Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление запасами и затратами на предприятии.






Основной задачей при управлении запасами является оптимизация общего размера и структуры запасов с точки зрения наиболее эффективного осуществления производственно-коммерческого цикла.

Содержание политики управления запасами:

1) Определение необходимого объема финансовых средств, вложенных в формирование запасов. При этом запасы необходимо предварительно сгруппировать по следующим видам:

а) производственные запасы сырья и материалов

б) запасы готовой продукции, предназначено для бесперебойной реализации потребителям.

По каждому из этих видов выделяются:

- запасы по текущему хранению (постоянно обновляемая часть запасов);

- запасы сезонного хранения (если они есть), что обусловлено сезонным характером производства;

- запасы целевого назначения.

Разделение запасов на эти виды характеризует специфику предприятия.

Принципиальной формулой, по которой определяется необходимый объем финансовых средств для формирования запасов является:

ФСз=СР× Нз-КЗ

ФСз- объем финансовых средств в запасе.

СР – среднедневной объем расхода запасов в рублях.

Нз – норматив хранения запасов в днях (если есть). При отсутствии этого показателя используется показатель средней продолжительности оборота запасов в днях.

КЗ – средняя сумма кредиторской задолженности по расчетам за приобретение товарно-материальных ценностей, КЗ включается в формулу в том случае, если оно соответствует только производственным запасам, а по запасам готово продукции КЗ включается в формулу только при установившейся практике предоплаты за нее.

2) Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов представляет собой оптимизационную задачу по определению оптимального размера партии поставляемого сырья и материалов:

- чем выше размер партии поставки, тем ниже относительный размер текущих затрат по размещению заказа доставки товаров и их приемке (ТЗ1 – текущие затраты по поставке запасов);

- вторая часть затрат ТЗ2 – текущие затраты по обслуживанию запасов (хранение и обслуживание). Чем больше будет партия, тем больше эти затраты на ее хранение.

Оптимальный размер партии поставки может быть минимизирован использованием модели Уилсона, которая позволяет определять оптимальный размер партии поставки.

ОРпп – оптимальный размер партии поставки

Зг - необходимый объем закупки товаров в год

Размер партии должен быть рассчитан и приведен в соответствие с величиной транспортных емкостей (вагон, контейнер и т.д.).

3) Обеспечение своевременного вовлечения излишних (сверхнормативных) запасов в хозяйственный оборот: осуществляется на основе мониторинга (постоянного контроля) текущей финансовой деятельности (сопоставление нормативного и фактического размера запасов). В настоящий момент наличие сверхнормативных запасов может иметь и положительное значение в том случае, если предприятие излишние денежные средства вкладывает в приобретение сырья и материалов, т.е. предприятие останавливает для себя цену сырья и сокращает издержки на выпуск продукции. Подобная ситуация возможна в том случае, если уровень инфляции выше, чем затраты на хранение товарно-материальных ценностей. Мероприятия разрабатываются совместно с производственными менеджерами. В этом случае размер высвобождаемых финансовых средств будет определяться по формуле:

ФСв = Зн – Зф = (ЗДн – ЗДф) × СР

ФСв сумма высвобождаемых финансовых средств в процессе нормализации запасов.

Зн – норматив запасов в руб. (деньги, которые потребуются на содержание запасов, запланированные).

Зф – фактические запасы в руб.

ЗДн – норматив запасов в днях

ЗДф –фактические запасы в днях

СР – среднедневной объем расходования запасов в сумме.

Величина высвобожденных финансовых средств является дополнительным внутренним источником финансовых ресурсов на предприятии. При оптимизации денежных средств, вложенных в запасы сырья и материалов, необходимо стремиться к сокращению нормативов (при условии сохранения технологических норм), а также необходимо сокращать величину фактических запасов. При формировании запасов готовой продукции мы должны стремиться к минимальному их количеству на складе предприятия, что является задачей маркетинговой службы предприятия.

4) Реальное отражение в финансовом учете стоимости запасов товарно-материальных ценностей в условиях инфляции осуществляется путем их переоценки. В практике для отражения реальной стоимости запасов может быть использован метод LIFO (last in first out), в соответствии с которым запасы направляются в производственное потребление или на реализацию по ценам, по которым было зафиксировано их последнее поступление (разницу в цене мы переложили на потребителя).

3. Управление дебиторской задолженностью. Политика управления дебиторской задолженностью должна быть направлена на ее сокращение и отсутствие возникновения просроченной дебиторской задолженности (лучшая дебиторская задолженность – предоплата). По величине и продолжительности идеальным условием работы предприятия является наличие соответствия дебиторской и кредиторской задолженности. Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности должны быть близки между собой, причем для самого предприятия увеличение темпов роста оборачиваемости дебиторской задолженности по сравнению с кредиторской является положительным фактором. При разработке политики управления дебиторской задолженности рассматривается следующее:

1) Средний размер финансовых активов, отвлеченных в дебиторскую задолженность, их удельный вес в общей сумме оборотных активов предприятия (который в динамике должен снижаться);

2) Средний период возврата дебиторской задолженности (или инкассация долга) в днях.

3) Состав дебиторской задолженности по отдельным ее видам:

- дебиторская задолженность по коммерческому кредиту (задолженность оптовых покупателей);

- дебиторская задолженность по авансовым платежам за товары (задолженность поставщиков по полученным авансам в случае предоплаты);

- дебиторская задолженность по потребительскому кредиту;

4) Состав дебиторской задолженности по предусмотренным срокам ее погашения.

5) «Возраст» дебиторской задолженности, т.е. оценка фактического состояния просроченной дебиторской задолженности при ее наличии.

Политика управления дебиторской задолженностью заключается в минимизации размера и сроков возврата долга. Для этого разрабатывается специальное положение, которое предусматривает:

1) Принципы осуществления расчетов с контрагентами (кому и на каких условиях предоставляются коммерческие и потребительские кредиты, и что может служить обеспечением этого кредита);

2) Определяем состав и проводим оценку предстоящих дебиторов по товарам и операциям.:

а) по коммерческому кредиту оценка осуществляется по 5 критериям:

- репутация партнера;

- объем хозяйственных операций и их стабильность;

- платежеспособность партнера;

- результативность его хозяйственной деятельности;

- конъюнктурная стадия развития производства у партнера (подъем, стабильность, спад).

б) по потребительскому кредиту определяется перечень групп товаров, по которому предоставляется кредит.

3) Лимитирование размера предоставляемого кредита: кредитный лимит дифференцируется по группам, а внутри группы по отдельным контрагентам.

4) Формирование условий обеспечения взысканий дебиторской задолженности (кредит дается под гарантии и под обеспечение).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал