Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты обучения в терминах ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Уровень овладения понятийным аппаратом в любой области человеческого познания определяет глубину постижения основных закономерностей в изучаемой области. В терминологии, в терминах концентрирована и афористически выражена суть любого явления, а уровень освоения соответствующей терминологии свидетельствует об определенном уровне его осмысления. Современная дидактика предъявляет серьезные требования к знанию терминологии на разном психологическом уровне знания: знание-представление, знание-понимание, знание-осмысление, знание-практическое действие, знание-обобщение и т. д. и т. д. Учителя-предметники регулярно проводят терминологические диктанты в разных формах, проверяя таким образом психологический уровень усвоения необходимых терминов. Примерные терминологические перечни включают основные понятия-термины, которыми должны овладеть учащиеся на уроках музыки в общеобразовательной школе. Все термины предлагается рассматривать на разных психологических уровнях знания. Подобное рассмотрение каждого понятия поможет учителю конкретизировать познавательную деятельность учащихся в ходе овладения тезаурусом музыкального искусства. Все термины постоянно повторяются. В силу специфики музыкального искусства первым, и во многом определяющим, является уровень определения на слух — уровень «слышания». Урок музыки — урок искусства. Специфические особенности музыкального искусства диктуют необходимость строить процесс его постижения, основываясь на эмоционально-ценностном отношении к музыке. Важнейшая проблема музыкальной педагогики — найти точный баланс эмоционального (чувственного) и рационального (логического) способов познания музыкального искусства. Осмысление звучащего музыкального полотна во многом определяется знанием и пониманием базовых понятий музыкального искусства, его выразительных средств, воплощенных в определенной терминологии. На каждом этапе обучения осваивается определенный круг терминов, представляющих закономерности развития, основные выразительные средства музыкального искусства, особенности различных форм музицирования. В терминах наглядно представлен круг основных знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дети на каждом этапе обучения в разных видах музыкальной деятельности. Выстраивание системы освоения основных понятий музыкального искусства является, по сути, основой для планирования результатов учебной деятельности Представленные в таблицах термины являются ключевыми, не охватывая при этом весь возможный спектр специальной терминологии. Терминологический словарь может быть расширен или несколько сужен в соответствии с конкретной программой обучения. Хочется привлечь внимание к работе по освоению необходимой терминологии, к систематизации этой работы, внедрению новых форм ее закрепления терминологии (различные виды терминологических диктантов, игры, кроссворды, тесты, таблицы, словари и т. п.). Каждое понятие предлагается осваивать на разных психологических уровнях: • знание-представление — этап накопления слуховых ощущений, определение на слух; • знание-понимание — учащиеся понимают на первом уровне содержание понятия (тихо-громко, высоконизко), а затем, на втором уровне, понимают термин, произносимый учителем (динамика, регистр); • знание-применение — учащиеся применяют термин сначала на первом, а затем на втором уровне; • знание-обобщение — происходит теоретическое осмысление термина, в результате которого учащиеся должны объяснить смысл и содержание термина. Предполагается, что в начальной школе дети усвоили «музыкальную азбуку»: основные термины и понятия, связанные с освоением музыкального языка, специфики музыкального искусства в целом. В основной школе ключевые понятия мы повторяем, актуализируем, расширяем их понимание, применяем в процессе музицирования, слушания и анализа музыкальных произведений. Содержание словаря отражает реалии педагогической практики, но принцип построения достаточно универсален. Многие термины повторяются из года в год, постепенно обогащаясь, раскрываясь на новом уровне сложности или в новых условиях. В первую очередь актуализируются и закрепляются термины, составляющие ядро понятийного аппарата музыкального искусства (жанр, интонация, регистр, ритм, темп, тембр и т. д.). Естественно, что в рамках каждой конкретной программы последовательность освоения понятий (терминов) должна соответствовать логике изучения учебного материала. Читателю предлагается вариант освоения терминологии, обусловленный авторской программой. Думается, однако, что преобладающая часть перечисленных терминов входит в тезаурус ученика и, значит, должна быть освоена в учебном процессе в контексте рабочей программы, созданной учителем музыки в то время, которое логически соответствует введению каждого термина. В целях большей наглядности термины, повторяющиеся из года в год, в основной школе не дублируются из класса в класс, что не отменяет их постоянное повторение и использование. Все термины в начальной школе даются на уровне обобщения слухового опыта на трех психологичеких уровнях (знание-представление — определение на слух; знание-понимание, знание-применение) и не требуют заучивания определений каждого понятия-термина. Термин 1 класс Жанры первоначальные: марш, танец, песня. Жанры театральные: опера, балет. Жанры концертные: симфония. Форма: две части (двухчастная), три части (трехчастная). Интонация (в узком значении: наименьшая смысловая единица музыки). Регистр: высокий, средний, низкий. Лад: светлый-темный («Солнышко-туча»). Ступени лада: 3O(V), ВИ(Ш), РА(У1), Ё(1). Мелодия. Аккомпанемент. Темп. Пульс (метр). Ритм (узоры музыкального времени). Пауза. Основные длительности: восьмая, четверть, половинная. Динамика (громкость): forte, piano (громко, тихо). Хор: детский. Симфонический оркестр. Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель, флейта, фортепиано. Элементарные музыкальные инструменты: металлофон, блок-флейта, барабан, маракасы, пандейра, треугольник, кастаньеты и т. д. Композиторы: П. И. Чайковский, Р. Шуман, Г. В. Свиридов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Э. Григ. 2 класс Жанры первоначальные: марш, танец, песня. Жанры театральные: опера, балет. Жанры концертные: симфония, концерт. Форма: двухчастная, трехчастная. Интонация (в узком значении: наименьшая смысловая единица музыки). Регистр: высокий, средний, низкий. Лад: мажор/минор (светлый-темный, «Солнышко-туча»). Устойчивые и неустойчивые ступени лада: тоника, трезвучие. Интервалы: секунда, кварта (определение на слух). Мелодия. Аккомпанемент. Темп. Пульс (метр). Ритм: такт, тактовая черта, пауза. Размер: 2/4, %. Основные длительности: восьмая, четверть, половинная. Пауза. Динамика (тромкостъ): forte, piano (громко, тихо). Тембр. Оркестры: духовой, симфонический. Группы инструментов симфонического оркестра: струнно-смычковые: скрипка, контрабас; медные духовые: труба, валторна; деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот; ударные инструменты: литавры, треугольник, кастаньеты, барабан и т. д. Певческие голоса: сопрано, альт. Хор: детский, женский. Композиторы: П. И. Чайковский, Г. В. Свиридов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Ж. Визе, Э. Григ, В. А. Моцарт. 3 класс Жанры первоначальные: марш, танец, песня. Жанры театральные: опера, балет. Жанры концертные: симфония, концерт. Форма: двухчастная, трехчастная, рондо, вариации. Интонация (в узком значении: наименьшая смысловая единица музыки). Регистр: высокий, средний, низкий. Лад: мажор/минор. Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Тональность, тоника трезвучие, тон/полутон. Интервалы: секунда, терция, кварта, квинта. Мелодия. Аккомпанемент. Темп. Метр (пульс). Ритм: такт, тактовая черта, пауза. Размер: 2/4, 3А, 4/4- Основные длительности: восьмая, четверть, половинная (половинная с точкой). Пауза. Динамика (громкость): forte, piano (громко, тихо). Тембр. Оркестры: духовой, симфонический. Группы инструментов симфонического оркестра: струнно-смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас; медные духовые: труба, тромбон, валторна, туба; деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот; ч ударные инструменты: литавры, треугольник, кастаньеты, барабан и т. д. Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас. Хор: детский, женский, смешанный. Нотная грамота: скрипичный ключ, нотный стан, знание расположения нот от С1 до С2. Композиторы: П. И. Чайковский, Г. В. Свиридов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Ж. Визе, Э. Григ, В. А. Моцарт. 4 класс Характерные особенности русской музыки (черты стиля) ~ определение на слух. Жанры массово-бытовые: песня, танец, марш. Жанры театральные: опера, балет. Жанры концертные: симфония, концерт, кантата, увертюра, романс. Форма: двухчастная, трехчастная, рондо, вариации. Интонация в узком (см. 3 класс) и в широком понимании, как целостное выражение музыкальной мысли. Регистр: высокий, средний, низкий. Лад: мажор/минор переменный. Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Тональность, тоника трезвучие, тон/полутон. Интервалы: (определение на слух) секунда, терция, кварта, квинта, октава. Мелодия. Аккомпанемент. Темп. Метр (пульс). Ритм: пунктирный ритм, размер, такт, тактовая черта, пауза. Размер: 2/4, %, 4/4- Основные длительности: восьмая, четверть (четверть с точкой), половинная (половинная с точкой). Динамика: форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Тембр. Оркестры: духовой, русских народных инструментов (домра балалайка, гусли), симфонический. Группы инструментов симфонического оркестра: струнно-смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас; медные духовые: труба, тромбон, валторна, туба; деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот; ударные инструменты: литавры, треугольник, кастаньеты, барабан и т. д. Певческие голоса: сопрано, тенор, бас. Хор: детский, женский, мужской, смешанный. Нотная грамота: скрипичный ключ, нотный стан, знание расположения нот от h до Е2. Композиторы: К. П. Бородин, А. К. Лядов, М. П. Мусоргский, Н. В. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, Г. В. Свиридов, И. В. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин, А. И. Хачатурян, Э. Григ. 5 класс Стиль русской музыки. Жанры массово-бытовые: песня, танец, марш. Жанры театральные: балет, опера, увертюра, ария, ариозо, ансамбль (дуэт). Жанры концертные: симфония, сюита, кантата, увертюра, романс. Форма: двухчастная, трехчастная, рондо, вариации. Интонация. Регистр: высокий, средний, низкий. Лад: мажор/минор переменный. Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Тональность, тоника трезвучие, тон/полутон. Интервалы (определение на слух): секунда, терция, кварта, квинта, секста, октава. Мелодия. Аккомпанемент. Ритм: пунктирный ритм, размер, такт, тактовая черта, пауза. Размер: 2/4, %, 4/4. Основные длительности: восьмая, четверть (четверть с точкой), половинная (половинная с точкой). Тембр. Оркестры: духовой, русских народных инструментов (домра, балалайка, гусли), симфонический, духовой, Группы инструментов симфонического оркестра: струнно-смычковые: скрипка, альт, виолончель, чконтрабас; медные духовые: труба, тромбон, валторна, туба; деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот; ударные инструменты: литавры, треугольник, кастаньеты, барабан и т. д. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас. Хор: детский, женский, мужской, смешанный. Динамика: форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Партитура. Распев. Пение a capella. Импровизация. Консерватория. Филармония. 6 класс Стиль барокко (инструменты: клавир, клавесин, орган). Стиль классицизм. Жанры концертные: concerto grossi, камерная музыка (квартет, квинтет и т. п.), симфония, соната, концерт для фортепиано (скрипки) с оркестром, дивертисмент, серенада. Жанр: городская русская народная песня. Жанры культовые: кантата (духовная), оратория, месса, страсти. Жанры и формы полифонической музыки: хорал, канон, фуга, прелюдия, инвенция, секвенция. Оперные жанры: опера buffa, опера seria, зингшпилъ. Форма. Сонатное allegro: экспозиция, разработка, реприза. Склад: гомофонно-гармонический, полифонический. Гармония. Аккорд. Гармонические функции: тоника, доминанта, субдоминанта. Ритм: синкопа. Повторение на новом уровне и закрепление ранее изученных терминов. 7 класс Стиль: романтизм. Жанры камерной музыки: квартет, квинтет, скерцо, баллада, баркаролла, серенада, прелюдия, рапсодия, полонез, этюд, романс. Жанры культовые: месса, реквием. Форма: сонатное allegro, фортепианный цикл, вокальный цикл. Повторение на новом уровне и закрепление ранее изученных терминов. 8 класс Стиль: импрессионизм, экспрессионизм, додекафония, полистилистика. Жанры театральные: оперетта, мюзикл, рок-опера. Жанры концертные: поэма. Жанры культовые: литургия, всенощное бдение, духовный концерт. Тема: «Третий пласт» Джаз: блюз, спиричуэле, рег-тайм, диксиленд, свинг, биг-бенд.. Рок-н-ролл. Рок-музыка: хард-рок, фолк-рок, арт-рок, хеви-метал (heavy metal), рэп и т. д. Саксофон, гитара и т. д. Электронные инструменты: синтезатор, электрогитара и т. д. Авторская песня: бард, шансон. Повторение на новом уровне и закрепление, систематизация и обобщение ранее изученных терминов.
Вопросы по изученному материалу 1. В чем заключается основная цель тестирования? 2. С какого класса можно применять систему тестирования? 3. Какие условия по формированию успешности подростка должны быть учтены при проведении теста? 4. Составьте два тестовых вопроса – для младших школьников и для старших школьников (с тремя уровнями сложностей) 5. В чем заключается основная цель музыкально-дидактических игр? 6. Какую из представленных игр Вы бы провели во 2 классе, а какую в 4?
Список используемой литературы 1. Арсенина Е.Н. Музыка. 5-8 классы. Музыкальные путешествия. Творческие задания, занимательные задания; Волгоград;; 2011г.- 205с. 2. Рачина Б.С. Педагогическая практика. Подготовка педагога-музыканта; СПб; 2015г.; 512с.
|