Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация герба






Однажды я пришел в небольшое замешательство по поводу одной интерпретации, а конкретно на примере герба рода Дюрер, к которому принадлежит великий немецкий художник Альбрехт Дюрер. Попытаемся вместе разобраться, в чем дело.

Описание Герба Дюрер на английском: «A red shield with a gold bezant», то есть «красный щит с золотым бецантом». На одном из коммерческих сайтов выплывает такой вот герб (хорошо, что до этого я был визуально знаком с гербом Дюрер):

 

 
Фамильный герб Дюрер   Брачный герб Альбрехта Дюрера и его жены Агнессы Фрай

 

В чем такая разница? А разница в том, что слово «bezant» имеет два значения:

1 византин (золотая византийская монета),

2. византин - архитектурный термин. Орнамент в виде нескольких полуокружностей.

Сначала можно было подумать о нелепой ошибке современных коммерсантов, так интерпретировавших герб художника, но я обратил внимание на то, что отец Дюрера имел профессию Goldschmiedewerkstatt, что можно перевести на русский, как «златокузнец», именно у него Дюрер и учился искусству гравировки.

Вероятно, что первоначально на гербе Дюрер византин и понимался как монета, но Альбрехт Дюрер был художником, художником, полностью отдавшимся Возрождению, как эпохе просвещения, и как следствие этого, интерпретировал «византин» как архитектурный элемент в виде открытого окна - символа просвещения эпохи Возрождения.

 

Все эти моменты учитываются и несут на себе определенный психологический портрет и вкус владельца. Это касается и символики.

Здесь надо быть особо внимательным, например, на гербе Крекер изображено три кувшина, а из фамилии Крекер со временем появилось ответвление Крюгер, что переводится, как «хозяин таверны», а слово кувшин на немецком - Krug. И Крюгеры и Крекеры имеют один и тот же герб, который принадлежал общему предку. Таким образом, герб напрямую ассоциируется либо с хозяином таверны, либо с гончаром, но это не совсем так. Родоначальник прусских Крекеров Ганс Крекер 1540 года рождения был предводителем религиозной протестантской секты, которая впоследствии приняла менонитское крещение. Крещение меннонитов состояло в тройном обливании из кувшинов во имя Отца, Сына и Святого Духа, кроме того, первоначально Крекеры писались только как Грегеры или Крекеры и имели шотландское или скандинавское происхождение. Из этого вытекает, что к фамилии Крюгер эти кувшины в первоначальном смысле не имели никакого отношения.

В геральдических символах кувшин обозначает что-то вроде рога изобилия, с такой символикой можно расшифровать эти кувшины, как тройное процветание. Так, что все не так просто с этой символикой.

Кроме того, на клейноде Крекеров рука в латах без меча, и первым делом всплывает мысль о каком-нибудь проступке, из-за которого рука лишилась меча. И по общим геральдическим правилам это логично. Но это не совсем верно.

Крылья орла и рука в доспехах, сжимающая меч, были пожалованы Крекерам одним из прусских королей, орел с крыльями и с человеческой рукой, закованной в латы, поднимающей меч, был клейнодом Западной Пруссии, где и жили Крекеры.

Но с принятием менонитского крещения меч с клейнода был убран, так как главная концепция меннонитов заключалась в ненасилии. После этого Крекеры-меннониты если и служили в армии то, только без оружия.

 

ЩИТ

 

Щит являлся главной и основной фигурой в гербе.

Начну с того, что есть два ошибочных взгляда на щит: «Щит - только механическая защита от меча, копья, стрелы или топора» и «Щит украшался орнаментом или рисунком».

Щит для германца являлся не только механической защитой, но, прежде всего, божественным или мистическим даром от предков и духов (ангелов) хранителей, чья сила охраняла его владельца не только физически, но и защищала его честное имя, от заклятий и болезней. Тацит в свое время сообщал что, германцы не имеют панцирей, шлемов и щиты у них не обиты ни железом, ни кожей, а сплетены из прутьев или сделаны из тонких выкрашенных досок. Наверняка, Тацит обобщает и пишет о каком-то отдельном германском народе, так как щиты у каждого народа имели свои особенности. Но, тем не менее, он доказывает то, что щиты были не столько механическая защита, сколько магический оберег.

Щит передавался по наследству, а когда наследников не было, сопровождал в Вальгалу. Он висел в комнате и передавался как духовная эстафета, которая продолжала жизнь его владельца в руках потомков.

 

Первые германские щиты, вероятно, были круглыми, их потомками можно назвать круглые щиты викингов. Вероятно и то, что щит первоначально был не только механической защитой, но и защитой духовной, так как на нем изображался, как правило, дух хранитель, пришедший в видении во время поста, проходившего в период инициации, либо тотем предков. Этот обычай существовал задолго до завоевания этих земель христианами.

Интересно то, что у народов Сибири не зафиксировано вообще никаких щитов, у африканских народов они не были столь индивидуальны, и их можно больше назвать племенными, к тому же щиты, например, масаи или зулусов не имели никаких индивидуальных символических изображений животных и растений. Что касается германских щитов, то ближе всего к ним родственны щиты американских индейцев прерий. Индейцы прерий священным образом помещали на щиты свои видения, полученные во время инициации.

Исследователи „Ahnen Erbe“ в 30 годах прошлого столетия полагали, что древние германцы видели землю полой, на самом деле «полая земля» не что иное, как небо, увиденное с земли и окруженное по краям частями ландшафта, или, чтобы проще было понять, небо увиденное из колодца.

Естественно эта схема видения и помещалась на щите, где в центре изображалось видение, обычно солярный знак, животное или растение. Щит мог также быть разделен на четыре части света, где центр означал эгоцентрическую абстракцию владельца.Он мог иметь схему тибетской или индийской Мандалы. Так же щит мог делиться на верхний и нижний мир по горизонтали. Основные схемы щитов индейцев прерий идентичны щитам древних викингов.

Первое историческое упоминание о германских щитах мы находим у римского историка Тацита, описывающего одно германское племя: «воины этого племени имели черные щиты, раскрашивали тела и нападали на врагов ночью, как «замогильное войско».

Вероятно, Тацит не описывал здесь особенности германских щитов, а, скорее всего, маскировку щита для ночного ведения боя.

Вероятно, что к тому времени, когда впервые появляются у викингов щиты каплевидной формы, тогда и начинает утрачиваться первоначальный смысл щита, на щите мог изображаться уже не личный тотем или дух покровитель, а тотем хозяина-военачальника.

Так или иначе, наряду с круглым древнегерманским щитом появился щит каплевидной формы, известный как варяжский, а также щит прямоугольной формы, возможно доставшийся от времен римских легионеров. Такие щиты лучше подходили для защиты от стрел всего тела и были для пехотинца более практичными. Но на древних изображениях 10-11 века мы видим и конных воинов с такими щитами, я говорю о гобелене, сшитом княгинею Матильдой, супругой Вильгельма Завоевателя Англии. Этот ковер хранится во Франции в Калвадосском департаменте города Байе (Bajeux). Стоит наверное только догадываться, что такой щит был не очень практичным для всадника и потихоньку эволюционировал, вобрав в себя лучшие качества всех щитов, подходящие для всадника.

Итак к 12 веку германский щит эволюционировал в более короткую форму с прямым срезом вверху, при этом постепенно утрачивал свою мистическую функцию, а вместо неё, скорее означал не только принадлежность к роду, клану или к какой-нибудь фамилии, но и полководца или короля. Вероятно и то, что на щитах простых воинов могли изображаться символы их хозяев, помимо всего прочего, по тем или иным причинам, изображения на щитах могли меняться. Я имею ввиду такие случаи, среди которых, например, желание скрыться от назойливых врагов кровников.

Так или иначе, германский щит вошел в геральдику именно такой формы, какую мы наблюдаем на многочисленных сценах из средневековых манускриптов.

В дополнение к этой форме стали появляться вырезы ложбины для древка копья, что дало толчок ко всевозможным вариантам щита – тарча.

 

Варианты тарча:


AUSSCHNITT SCHILD- вырезной щит или Тарч появился в германской геральдике в 16 веке.

Простые и сложные сочленения щитов на германских гербах. Несмотря на распространенное мнение, что щит передавался только по мужской линии, часто мужская четверть включает в себя щит бабушки по отцовской линии и ее предков. Встречаются гербы, где представлены гербы прямых предков седьмого-восьмого колена, а остальные щиты далеких предков представлены ввиде каймы щита, часто чередуясь. В своей работе я представляю варианты простых и сложных сочленений щита. Значки, обозначающие планету Марс, в моих схемах означают мужскую четверть, сюда я включаю так же гербы дедов и прадедов по линии бабушек с отцовской стороны. В женскую четверть я включаю гербы предков матери по временной линии. Например, дальние предки обозначены цифрами по возрастающей. Материнская четверть обозначена знаком Венеры.

 

Простые сочленения


Сочленения по отцовской линии   Сочленения по материнской линии
 

 

Три варианта сложных сочленений (цифрой 1 обозначено место для государственного герба)


На мой взгляд в немецкой геральдике щит жены не устанавливаеться в центре " брачного щита", а как правило два щита супругов выступают рядом, как на гербе Альбрехта Дюррера и его жены, либо одним из вариантов простого сочленения. В германской геральдике щит, установленный в центре является щитом носителя фамилии, и при помещении щита жены в центре " брачного щита" может произойти путаница.

Кстати, в английской геральдике, если опять же судить по дневнику Тобиаса Бургеса от 1285 года, было то же самое. Возможно, путаница в русском языке произошла потому, что термин " сердечный щит" неправильно истолковали, вероятно, отталкиваясь от таких стереотипных понятий, как " дама сердца", и тому подобное.

На примере родословной моего прадеда Генриха Мартина Крекера (1895-1942) я хочу продемонстрировать способы сочленения щитов в германской геральдике.

 

Помимо такого полного щита (т.е. щита, на котором представлена полная родословная - все щиты предков), имеются Leichter Schild, а так же Kleinod Schild, т. е. щит, на котором представлены только те щиты, которые имели клейнод. В таком случае на гербе выставлялись все шлемы, имеющие клейнод. Все шлемы с клейнодами так же выставлялись при демонстрации " полного герба" (где указаны все предки). Шлемы с клейнодами обычно смотрели в одну сторону, как правило, вправо. Возможны так же варианты, когда шлемы смотрят вперед или центральный шлем смотрит прямо, а боковые - обращены к зрителю, три четверти в центру. Шлемы, смотрящие в разные стороны встречаются очень редко. И никогда не встречаются шлемы, смотрящие друг на друга.

Шлемы, смотрящие в одну сторону означают согласие предков, владелец шлема продолжает их правое дело. Композиция, где центральные шлемы смотрят прямо, а боковые - три четверти к центру - означает совет предков. Шлемы, смотрящие в разные стороны - предки охраняют владельца щита и готовы отразить нападение с любой стороны.

Щиты всех остальных предков, не изображенные на гербе, хранятся в Ваппензале, как по отдельности, так и сочлененные.

 


Варианты легких щитов герба Генриха Крекера:

На этом щите представлены фамилии отца, а так же деда и прадеда по материнской линии. Здесь представлены только щиты отца и матери. Здесь представлены щиты, имеющие клейнод - Крекер, Шперлинг, Бошманн и Шмидт.

 

Клейноды:

Крекер Бошманн Шмидт Шперлинг

 


ШЛЕМ

Когда времена крестовых походов и рыцарских турниров канули в Лету, а некоторые рыцарские замки превратились в разбойничьи гнезда, гербы стали использовать для обозначения собственности, их изображали на мебели, постельном белье, столовых приборах и ночных горшках.

Кстати, первый геральдический шлем назывался Горшковым Topfhelm. Он был закрытый, с плоским верхом, в качестве ведущего шлема, он просуществовал вплоть до 13 века, в 13-14 веке его стал вытеснять Kuebelhelm - Чанообразный шлем, а также большой шлем, который по конструкции напоминал горшковый шлем. Он имел небольшие различия, например его верх не был таким плоским, кроме всего прочего он, как плавило, одевался поверх малого шлема басинет, который, в свою очередь, мог быть как с забралом так и нет.

Басинет напоминал старый полусферический шлем саксонских лучников или сферический шлем викингов. К басинету прикреплялась кольчуга. Естественно, что под любым шлемом имелась подкладка-подшлемник, часто из сыромятной кожи.

Стиль шлема зависел от моды или вкуса владельца. Один и тот же шлем мог использовать и монарх и монах.

К 16 -18 веках на гербах появился Копьевой Шлем с забралом, так называемый Stechhelm, он то как раз и являлся шлемом для обозначения гражданских гербов. Копьевой Шлем был обычно двух видов: закрытый «лягушка» и шлем с решетчатым забралом. Для аристократов были характерны шлемы с открытым забралом и решетинами, причем в германских гербах количество решетин не играло какой-либо роли, в отличие от англичан и французов. В конце 19 века германские аристократы стали возвращаться к старым шлемам крестовых походов или большим шлемам.

 

КОРОНЫ

RANGKRONE- ранговая корона. С 17 века она постепенно вытесняла рыцарский шлем из городской геральдики. Ранговая корона могла означать титулы императора, короля, принца, герцога, графа, барона. Дворяне без особого титула украшали свои трехлепестковые короны жемчужинами. В Германии как правило не уделяли особого внимания деталям короны.

MAUERKRANZ – башенная или городская корона, в 17-18 веках постепенно вытесняла с гербов городов геральдический шлем. Представляет собой венец из зубцов башенных стен. MAUERKRANZ венчает гербового орла Австрии.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал