![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объект, предмет и задачи психологии труда.Стр 1 из 17Следующая ⇒
Психология труда. Билет 1 Объект, предмет и задачи психологии труда. Психология труда - одно из важнейших направлений современной психологической науки. Объектом ее изучения является человек как реальный и единственный субъект трудовой деятельности. Предметом психологии труда, в отличие от других наук, является изучение психологических особенностей трудовой деятельности человека, установление закономерностей протекания психических процессов и формирования свойств личности в различных видах труда, изучение соответствия организации производственных процессов психологическим особенностям человека, а также выявление психологических факторов повышения производительности и качества труда. Труд как процесс создания различных ценностей и как cpeдство формирования и развития личности только тогда выполняет свои позитивные функции, когда он хорошо организован и приносит удовлетворение работающему. Напротив, труд плохо организованный, изнуряющий и однообразный, вызывающий переутомление и профессиональные заболевания, не только не развивает личность, но и может приводить к ее разрушению и деградации. Поэтому одна из главных задач психологии труда состоит в том, чтобы добиться оптимального решения проблемы гуманизации труда человека. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей. Так же к числу наиболее важных задач, решаемых психологией труда, относятся: 1. психологическое изучение различных видов труда с целью рациональной организации трудовых процессов; 2. выявление психологических факторов и условий, способствующих повышению производительности и качества труда; 3. изучение особенностей функционирования человеческой психики при выполнении трудовой деятельности и закономерностей формирования личности в труде; 4. определение психологических, социально-психологических и производственных условий, способствующих установлению гapмоничных связей и отношений между человеком и профессией; 5. изучение путей и предпосылок взаимной адаптации работающего человека и орудий труда, оптимального сочетания психофизиологических возможностей человека и возможностей различных технических систем и механизмов; 6. изучение различных психических состояний (усталости, пресыщения, эмоциональной напряженности и др.), возникающих в процессе работы и влияющих на здоровье и работоспособность человека; 7. выявление особенностей профессионального обучения, установление закономерностей формирования умений и навыков в процессе обучения различным видам трудовой деятельности; 8. изучение психологических аспектов профориентации, профотбора и расстановки людей в трудовом процессе, адаптации и стабилизации рабочих кадров на производстве. 2) Классификационные признаки трудовой деятельности. Трудовая деятельность классифицируется по признакам: - Субъект труда (носитель и инициатор трудовой деятельности). Требования к субъекту труда: уровень физиологических возможностей и способностей; уровень профобразования; проф. опыт; состояние здоровья; уровень физического развития. Содержание труда (процессы и способы выполнения трудовых задач) Средства труда (материальные (инструменты, машины) и функциональные (речь, поведение, жесты) Условия труда (физическая и социальная среда) Организация труда (порядок, продолжительность и режим, объём выполняемых нагрузок) Классификационные признаки трудовой деятельности. 1)По содержанию труда: -физический; -умственный 2)По средствам труда: -ручной; -механизированный; -автоматизированный; -автоматический 3)По условиям труда: - комфортные; экстремальные; вредные; опасные; 4)По организации труда: -статический; -динамический; -монотонный; -индивидуальный; -коллективный 5)По требованиям к субъекту труда: -уровень способностей, -профобразование, - профопыт, -состояние здоровья, -физическое развитие.
|