Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление запасами и затратами на предприятии.
Основной задачей при управлении запасами является оптимизация общего размера и структуры запасов с точки зрения наиболее эффективного осуществления производственно-коммерческого цикла. Содержание политики управления запасами: 1) Определение необходимого объема финансовых средств, вложенных в формирование запасов. При этом запасы необходимо предварительно сгруппировать по следующим видам: а) производственные запасы сырья и материалов б) запасы готовой продукции, предназначено для бесперебойной реализации потребителям. По каждому из этих видов выделяются: - запасы по текущему хранению (постоянно обновляемая часть запасов); - запасы сезонного хранения (если они есть), что обусловлено сезонным характером производства; - запасы целевого назначения. Разделение запасов на эти виды характеризует специфику предприятия. Принципиальной формулой, по которой определяется необходимый объем финансовых средств для формирования запасов является: ФСз=СР× Нз-КЗ ФСз- объем финансовых средств в запасе. СР – среднедневной объем расхода запасов в рублях. Нз – норматив хранения запасов в днях (если есть). При отсутствии этого показателя используется показатель средней продолжительности оборота запасов в днях. КЗ – средняя сумма кредиторской задолженности по расчетам за приобретение товарно-материальных ценностей, КЗ включается в формулу в том случае, если оно соответствует только производственным запасам, а по запасам готово продукции КЗ включается в формулу только при установившейся практике предоплаты за нее. 2) Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов представляет собой оптимизационную задачу по определению оптимального размера партии поставляемого сырья и материалов: - чем выше размер партии поставки, тем ниже относительный размер текущих затрат по размещению заказа доставки товаров и их приемке (ТЗ1 – текущие затраты по поставке запасов); - вторая часть затрат ТЗ2 – текущие затраты по обслуживанию запасов (хранение и обслуживание). Чем больше будет партия, тем больше эти затраты на ее хранение. Оптимальный размер партии поставки может быть минимизирован использованием модели Уилсона, которая позволяет определять оптимальный размер партии поставки. ОРпп – оптимальный размер партии поставки Зг - необходимый объем закупки товаров в год Размер партии должен быть рассчитан и приведен в соответствие с величиной транспортных емкостей (вагон, контейнер и т.д.). 3) Обеспечение своевременного вовлечения излишних (сверхнормативных) запасов в хозяйственный оборот: осуществляется на основе мониторинга (постоянного контроля) текущей финансовой деятельности (сопоставление нормативного и фактического размера запасов). В настоящий момент наличие сверхнормативных запасов может иметь и положительное значение в том случае, если предприятие излишние денежные средства вкладывает в приобретение сырья и материалов, т.е. предприятие останавливает для себя цену сырья и сокращает издержки на выпуск продукции. Подобная ситуация возможна в том случае, если уровень инфляции выше, чем затраты на хранение товарно-материальных ценностей. Мероприятия разрабатываются совместно с производственными менеджерами. В этом случае размер высвобождаемых финансовых средств будет определяться по формуле: ФСв = Зн – Зф = (ЗДн – ЗДф) × СР ФСв сумма высвобождаемых финансовых средств в процессе нормализации запасов. Зн – норматив запасов в руб. (деньги, которые потребуются на содержание запасов, запланированные). Зф – фактические запасы в руб. ЗДн – норматив запасов в днях ЗДф –фактические запасы в днях СР – среднедневной объем расходования запасов в сумме. Величина высвобожденных финансовых средств является дополнительным внутренним источником финансовых ресурсов на предприятии. При оптимизации денежных средств, вложенных в запасы сырья и материалов, необходимо стремиться к сокращению нормативов (при условии сохранения технологических норм), а также необходимо сокращать величину фактических запасов. При формировании запасов готовой продукции мы должны стремиться к минимальному их количеству на складе предприятия, что является задачей маркетинговой службы предприятия. 4) Реальное отражение в финансовом учете стоимости запасов товарно-материальных ценностей в условиях инфляции осуществляется путем их переоценки. В практике для отражения реальной стоимости запасов может быть использован метод LIFO (last in first out), в соответствии с которым запасы направляются в производственное потребление или на реализацию по ценам, по которым было зафиксировано их последнее поступление (разницу в цене мы переложили на потребителя). 3. Управление дебиторской задолженностью. Политика управления дебиторской задолженностью должна быть направлена на ее сокращение и отсутствие возникновения просроченной дебиторской задолженности (лучшая дебиторская задолженность – предоплата). По величине и продолжительности идеальным условием работы предприятия является наличие соответствия дебиторской и кредиторской задолженности. Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности должны быть близки между собой, причем для самого предприятия увеличение темпов роста оборачиваемости дебиторской задолженности по сравнению с кредиторской является положительным фактором. При разработке политики управления дебиторской задолженности рассматривается следующее: 1) Средний размер финансовых активов, отвлеченных в дебиторскую задолженность, их удельный вес в общей сумме оборотных активов предприятия (который в динамике должен снижаться); 2) Средний период возврата дебиторской задолженности (или инкассация долга) в днях. 3) Состав дебиторской задолженности по отдельным ее видам: - дебиторская задолженность по коммерческому кредиту (задолженность оптовых покупателей); - дебиторская задолженность по авансовым платежам за товары (задолженность поставщиков по полученным авансам в случае предоплаты); - дебиторская задолженность по потребительскому кредиту; 4) Состав дебиторской задолженности по предусмотренным срокам ее погашения. 5) «Возраст» дебиторской задолженности, т.е. оценка фактического состояния просроченной дебиторской задолженности при ее наличии. Политика управления дебиторской задолженностью заключается в минимизации размера и сроков возврата долга. Для этого разрабатывается специальное положение, которое предусматривает: 1) Принципы осуществления расчетов с контрагентами (кому и на каких условиях предоставляются коммерческие и потребительские кредиты, и что может служить обеспечением этого кредита); 2) Определяем состав и проводим оценку предстоящих дебиторов по товарам и операциям.: а) по коммерческому кредиту оценка осуществляется по 5 критериям: - репутация партнера; - объем хозяйственных операций и их стабильность; - платежеспособность партнера; - результативность его хозяйственной деятельности; - конъюнктурная стадия развития производства у партнера (подъем, стабильность, спад). б) по потребительскому кредиту определяется перечень групп товаров, по которому предоставляется кредит. 3) Лимитирование размера предоставляемого кредита: кредитный лимит дифференцируется по группам, а внутри группы по отдельным контрагентам. 4) Формирование условий обеспечения взысканий дебиторской задолженности (кредит дается под гарантии и под обеспечение).
|