Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый путь - путь Умеййи Ибн Халида. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

Г.х.

[Вместо эпиграфа]

 

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

وأصل وقوع أهل الضلال في مثل هذا التحريف الإعراض عن فهم كتاب الله تعالى كما فهمه الصحابة والتابعون

"Основа впадения людей заблуждения в подобное искажение в толковании Книги Аллаха - отворачивание от понимания Корана так, как поняли его сподвижники и табиины.."

("Дар' ат-тааруд бейна аль-акль уа ан-накль", 3/95)

 

Сказал последователь аль-Альбани Абу Исхак аль-Хувейни:

ولو جاءت بأصح الأسانيد لجزمنا أنها باطلة بغير تردد.

"Если бы даже эта история пришла бы с самыми достовернейшими иснадами, то мы твердо бы заявили без всяких сомнений что она ложная!"

Источник: "Дурур Аби Исхак аль-Хувейни", 132

 

بسم الله الرحمن الرحيم

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:

Более чем 3 года назад, мы составили статью, в которой привели слова некоторых людей каляма, касательно истории, которая известна как "История журавлей".

И я следовал в те дни известному мухаддису Мухаммаду Ибн Насируддину аль-Альбани, и полностью доверял ему и оперся на его слово, и впал в порицаемые вещи - не единственный раз по его причине.

И вся хвала Аллаху, который открыл мне глаза на его положение, и избавил меня от этих заблуждений.

И из раздела слов Аллаха "Кроме тех которые покаялись, и исправили, и разьяснили.." я решил подготовить эту работу, опровергающую шубухаты вокруг этой истории. Тем более, что я увидел и другие работы и лекции на русском языке, где эта история называется порочение Пророков, и тому подобным.

А Аллах наставляет к прямому пути

[Примечание]

Не цель этой работы - порочить каких то людей знания из ахли-Сунна, кто мог сказать например о слабости этой истории, или не понять ее верным образом, это не тот вопрос, чтобы приписывать ошибившегося человека к заблудшим сектам.



И этот вопрос - не из основ джахмитов, за которые человек причисляется к джахмитам, однако это - ответвление построенное на основах джахмитов в разделе "Ан-Нубуват" (Пророчество), и на их предпочтении разума над Шариатом

И может случиться, что ученый из ахли-Сунна в каком то более скрытом вопросе согласится с каким то из их слов, сделав хорошие мысли о некоторых из них, особенно тех кто известен тахриджем хадиса и внешней приверженностью Сунне, и не сделав точный тахкык в этом вопросе, и не ознакомившись со словами саляфов. И хотя результат будет один - причины приведшие к нему, и основы на которых он построен будут разными, и если джахмит будет нести лишь наказание и грех за свое заблуждение, то алим суннит оправдывается и не порочат его.

И этот раздел известен, и если бы не оправдание по ошибке в таких вопросах для тех, кто его заслуживает, то погибли бы большинство людей. И примеров практики этого оправдания много среди саляфов и халяфов.

И цель этой работы - не порочение людей знания, а наоборот, защита саляфов, и имамов ахли-Сунна, как Ибн Теймия и Ибн Абдуль Ваххаб, от тех кто обвиняет их в неверии и невежестве.

[Раздел 1: Суть истории]

Согласились языки ученых саляфов, из числа больших муфассиров табиинов и табии табиинов, мухаддисов, и имамов, на передаче в тафсире 19-ого аята Суры "Ан-Наджм": "Видели ли вы Лата и Уззу..?", и 25-ого аята суры "Аль-Хаджж": "Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы дьявол не подбросил в его чтение, когда он читал откровение. Аллах уничтожает то, что подбрасывает шайтан. Потом Аллах утверждает Свои аяты, ведь Аллах – Знающий, Мудрый. Он делает то, что подбрасывает шайтан, искушением для тех, чьи сердца поражены недугом и чьи сердца ожесточены"



- согласились они на приведении истории, суть которой заключается в том, что когда Пророк читал Коран, суру "ан-Наджм", подбросил шайтан на его язык слова которые понравились курейшитам об идолах курейш: "Это - возвышенные журавли, и нужно надеятся на их заступничество.."

