![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Земельные отношения и рынок земли
Земельные отношения включают в себя отношения собственности на землю, а также отношения, возникающие в ходе ее оборота и в процессе взимания, распределения и использования платы на землю. В России провозглашено многообразие форм земельной собственности — государственной, муниципальной, частной, общей (совместной) — и их равенство в рамках многоукладной экономики. Плата за землю взимается в трех формах: Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов). На сельскохозяйственные угодья он устанавливается с учетом их состава, качества и местоположения. Арендная плата взимается за земли, переданные в аренду, ее размер устанавливается договором. Платеж может осуществляться как в денежной, так и в натуральной форме. Нормативная цена земли была введена с целью экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, ее передаче по наследству и дарении, получении банковского кредита под залог земельных участков. Рыночная цена земли формируется в процессе ее купли-продажи, то есть под влиянием величины спроса и предложения. Владелец земельного участка расстанется с ним лишь в том случае, если полученная от продажи земли сумма денег, будучи помещенной в банк, принесет в виде процента доход не меньше, чем получаемая им с этого участка рента. Таким образом, цена земли — это капитализированная годовая земельная рента, которая рассчитывается по формуле: Экономической основой цены земли, земельного налога в арендной платы служит земельная рента, которая представляет собой доход от земельной собственности и является экономической формой ее реализации. Весь земельный доход делится на две части: прибыль предпринимателя (арендатора) и ренту (доход земельного собственника). Дифференциальная рента I возникает вследствие различий между земельными участками по плодородию и местоположению (прежде всего по отношению к рынкам сбыта. Дифференциальная рента образуется в результате превышения рыночной цены над более низкими индивидуальными издержками на участках с лучшими и средними условиями производства. Дифференциальная рента II возникает при последовательных вложениях затрат в один и тот же участок земли в процессе интенсификации производства. Соответствующие мероприятия увеличивают земельный доход, и сначала он достается арендатору. Но по истечении срока действия арендного договора собственники повышают арендную плату в соответствии с возросшей доходностью земли. Абсолютную ренту получают земельные собственники в форме арендной платы. При этом арендная плата взимается с любого, даже самого худшего участка земли. Земельный кадастр — это определенная система действий по учету, описанию и оценке земли, проводимая государством с целью получения сведений о земле, то есть специальное государственное учетно-оценочное мероприятие. Государственный кадастр ведется для обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав собственников земли, землепользователей и арендаторов, создания объективной основы для установления цены земли, земельного налога, арендной платы. Рынок земли имеет ряд проблем. Первая из них — кому можно продавать землю. В любом случае, земля в результате купли-продажи не должна изыматься из сельскохозяйственного оборота. Это значит, что земли сельскохозяйственного назначения могут быть проданы только для сельскохозяйственного использования и только тому, кто сам своим трудом будет их обрабатывать. Вторая проблема рынка земли — ограничение максимального размера землевладения, находящегося в частной собственности. Третья проблема — цена земли. Существует два вида таких цен: нормативные и рыночные 7.2. Понятие государственного земельного кадастра. Рациональное использование земли и обеспечение постоянного повышения ее плодородия обусловливают необходимость организации всестороннего количественного и качественного учета земель на основе единого земельного кадастра (Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» принят Государственной Думой 24 ноября 1999 г. и одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 г.). Государственный земельный кадастрпредставляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации, а также сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому участку кадастрового номера. Под земельным участком понимают часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом. В него включается все, что находится над и под поверхностью земельного участка. Территориальная зона- это часть территории, которая характеризуется правовым режимом использования земельных участков, и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством. Государственный земельный кадастр представляет собой систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, категориям земель, а также о качественной характеристике и ценности земельных угодий. Положение о Государственном земельном кадастре принято Постановлением правительства Российской Федерации. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательном применению при планировании использования и охраны земель; их изъятии предоставлении; определении платежей за землю; проведении землеустройства; оценке хозяйственной деятельности; осуществлении государственного контроля связанного с использованием и охраной земель. Кроме того, материалы государственного земельного кадастра используются для обоснования размещения и специализации сельскохозяйственного производства по зонам и экономическим районам и внедрения научно-обоснованных систем ведения земледелия и животноводства. Государственный земельный кадастр содержит достоверные сведения и документы о правовом положении, количестве и качестве земель и их экономической оценке. Сведения о правовом положении земельных участков отражаются в государственной кадастровой книге. Регистрация данных производится на основании решения вышестоящих органов о предоставлении земель в собственность, владение, пользование и аренду после уточнения участков и выдачи документов. Учет количества и качества земель ведется по их фактическому состоянию и использованию. Учету подлежат угодья всех категорий земель. Учет качества земель включает земельно-кадастровое районирование, классификацию земель, характеристику их по экологическим, технологическим и градостроительным свойствам, группировку почв. Оценка земель производится с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. Сведения об оценке отражаются в земельно-кадастровых документах. Каждая часть земельного кадастра имеет свое конкретное назначение, содержание и характеризуется соответствующими методами ее ведения. Вместе с тем между ними имеется определенная взаимосвязь и логическая последовательность их осуществления. Поэтому только в полном единстве каждая часть кадастра представляет земельный кадастр как систему. Схема Цели создания и ведения государственного земельного кадастра Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами Государственный контроль за использование и охраной земель Разработка мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним Осуществление землеустройства Экономическая оценка земель и учет стоимости земли в составе природных ресурсов Установление обоснованной платы за землю Выполнение других видов деятельности, связанных с владением, пользованием и распоряжение земельными участками Порядок ведения государственного земельного кадастра. Ведение государственного земельного кадастра на всех уровнях возложено на соответствующие комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам. Высшим органом по контролю за эффективным использованием земель являются Государственный комитет по земельным ресурсам Российской Федерации, которому подчиняются соответствующие областные, краевые, республиканские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. Мониторинг земель: понятие и задачи. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда в целях своевременного выявления изменении, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Введение мониторинга земель территории России предусмотрено Постановлением правительства Российской Федерации № 491 от 15 июля 1992 г. «О мониторинге земель». Основными задачами мониторинга земель являются: формирование нормативно-правовой, научно-методической и информационной базы мониторинга земель; ландшафтно-экологическое районирование территории России с выделением ареалов основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояние земель; совершенствование существующих и внедрение новых методов технических средств и технологий мониторинга земель; -формирование организационных структур мониторинга земель.
|