы пассивного избирательного права: 1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший 21 года. Президентом РФ — 35 лет. Законы некоторых субъектов Российской Федерации содержат и ограничения максимального возраста — пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет); 2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание); 3) ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе Российской Федерации. Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин Российской Федерации, который одновременно является гражданином данной республики. Следует отметить, что данный вид цензов противоречат конституционному принципу равенства прав граждан Российской Федерации на всей ее территории и принципу единого гражданства; 4) языковый ценззаключается в требовании знания государственных языков субъекта Федерации, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе Российской Федерации. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках; 5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области); 6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) — народными депутатами Государственного Собрания не могут быть из браны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке; 7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.


32) Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе.

Разновидности[править | править вики-текст]

По методике определения победителя[править | править вики-текст]

Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

1. На выборах по системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем. Такая система, в частности, используется на выборах депутатов всех уровней во Франции, а также на президентских выборах в большинстве стран, где эти выборы являются всенародными (в том числе Франции, России, Украине, Финляндии, Польше, Чехии, Литве).

2. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах членов Конгресса и др. По мажоритарному принципу были избраны все народные депутаты Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР в 1990 году. Мажоритарная избирательная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах. В англоязычных странах название этой системы — система «первого, который считается избранным» или «первого, оказавшегося избранным» (first past the post)[1]. Разновидность системы относительного большинства — блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству мандатов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума. Если количество голосов меньше числа мандатов — блоковая система ограниченного вотума [2]. В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата — система одного (или единственного) непередаваемого голоса [3].

3. При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Преимущества[править | править вики-текст]

· Мажоритарная система универсальная: с её использованием можно проводить выборы как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

· Поскольку при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой отдельные лица-кандидаты, избиратель принимает решение, основываясь на личных качествах кандидата, а не его партийной принадлежности.

· Мажоритарная система позволяет небольшим партиям и беспартийным кандидатам реально участвовать и побеждать на выборах.

· Мандат, выданный избирателями конкретному кандидату, делает его более независимым от партийной машины; источником власти становятся избиратели, а не партийные структуры.

Недостатки[править | править вики-текст]

· Представительство наиболее мощной партии в парламенте выше, чем действительный процент избирателей, которые их поддерживают.

· В частности, разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание.

· Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров.

· Поэтому мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве (закон Дюверже).

· Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг.

· Результат выборов в значительной степени определяется финансовыми возможностями конкретного кандидата, что делает его зависимым от небольшого числа доноров.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал