![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая сущность государственного кредита
Государственный кредит представляет собой отношения, по которым государства являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены государством или его субъектами юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. [11, c. 89] Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются: – срок предоставления или получения кредита; – обязанности сторон; – условия обеспечения возврата кредита; – размер процентной ставки за пользование кредитом; – другие условия. Развитие кредита шло вслед за совершенствованием товарно-денежных отношений. Кредитные операции основываются на функции денег как средства платежа. Кредит представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента. В процессе движения ссуды между кредиторами и заемщиками складываются экономические отношения. Во всех докапиталистических формациях кредит выступал в форме ростовщического кредита. Заемщиками его были мелкие производители, рабовладельцы и феодальная знать. Кредиторами выступали купцы, откупщики налогов, храмы, монастыри, церкви. Ссуды ростовщического кредита являлись капиталом (самовозрастающей собственностью). Чрезвычайно высоким был уровень взимаемого процента с ростовщического кредита: от 12 до 75%. Странствующие ростовщики взимали до 360% годовых. При капитализме роль кредита значительно возросла. Он начал выполнять важнейшие функции по экономии издержек обращения, в процессе образования средней прибыли, в концентрации и централизации промышленного и банковского капитала, в образовании финансового капитала и финансово-промышленных групп. В современных условиях кредит представляет собой движение ссудного капитала. Предпосылки развития кредита обусловлены закономерностями кругооборота капитала в процессе воспроизводства. В процессе кругооборота и оборота капитала у одних фирм возникает временная потребность в денежных средствах, т.е. возникает необходимость в кредите, а у других фирм денежные средства, наоборот, высвобождаются и выступают в качестве источников кредита. Т.е. кредит, который в воспроизводственном процессе обслуживает стадию обмена, обеспечивает финансовые потребности субъектов экономических отношений на условиях возвратности, срочности и платности (возможна беспроцентная ссуда). Кредитный механизм обеспечивает аккумуляцию и целенаправленное использование в экономическом обороте страны временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения, а также ресурсов, специально предусмотренных в бюджетной системе и внебюджетных фондах. С помощью кредита субъект экономических отношений преодолевает разрыв во времени между потребностями в финансовых ресурсах и их наличием. Таким образом, кредит восполняет недостаток собственных денежных средств, необходимых для полного и своевременного финансирования капитальных вложений, либо текущих затрат. [14, c. 186] Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений – государство выступает в качестве заемщика средств. Если государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. [14, c. 187] Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов: 1) добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов; 2) если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно лишь в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма должна быть возвращена с процентами. Особенности государственного кредита: 1) если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-нибудь ее доход. 2) на уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива. 3) как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок, оговоренный в законодательстве. Итак, государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных денежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций. [14, c. 188] Как особая сфера экономических отношений государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от налогов и банковского кредита. Отличия государственного кредита от налогов: – для налогов характерен принудительный, обязательный характер отношений, для государственного кредита — добровольный (хотя в истории, как уже отмечалось, есть примеры несоблюдения принципа добровольности); – налогам присуще одностороннее, безвозмездное движение стоимости, в то время как основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенное время внесенная сумма должна быть возвращена с процентами. Отличия государственного кредита от банковского:» потребность в кредите возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена; – условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и кредитополучателя. При государственном кредите экономические интересы участников различаются, и, чтобы заинтересовать кредиторов в добровольной передаче денежных средств в пользование заемщика, государство берет на себя обязательство выплачивать им определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, выступающего в качестве механизма воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность кредитополучателей, вознаграждение кредиторов при государственном кредите играет роль стимула реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков; – банковский кредит имеет целевое назначение. Он используется, прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, который опосредует движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые с его помощью, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями экономики и для финансирования чрезвычайных расходов; – при банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован, его нарушение влечет экономические санкции (например, повышенные проценты за кредит). В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к заемщику-государству не применяются; – с помощью банковского кредита создаются деньги, он способен увеличивать или сокращать денежную массу и при непродуманной кредитной политике может спровоцировать появление и рост избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении. [1, c. 194] В Республике Беларусь расходы государства осуществляются в основном в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Это, однако, не уменьшает роли международного государственного кредита для экономики страны. В системе государственно-кредитных отношений есть также понятие «условный государственный кредит», когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны. В целом государственный кредит при правильной его организации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг. Международный государственный кредит способствует ускорению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны — получателя средств, позитивно влияет на международное сотрудничество и взаимопонимание между странами. В Республике Беларусь правовой основой государственного кредита служат законы о внутреннем и внешнем государственном долге, о бюджете на очередной год и другие нормативные акты. Основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами. Таким образом, государственный кредит занимает важное место в финансовой системе государства, как один из основных способов обеспечения потребностей государства в финансовых ресурсах.
|