И когда Посланнику Аллаха рассказали о том, что слетело с его языка, он очень испугался, и был в таком состоянии, пока Аллах не ниспослал аяты из Суры "Аль-Хаджж": "Мы не отправляли до тебя такого Посланника или Пророка, чтобы дьявол не подбросил в его чтение, когда он читал откровение .."

[Раздел 2: Позиция людей каляма по отношению к ней]

Когда появились люди заблужденного каляма, и разработали свои теории в разделе "Безошибочность Пророков", и "ан-Нубуват", эта история показалась им чудовищной, и они кинулись ее отрицать и порочить её и её передатчиков и относить эту историю к проискам врагов религии.

И нет такого приверженца каляма, из ашаритов, му'тазилитов, и других, который дойдя бы до этой истории в своем тафсире, не кинулся бы порочить ее и приписывать ее к величайшему куфру и зиндычеству.

Приведем некоторые примеры.

1. Говорит Абу Бакр Ибн аль-Араби, джахмит, как сказал о нём имам Ибн аль-Каййим:

تَأَمَّلُوا فَتَحَ اللَّهُ أَغْلَاقَ النَّظَرِ عَنْكُمْ إلَى قَوْلِ الرُّوَاةُ الَّذِينَ هُمْ بِجَهْلِهِمْ أَعْدَاءٌ عَلَى الْإِسْلَامِ ،

"Размышляйте же, да откроет Аллах ваш разум, над теми, кто передал эти хадисы, а ведь они по невежеству своему, не зная стали врагами Исламу.."

Источник: "Ахкам аль-Кур'ан", 5/436

И процитировал его слова аль-Альбани, и довольствовался ими!!!

 

2. Говорит аль-Альбани советуя своим последователям книги по сире и обсуждая разные имеющиеся в наличие:

 

أما مختصر سيرة الرسول صلى الله عليه و سلم للشيخ محمد بن عبد الوهاب رحمه الله تعالى فلم تكن على منهج علمي حتى إنه أورد قصة الغرانيق العلى و هي قصة ﺗﻬدم القرآن كله

 

"Что же касается Мухтасара Сиры Посланника Аллаха, который написал шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, рахимахуЛлах, то он не написан на научном манхадже! И он дошёл до того, что привел в нем историю о журавлях, которая разрушает весь Коран до основания!"

 

Источник: "Хаяту аль-Альбани уа асаруху", раздел "Советы и наставления аль-Альбани требующим знания", стр. 432

 

3. И говорит в другом месте:

 

أعداء الدين الذين قعدوا له في كل طريق وترصدوا له عند كل مرصد لا يرضيهم إلا أن يدسوا فيه ما ليس منه ولم يقله رسوله فذكروا ما ستراه في الروايات الآتية مما لا يليق بمقام النبوة والرسالة

"Враги религии которые подсиживают ее со всех сторон, и устраивают ей все засады - не довольствуются, пока не подсунут в религию то, что не из нее, и что не сказал Посланник Аллаха. И они упомянули то, что ты увидишь в последующих риваятах, что не подобает Пророчеству и Посланничеству!"

Источник: "Насб аль-маджаник", 9

Таким образом, разьясняется что люди каляма не принимают эту историю, и считают ее величайшим куфром, разрушающим Коран до основания, разрушающим Пророчество, и что кто лишь передал эту историю - стал врагом Ислама по своему невежеству, и что эти риваяты подсунуты врагами религии!!!

[Польза: первый, кто назвал эту историю зиндычеством]

Сказал аль-Коды Абдуль-Джаббар, один из самых известных глав му'тазилитов (359- 415 г.х.):

لا أصل له، ومثل ذلك لا يكون إلا من دسائس الملحِدة

"Нет никакой основы этой истории! Она не может быть, кроме как подсунутой безбожниками!"

Источник: "Танзих аль-Кур'ан", 243

[Раздел 3: Позиция саляфов по отношению к ней]

Встретили саляфы эту историю с принятием, и передали ее в своих тафсирах, и никто из них никак не прокомментировал ее в плохом смысле.

