Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы коммуникации




исторически сложившиеся формы производства и распространения соц. информации, зависящие от обществ. отношений, уровня экономич., технич. и культурного развития об-ва, структуры власти и форм управления и т. п. Анализ специфики Ф.к. предполагает изучение особенностей основных их элементов и связей в процессе коммуникации. По характеру участвующих в коммуникации соц. субъектов различаются - автокоммуникация, межличностная, групповая и массовая коммуникация; по способу связи и особенностям канала выделяются непосредственные, Технически и социально опосредствованные формы коммуникации; различия в форме коммуникативных систем позволяют отличить иерархич. организованные (аксиальные) и основанные на всеобщем доступе централизованные (ретиальные) способы распределения информации. Используемые при кодировании и декодировании информации знаковые средства (основа различения, напр., вербальной и невербальной коммуникации) служат основанием для выделения искусства как особой Ф.к. По соц. организации коммуникация бывает формальная и неформальная, институционная и стихийная, односторонняя и двухсторонняя. Выделение конкретных Ф.к. как элементов существующей в каждом об-ве информационной системы требует одновременного учета всех основных характеристик коммуникации. На разных этапах обществ. развития можно наблюдать изменение структуры информационной системы, увеличение или уменьшение значимости определенных Ф.к., возникновение новых возможностей коммуникации. В развитии Ф.к. выделяют несколько качественных скачков, т. н. коммуникационных революций, вызванных одновременным изменением технич. способов производства и передачи информации, соц. условий ее распределения и потребления. Таким скачкообразным изменением Ф.к. является переход от господствующего в первобытном об-ве непосредственного устного межличностного общения к письменности как основе предметно опосредствованных, не требующих личного контакта Ф.к. Одновременно с этим возникали первые соц. ин-ты, специально занимающиеся созданием, сбором, хранением и распределением информации, " законсервированной" в виде письменных сообщений. Эти ин-ты обеспечивали соответствие распределения информации согласно жесткой иерархии соц. и политич. отношений в ранних типах классового об-ва. С возникновением капиталистич. производственных отношений, зарождением бурж. демократии в корне изменились соц. условия производства и распределения информации. Это сделало возможным использовать появившиеся ранее средства печатного размножения и передачи сообщений для развития новых технически опосредствованных форм производства и распределения информации. В дальнейшем возникает коммуникация массовая (см.), обеспечивающая широкий доступ населения к определенной части соц. информации, и в то же время ставшая мощным средством соц. контроля над сознанием и поведением людей. Эта вторая " коммуникационная революция", начавшаяся с зарождения прессы в XVI в., достигла высшей точки развития с появлением электронным средств массовой информации - радио, а затем телевидения. Наряду с бурным развитием массовых Ф.к. разрастается система специализированных каналов информации, обеспечивающих различн. формы групповой коммуникации. Преодоление тенденций к концентрации и монополизации в области массового производства и потребления информации нек-рые социологи (Д. Белл, А. Тоффлер и др.) связывают с происходящей сейчас в мире третьей " коммуникационной революцией", рождением новых Ф.к., основанных на обеспечиваемых персональными компьютерами двухсторонних связях потребителей информации с общедоступными информационными банками.

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал