Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-политическая культура Византии
Материальная культура Византии
Экономическое положение Византии отличалось большей стабильностью и процветанием, чем западной части бывшей Римской империи. Это обеспечивалось за счет того, что:
- у нее было лучшее стратегическое положение, поэтому она не подвергалась так часто разоряющим экономику набегам кочевых племен;
- благодаря выгодному географическому положению, она имела активные торгово-посреднические связи между Европой и Азией;
- здесь сохранились значительные массы свободного крестьянства и крестьянские общины, была широко распространена долгосрочная аренда земли, более интенсивная раздача земель рабам во временное пользование;
- появились новые города как торгово-ремесленные и административные центры;
- благодаря развитию торговли и оживленной жизни городов, активно развивалось ремесло (разведение шелковичного червя и выделка шелков, изготовление парчи, изделий из слоновой кости, стекла, ювелирные изделия с драгоценными камнями и яркими эмалями).
В области техники и механики Византия сохранила достижения античного мира. Они не были значительными с современной точки зрения. Описания дворца императора одним из путешественников включает сцены приема посланников, во время которых в зале порхали и пели золотые птицы, вставали на задние лапы и поднимали рев золотые львы, а император со своим троном поднимался вверх и исчезал на глазах удивленных присутствующих. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Финансовая практика широко использовала кредитную систему (при императоре Юстиниане для заморских предприятий выдавался кредит под 12% годовых). " Банкирами" были золотых дел мастера. Государство имело систему налогообложения. Чтобы собирать налоги, правительство превращало свободные товарищества ремесленников, судовладельцев, торговцев, общинную крестьянскую верхушку в своего рода чиновничий аппарат, ответственный за сбор налогов. Государство при императоре Юстиниане пользовалось насильственной прирезкой пустующих земель к крестьянским хозяйствам, облагая их дополнительными налогами. К XI-XII вв. практически все крестьянство попало в крепостную зависимость, свободные крестьянские общины сохранились лишь на окраинах империи.
Социально-политическая культура Византии
Государственное устройство Византии характеризуется как централизованная военно-бюрократическая монархия. Во главе государства стояли императоры (василевсы), имевшие разное происхождение, воспитание и нравственные принципы поведения. Власть императора, которую на протяжении многих веков можно было получить людям разного происхождения с помощью политических убийств и переворотов, со временем приобрела идеологическое обоснование в теории " божественного происхождения власти императора", который стал называться " помазанником божьим". Был разработан придворный этикет, правила поведения придворных. Рыцари-крестоносцы, воспитанные в духе равенства с королем, после посещения Византии с возмущением вспоминали о том, что один человек смеет сидеть в присутствии столь большого числа благородных людей. Сенат был совещательным органом. Церковная власть хотя и была подчинена светской, но являлась ее идейной основой и опорой. С III-IV вв. (время укрепления союза церкви и императорской власти) помощниками власти становится монашество. Монастыри появляются в Палестине, Сирии, Месопотамии, Армении и других местах. Александрия и египетская пустыня были насыщены ими. В одном только Константинополе в 536 г. было 67 мужских монастырей и немало женских. С IX в. церковь стала отстаивать идею равноправия духовной и светской власти, призывать к христианизации соседних народов с помощью миссионеров. Известна роль монахов Кирилла и Мефодия в христианизации Болгарии (865 г.). Разногласия между Константинопольским патриархом и папским престолом в Риме привели в 1204 г. к разделению ветвей христианства: православия и католичества. Население делилось на сословия. Высшим сословием, как и в Римской империи, было сенаторское. С V в. в Византии появляются партии (димы), в которые могли объединяться все сословия. Димы играли определенную роль в политической жизни Византии, поднимая восстания, создавая беспорядки, выдвигая свои требования в тех или иных ситуациях. Власть опиралась на большой штат чиновников в Константинополе и провинциях. Взяточничество и подкупы; разорение чиновниками мелких землевладельцев породили такую форму социальных отношений, как патронат (фиктивная продажа земли богатому влиятельному человеку с правом работы на этой земле и выплаты доли, чтобы избежать разорения). Византия широко пользовалась приемом расселения в пограничных районах пришлых племен, чтобы защитить центральные районы. Византия стала преемницей правовых знаний Рима. Особенно активно работа по обновлению и совершенствованию правовых документов велась при императоре Юстиниане. Была создана комиссия для редактирования нового сборника " Кодекса Юстиниана" (529 г.). В течение трех лет редактировались и обновлялись императорские указы, сочинения юристов, имевшие силу закона, убирались повторы, все приводилось в соответствие с требованиями времени. В итоге работы было издано 50 книг. Кроме того, издано руководство по римскому гражданскому праву в четырех книгах под названием Институции. Новые указы составили сборник Новеллы. К изучению римского права Западная Европа подойдет лишь в XII веке.
|