Что касается сподвижников и табиинов, то мы подробно поговорим о путях истории о них, сейчас же приведем просто кратко слова имама хафиза мухаддиса, Сулеймана Ибн Абдуллаха Ибн Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба:

وَهِيَ قِصَّةٌ مَشْهُورَةٌ صَحِيْحَةٌ(رُويَتْ عَنِ ابن عَبَّاسٍ مِنْ طُرُقٍ بَعْضُهَا صَحِيْحٌ( ورُويَتْ عَنْ جَمَاعَةٍ مِنَ التَّابِعِيْنَ بِأَسَانِيْدَ صَحِيْحَةٍ مِنْهُمْ: عُرْوَةُ(4)، وَسَعِيْدُ بنُ جُبَيْرٍ(5)، وأبُو العَاليَةِ، وَأبُو بَكْرِ بنُ عَبْدِالرَّحْمَنِ وعِكْرِمَةُ وَالضَّحَّاكُ وقَتَادَة، وَمُحَمَّدُ بنُ كَعْبٍ القُرَظِيُّ، ومُحَمَّدُ بنُ قَيْسٍ وَالسُّدِّيُّ وَغَيْرُهُمْ وَذَكَرَهَا أيْضاً أَهْلُ السِّيَرِ وَغَيْرُهُمْ، وَأَصْلُهَا فِي «الصَّحِيْحَيْنِ»

"Это известная, достоверная история. Она передана от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, по ряду путей, некоторые из которых достоверны. И она передана от большой группы табиинов, по достоверным иснадам. Среди табиинов от кого она передана: Урва Ибн аз-Зубейр, Саид Ибн Джубейр, Абу аль-Алия, Абу Бакр Ибн Абдур-Рахман, Икрима, ад-Даххак, Катада, Мухаммад Ибн Ка'б аль-Куразы, Мухаммад Ибн Кейс, ас-Судди, и другие табиины. И упомянули ее также авторы "Сир" Пророка, и другие. И ее основа - в двух "Сахихах"

Источник: "Тайсир аль-Азиз аль-Хамид", 1/591

И добавим, что сам аль-Альбани назвал достоверным это толкование от пяти табиинов как придет далее!!

Это что касается сподвижников и табиинов.

Перечислим теперь кто из великих муфассиров саляфов и передал эту историю, делая ей толкование аятов Корана, и никак не прокомментировал ее с плохой стороны

1. Мукотиль Ибн Сулейман (ум. 150 г.х.), см. "Тафсир Мукотиль Ибн Сулейман", 2/387

2. Яхья Ибн Салям, (ум. 200 г.х.) см. "Тафсир Яхья Ибн Салям", 1/384

3. Абдур-Раззак ас-Сан'ани (ум. 211 г.х.), см. "Тафсир Абдур-Раззак", 1890

4. Саид Ибн Мансур, (ум. 227 г.х.), см. "Ас-Сунан", раздел "Тафсир", 2070

5. Абд Ибн Хумейд (ум. 249 г.х.), см. "Ад-Дурр аль-Мансур", 7/167

5. Ибн Джарир ат-Табари (ум. 310 г.х.), см. "Тафсир ат-Табари"

6. Ибн аль-Мунзир (ум. 318 г.х.) см. "Ад-Дурр аль-Мансур", 7/166

7. Ибн Аби Хатим (ум. 327 г.х.), см. "Тафсир Ибн Аби Хатим", 13726

8. Ат-Табарани (ум. 360 г.х.), см. "Ад-Дурр аль-Мансур", 7/168

9. Абу Бакр Ибн Мардавейхи (ум. 410 г.х.), см. "Ад-Дурр аль-Мансур", 7/168

И кто разбирается в науках тафсира, знает, что перечисленные тафсиры - это вообще то самые главные тафсиры саляфов, где собраны толкования сподвижников и табиинов с иснадом, и что эти тафсиры - единственная основа тафсира категории "Муснад", то есть тафсира с иснадом через слова сподвижников и табиинов - как толковали Коран саляфы, и те книги что после них, написаны уже по другому методу.

Что же касается тех саляфов, кто передали ее в "Сире" Пророка, и никак не прокомментировали её, то это:

1. Муса Ибн Укба (ум. 141 г.х.) см. "Даляиль ан-нубувва", 2/175

2. Мухаммад Ибн Исхак (ум. 151 г.х.) в "Сире", см. "Даляиль ан-нубувва", 2/175

3. Абу Маш'ар аль-Мадани, (ум. 170 г.х.) см. "Самт ан нуджум", 139

4. Ибн ас-Са'д (ум. 230 г.х.) в "Ат-Табакат", 1/174

И известно тем, кому известно, что эти 4 книги по Сире - стали опорой в этом разделе, и на них опираются и на них ссылаются все поздние авторы Сиры Пророка.

Сказал аль-Бейхакы:

وَالْمَشْهُورُ عِنْدَ أَهْلِ الْعِلْمِ بِالْمَغَازِي أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

"И известным у ученых по сире является, что Пророк, мир ему.." и упомянул историю

Источник: "Ма'рифату ас-сунан уаль-асар", 13/301

И поэтому, сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия да смилуется над ним Аллах об этом слове:

الْمَأْثُورُ عَنْ السَّلَفِ مَا نُقِلَ عَنْ السَّلَفِ.. المشهور عند السلف

"Это слово, о котором асары от саляфов..это то мнение, которое переданно от саляфов.. известное у саляфов"

Источник: "Маджму аль-фатауа", 5/257, "Минхаж ас-Сунна", 2/243, и придут его слова полностью.

Таким образом, из слов аль-Альбани разьясняется, что он и его последователи убеждены и считают правильным, что враги Ислама подсунули эти асары, разрушающие Коран и Пророчество, великим имамам табиинов в толковании Корана, и они не обратили на это внимание, и передавали ее и толковали ей Коран из поколения в поколение, пока не пришли люди каляма и джахмиты, такие как ар-Рази, Ибн аль-Араби, и им подобные, и не разьяснили их великое заблуждение! И это слово ближе к слову рафидитов, чем к слову саляфитов!

И по причине такого рода слов, шейх уль Ислам Ибн Теймия назвал джахмитов более порочащими саляфов, чем рафидиты и хариджиты, см. "Ат-Тис'иния", 2/694

Затем же как вытекает из этой логики, эту историю снова забыв о врагах Ислама и их кознях - взяли от саляфов ученые Сунны, как Ибн Теймия, Ибн аль-Каййим, Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, и имамы недждийского призыва - и понадобились титанические труды аль-Альбани, чтобы очистить нашу акыду от этого разрушения Корана!

Разве скажет о таком разумный человек, не говоря уже о сунните??

И не известен ни один имам ахли-Сунна из старых имамов, кто заявил бы, будто она разрушает Коран и Пророчество, а ее передатчики стали врагами Ислама по невежеству, как заявил аль-Альбани!!

Так саляфия ли это - порочить саляфов и мухаккыков ахли-Сунна ужасным порочением, и обвинять их в неверии и заблуждении - и опираться на ар-Рази, Ибн аль-Араби и остальных ашаритов и джахмитов?

Прошу у Аллаха благополучия.

[Польза: ахлюль-калям - они те, кто обвиняют саляфов в неверии]

Обвинения слов саляфов, которые они исповедовали - что это слова куфра и невежество о религии - давний путь людей каляма.

Сказал шейх уль Ислам аль-Ансари об ашаритах:

 

كفروا السلف

"Они вынесли такфир саляфам"

Источник: "Замм аль-калям", т.5 стр 139

Сказал имам аль-Исфараини, когда один человек сказал ему, что хочет изучить калям, чтобы узнать убеждения:

أوكان السلف من علمائنا كفاراً

"А наши ученые саляфы что, были кафирами?!"

Источник: "Замм аль-калям", 1273

И конечно никто из них (кроме самых отчаянных типа ар Рази который вынес такфир имаму Ибн Хузейме!) прямо не говорит что сподвижники и табиины и саляфы кафиры, однако это смысл их слов, и к этому они ведут, потому что они говорят об убеждениях на которых были саляфы, что это ширк и куфр, незнание Аллаха, ташбих, незнание Пророчества, и тд.

Так за кем же последовал аль-Альбани в этом своем обвинении истории на передаче которой собрались саляфы без порицаний, что она разрушает Коран, что она разрушает Пророчество, и тд? Просим у Аллаха защиты

[Пути этой истории]

Эта история передана огромным количеством путей, часть из которых - достоверная

Приведем их по порядку, и приведем слова имамов о каждом пути

[Раздел 4: пути этой истории от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах]

Первый путь - путь Умеййи Ибн Халида

Сказал имам Дыяуддин аль-Макдиси в своём "Сахихе":

أخبرنا أبو بكر أحمد بن مردويه ثنا محمد بن أحمد بن ابراهيم ثنا علي بن الحسين بن الجنيد وأحمد بن محمد بن عاصم ثنا يوسف بن حماد قثنا أمية بن خالد ثنا شعبة عن أبي بشر ( ح ) وأخبرنا أبو جعفر محمد بن أحمد الصيدلاني أن فاطمة بنت عبد الله أخبرتهم ابنا محمد بن عبد الله ابنا سليمان بن أحمد الطبراني ثنا الحسين بن اسحاق التستري وعبدان بن أحمد قالا ثنا يوسف بن حماد المعني ثنا أمية بن خالد ثنا شعبة عن أبي بشر عن سعيد بن جبير لا أعلمه الا عن ابن عباس [ أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قرأ ( النجم ) فلما بلغ { أَفَرَأَيْتُمُ اللاَّتَ وَالْعُزَّى وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الأُخْرَى} ألقى الشيطان على لسانه تلك الغرانيق العلى وشفاعتهم ترتجى فلما بلغ آخرها سجد وسجد المسلمون والمشركون فأنزل الله عز وجل {وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ وَلا نَبِيٍّ إِلاَّ إِذَا تَمَنَّى أَلْقَى الشَّيْطَانُ} الى قوله {عَذَابُ يَوْمٍ عَقِيمٍ}

"Рассказал нам имам Абу Бакр Ахмад Ибн Мардавейхи, рассказал нам Мухаммад Ибн Ахмад Ибн Ибрахим, рассказали нам Али Ибн Хасан Ибн Джунейд и Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Асым, рассказал нам Юсуф Ибн Хаммад рассказал нам Умеййя Ибн Халид, рассказал нам Шу'ба, от Аби Бишра

И еще один иснад до Аби Бишра: "Рассказал нам Абу Джафар Мухаммад Ибн Ахмад ас-Сайдалани, что Фатыма Бинт Абдуллах рассказала им, что рассказал им Мухаммад Ибн Абдуллах, что рассказал ему Сулейман ибн Ахмад ат Табарани, что рассказали им Хусейн Ибн Исхак ат-Тустари и Абдан Ибн Ахмад, что они сказали: рассказал нам Юсуф Ибн Хаммад аль-Муна, что рассказал им Умеййя Ибн Халид, рассказал нам Шу'ба, от Аби Бишра

Что Абу Бишр передал от Саида Ибн Джубейра, и он сказал: "Я знаю это от Ибн Аббаса" - что Посланник Аллаха, мир ему, читал суру "Ан-Наджм", и когда дошёл до аята: "Видели ли вы Лата и Уззу, и третью, Манат?" - толкнул шайтан на его язык слова: "Это возвышенные журавли, и на их шафаат есть надежда". И когда Посланник Аллаха дочитал до конца суры, он сделал суджуд, и сделали суджуд вместе с ним и мушрики и мусульмане.

 

И тогда Аллах ниспослал: "Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы дьявол не подбросил в его чтение, когда он читал откровение. Аллах уничтожает то, что подбрасывает шайтан. Потом Аллах утверждает Свои аяты, ведь Аллах – Знающий, Мудрый. Он делает то, что подбрасывает шайтан, искушением для тех, чьи сердца поражены недугом и чьи сердца ожесточены. Пусть знают те, кому даровано знание, что это – истина от твоего Господа, чтобы они могли уверовать в него, а их сердца могли смиренно покориться ему. Воистину, Аллах наставляет верующих на прямой путь. А неверующие не перестанут сомневаться в нем, пока не нагрянет внезапно Час или пока не постигнут их мучения в бесплодный день"

Источник: "Сахих Дыяуддин аль-Макдиси"

Все передатчики этого хадиса - достоверные передатчики, как признал сам аль-Альбани, однако некоторые ученые ослабили именно этот хадис по причине того, что Халид Ибн Умеййя - хоть и достоверный передатчик, но иногда передает его от Саида Ибн Джубейра, а иногда - от Саида Ибн Джубейра от Ибн Аббаса, и потому, что в одном из путей Ибн Умейи есть сомнение.

ХафизАбу Бакр аль-Баззар в своем "Муснаде" указал, что другие передатчики передают хадис лишь от Ибн Джубейра, но в то же время он сам отметил: "И Халид Ибн Умейя - достоверный и известный передатчик!" - возможно указывая на то, что добавка достоверно передатчика принимается, см. "Муснад аль-Баззар", 5096

И этим попытался ослабить его аль-Альбани также.

Будет сказано:

1. Что касается сомнения, пришедшего в одном из путей, то пришло в передаче Дыяуддина аль-Макдиси, как было приведено выше, и также у ат-Табарани, что Саид Ибн Джубейр сказал: "Я знаю это от Ибн Аббаса".

И Дыяуддин, и особенно Ат Табарани, более точные, чем хафиз аль-Баззар, от которого известны частые неточности.

Также, как в другом пути Саид Ибн Джубейр передал это от Ибн Аббаса без колебаний.

Сказал хафиз Ибн Хаджар:

وأخرجه ابن مردويه من طريق أبي عاصم النبيل عن عثمان بن الأسود عن سعيد بن جبير عن ابن عباس نحوه ولم يشك في وصله

"И передал его Ибн Мардавейхи, по пути Абу Асыма ан-Набиля, от Усана Ибн аль-Асвада, от Саида Ибн Джубейра, с таким же смыслом, и в этой цепочке уже не сомневался в его непрерывности!"

Источник: "Аль-Каф аш-Шаф", 114

2. Что касается того, что иногда это толкование передается от Ибн Джубейра, а иногда от Ибн Аббаса, то не секрет, что ученый может иногда рассказывать тафсир аята от себя, а иногда - указывать, от кого он его взял, и это очевидность слов Ибн Джубейра: "Я знаю его от Ибн Аббаса"

3. Удостоверил этот путь имам Дыяуддин аль-Макдиси, передав их в своем "Сахихе".

4. Подкрепляет непрерывный вариант - следующий путь, который мы приведем

Второй путь: путь Усмана Ибн аль-Асвада, и он достоверный

Сказал хафиз Абу Бакр аль-Мардавейхи в своём тафсире:

حَدثنِي إِبْرَاهِيم بن مُحَمَّد حَدثنِي أَبُو بكر مُحَمَّد بن عَلّي الْمُقْرِئ الْبَغْدَادِيّ حَدثنَا جَعْفَر بن مُحَمَّد الطَّيَالِسِيّ حَدثنَا إِبْرَاهِيم بن مُحَمَّد بن عرْعرة حَدثنَا أَبُو عَاصِم النَّبِيل حَدثنَا عُثْمَان بن الْأسود عَن سعيد بن جُبَير عَن ابْن عَبَّاس أَن رَسُول الله صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم َ قَرَأَ أَفَرَأَيْتُم اللات والعزى وَمَنَاة الثَّالِثَة الْأُخْرَى تِلْكَ الغرانيق العلى وَشَفَاعَتهنَّ تُرْتَجَى ففرح الْمُشْركُونَ بذلك وَقَالُوا قد ذكر آلِهَتنَا فَجَاءَهُ جِبْرِيل فَقَالَ اقْرَأ عَلّي مَا جئْتُك بِهِ فَقَرَأَ لَهُ كَذَلِك فَقَالَ مَا أَتَيْتُك بِهَذَا وَإِن هَذَا لمن الشَّيْطَان فَأنْزل الله وَمَا أرسلنَا من قبلك من رَسُول

"Рассказал мне Ибрахим Ибн Мухаммад, рассказал мне Абу Бакр Мухаммад Ибн Али аль-Мукри аль-Багдади, рассказал нам Джа'фар Ибн Мухамад ат-Таялиси, рассказал нам Ибрахим Ибн Мухаммад Ибн Ар'ара, рассказал нам Абу Асым ан-Набиль, рассказал нам Усман Ибн аль-Асуад, от Саида Ибн Джубейра, от Ибн Аббаса, что Пророк мир ему, читал аят: "Видели ли мы Лата и Уззу, и Маната, третьего?", и прочитал затем: "Это возвышенные журавли, и на их заступничество надеются". И мушрики обрадовались этому, и сказали: "Он упомянул наших идолов хорошо!". И тогда пришёл к нему Джибриль, и сказал: "Прочитай мне с чем я тебе пришёл". И он прочитал, и Джибриль сказал: "Это мы тебе не дали, это от шайтана", и Аллах ниспослал: "Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы дьявол не подбросил в его чтение, когда он читал откровение.." и до конца аятов.

Источник: "Тахридж аль-кашшаф", 2/394, и передал его также хафиз Дыяуддин аль-Макдиси в своем "Сахихе" по пути от аль-Мардавейхи.

И все передатчики этого иснада достоверные, и аль-Альбани попытался ослабить его за счет Абу Бакра Мухаммад Ибн Али аль-Мукри аль-Багдади, на которого в "Тарихе" Хатыба не пришло ни джарха, ни та'диля.

Однако вопрос - а почему не сказать, что это Мухаммад Ибн Али Ибн Мухаммад Ибн Муса Абу Бакр аль-Мукри аль-Хаййат, из того же временного слоя, шейх чтецов Багдада, достоверный выверенный передатчик? см. его полную биографию в "Зейль табакат аль-ханабиля", стр. 2

Какой довод аль-Альбани на выбор в пользу менее известного передатчика?

И перевешивает в пользу этого то, что хафизы хадиса, которые имели возможность ознакомиться с намного большим числом путей чем аль-Альбани, назвали всех передатчиков этого хадиса достоверными, а этот путь - самым достоверным путём хадиса про журавлей!

Сказал ас-Суюты про иснад этого сообщения:

وأخرج البزار والطبراني وابن مردويه والضياء في المختارة بسند رجاله ثقات

"Передали его аль-Баззар, ат-Табарани, Ибн аль-Мардавейхи, и ад-Дыя аль-Макдиси в "Аль-Мухтара" с иснадом, все передатчики которого достоверны"

Источник: "Ад-Дурр аль-Мансур", 7/166

И из этих четырех источников что упомянул ас-Суюты, хадис до нас дошёл лишь в одном в сохранившихся частях книг - в "Аль-Мухтара", в то время как ас-Суюты видел его еще в трёх, и видел его пути, и назвал всех передатчиков достоверными. И известно что в одном пути может быть то чего нет в другом, что разьясняет полностью личность передатчика. Так как же мы оставим слова тех чье ознакомление с источникам намного более полное чем ознакомление аль-Альбани?

И сказал хафиз Ибн Хаджар про этот путь:

وهذا أصح طرق هذا الحديث

"И это - самый достоверный из всех путей этого хадиса!"

Источник: "Аль-Каф аш-Шаф", 114, и назвал его на той же странице достоверным путём.

И сказал мухаккык "Тайсир аль-Азиз аль-Хамид", Усама аль-Утейби, هداه الله, про этот путь:

إسناده صحيح وله طرق أخرى هذه أصحها

"Его иснад достоверный, и у нее есть и другие пути, но этот самый достоверный"

Источник: "Тайсир аль-азиз аль-хамид", 1/589

Таким образом этот путь инша Аллах достоверен сам по себе, а что же говорить, когда есть еще и предыдущий путь, в котором большая вероятность достоверности?

 

И сказал имам мухаддис Сулейман Ибн Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб:

وَهِيَ قِصَّةٌ مَشْهُورَةٌ صَحِيْحَةٌ(رُويَتْ عَنِ ابن عَبَّاسٍ مِنْ طُرُقٍ بَعْضُهَا صَحِيْحٌ

"Это известная, достоверная история! Она передана от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, по ряду путей, некоторые из которых достоверны"

Источник: "Тайсир аль-азиз аль-Хамид", 1/580

Так смилуется же Аллах над имамами Неджда, сколь они точны, и выверенны, и тверды в следовании саляфам!

3. Также есть и другие пути этого хадиса от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, но все они серьезно слабые и не станем на них опираться и приводить

4. Если допустить и согласиться с теми учеными кто говорит, как имам Ибн Касир, что хадис недостоверен от Ибн Аббаса, мир ему, то хадис достоверен как "мурсаль" от огромного количества табиинов, и известно из науки хадиса, что такое количество достоверных мурсалей однозначно дает понять, что у хадиса есть основа, как это будет разьяснено позже и приведены слова ученых.

[Раздел 5: пути этой истории от табиинов]

[Польза: иджма и тафсир табиинов]

1. Сказал имам Ахмад:

ينظر ما كان عن النبي - صلى الله عليه وسلم - ، فإن لم يكن فعن أصحابه، فإن لم يكن فعن التابعين

"Следует смотреть в то, что пришло от Пророка, мир ему, а если нет, то от сподвижников, а если нет от них - то от табиинов"

Источник: "Аль-Удда фи усуль аль-фикх", 3/724

2. Сказал имам Усман Ибн Саид ад-Дарими:

الله تعالى أثنى على التابعين في كتابه فقال والسابقون الأولون من المهاجرين والأنصار والذين اتبعوهم بإحسان رضي الله عنهم فشهد باتباع الصحابة واستيجاب الرضوان من الله تعالى باتباعهم أصحاب محمد واجتمعت الكلمة من جميع المسلمين أن سموهم التابعين ولم يزالوا يأثرون عنهم بالأسانيد كما يأثرون عن الصحابة ويحتجون بهم في أمر دينهم ويرون آراءهم ألزم من آراء من بعدهم للاسم الذي استحقوا من الله تعالى ومن جماعة المسلمين الذين سموهم تابعي أصحاب محمد

"Всевышний Аллах похвалил табиинов в своей Книге, и сказал: "И опередившие первые из числа мухаджиров и ансаров, и тех, кто последовал за ними в благочестии - доволен Аллах ими"

И Аллах засвидетельствовал, что они следовали за сподвижниками, и что он обязывается быть довольным ими по причине их следования за сподвижниками Мухаммада.

И обьединилось слово мусульман на том, что они назвали их табиинами, и на том, что мусульмане не переставали передавать от них их слова с иснадами точно также, как передают от сподвижников, и аргументировали ими в вопросах религии, и считали их мнения более обязательными, чем мнения кого то другого после них - и это по причине имени, которое они заслужили от Аллаха, и джамаата мусульман, которые назвали их табиинами - "последовавшими" за сподвижниками Мухаммада"

Источник: "Накд ад-Дарими", 1/594

3. Сказал имам Ибн Кудама:

والتابعون إذا أجمعوا: فهو إجماع من الأمة، ومن خالفهم سالك غير سبيل المؤمنين.ويستحيل -بحكم العادة- شذوذ الحق عنهم -مع كثرتهم-

"Когда табиины единогласны - то это иджма Уммы, и кто противоречит им, оступился с пути верующих. И не возможно по хукму обычая - чтобы истина скрылась от них наряду с их количеством"

Источник: "Раудату ан назыр", 1/426

4. Сказал имам Ибн аль-Каййим:

ومن تأمل كتب الائمة ومن بعدهم وجدها مشحونة بالاحتجاج بتفسير التابعي

"Кто поразмыслит над книгами имамов-саляфов, и тех кто после них - найдет их переполненными аргументаций тафсиром табиинов"

Источник: "И'лям аль-мукиин", 4/156

[Польза: разновидности мурсалей]

Известно из науки хадиса, что хотя сам хадис мурсаль (тот, где табиин говорит: "Сказал Пророк..", "Сделал Пророк..") у многих ученых не достоверен сам по себе, однако они различаются в силе и слабости.

Приведем пример для понятности

Например, один из самых ранних табиинов - Саид Ибн аль-Мусаййиб, его мурсали у многих ученых считаются достоверными сами по себе. Почему?

 

Потому что все его шейхи сподвижники, которые являются достоверными, и крайне мала вероятность того, что он взял этот хадис от кого то из слабых табиинов - практически такая же, как вероятность того, что сподвижник взял бы хадис у табиина.

Также например, и мурсали многих других больших табиинов - как мурсали Муджадида - многие ученые принимают сами по себе, из-за их силы и малой вероятности слабости в них

Есть же наоборот, мурсали другой категории - над которыми преобладает слабость. Так, мурсали аз-Зухри - одного из самых поздних табиинов, считаются очень слабыми, потому что как правило в иснаде выше него несколько человек до Пророка, а не сподвижники, и среди этих людей могут быть слабыми

Таким образом, суть, что мурсали различаются в силе - среди них есть малое число мурсалей, достоверных сами по себе, есть хоть и не доходящие до этой степени, но серьезные, а есть слабые.

И если это стало понято, то после каждого мурсаля я буду приводить слова ученых, сильный он является, или слабым.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.035 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал