Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность НДС и особенности его применения в налоговых системах зарубежных странСтр 1 из 2Следующая ⇒
Введение При написании работы были использованы следующие методы: 1)Теоретические методы: · исторический анализ проблемы; · метод сравнения, основанный на сопоставлении компонентов изучаемой структуры проблемы; · метод обобщения, включающий восхождение от конкретного к абстрактному; · метод аналогий, основанный на общности фундаментальных законов, характерных для всех сфер человеческой жизнедеятельности; · метод систематизации. 2)Эмпирические методы (основанные на опыте): · изучение материалов по теме исследования, а также нормативных, инструктивно-методических документов; · анализ фактической (отчетной, текущей) документации; · наблюдение; · эксперимент; · проведение исследований. В ходе выполнения работы были использованы официальные статистические данные Госкомстата России, Федеральной налоговой службы РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Центрального банка РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Международного банка реконструкции и развития, характеризующие общее состояние экономики; материалы справочников, ежегодников, периодических изданий, информационной сети Internet; монографии российских и зарубежных авторов. Глава 1. Теоретические основы налогообложения добавленной стоимости в Российской Федерации и зарубежных странах Сущность НДС и особенности его применения в налоговых системах зарубежных стран Добавленная стоимость является важнейшим элементом системы показателей, принятых в большинстве зарубежных стран. Этот показатель является мерилом межгосударственного сопоставления темпов и уровней экономического развития, структуры общественного производства, он позволяет углубить экономический анализ на макроуровне, рассматривать хозяйственные процессы через призму расширенной концепции сферы производства валового национального продукта, охватывающего как материальное производство, так и отрасли нематериальных услуг, и принимая во внимание данное, позволит обосновать экономические решения. По мнению профессора Савченко Е.С., понятие добавленная стоимость сводится " к стоимости, которая как бы добавляется к старой, уже существовавшей до процесса производства благ, стоимости".[1] Экономическая сущность добавленной стоимости состоит в том, что она определяется стоимостью реализации товарной продукции без учета валового оборота (в данном контексте – части валовой продукции). Валовая продукция, как известно, исчисляется в денежной форме и включает в себя как вновь созданную стоимость (добавленную вновь, впервые), так и перенесенную. Если бы добавленная стоимость была и перенесенной (от части) тогда будет иметь место повторный счет, что не минуемо скажется на характере налогообложения т.е. будет двойное налогообложение.[2] Стоимостная оценка товарной продукции позволяет учитывать разницу стоимости производства товаров и услуг и валовой стоимостной оценки продукции. Эта разница должна иметься, в виду при учете и измеряемо стоимостной результативностью производства товаров и услуг. Добавляя вновь созданную в производство стоимость товаропроизводитель (предприятия производящее продукцию и услуги для продажи) извлекает выгоду и в этой выгоде его экономический интерес.[3] Необходимо учитывать, что вновь созданная стоимость – показатель экономический по своей природе. Это значит, что он является результатом экономической деятельности, а не складывающейся рыночно - спекулятивной конъюнктуры. Рыночная конъюнктура оказывает влияние на производство добавленной стоимости, но это не означает, что процесс рыночных продаж товаров является главным и определяющим ее создании и уровня. Надо учитывать, что в качестве экономического показателя добавленная стоимость включает сумму затрат на заработную плату и процент на капитал, ренту и прибыль. Есть в этой связи основание считать, что добавленной стоимостью оцениваются доходы работающих на предприятиях и в сфере услуг и предпринимательские доходы, соизмеряемые (соотносимые) с оценкой объема производимых товарных стоимостей и стоимости услуг, за вычетом валового (повторного) счета. Добавленную стоимость нельзя путать с добавочным капиталом. Первая есть вновь созданная стоимость, а вторая – пополнение стоимости имущества, вложенного в дело (в производство) сособственником. Варианты приращения добавочного капитала могут быть разные (их множество), а добавочной стоимости – один и он характеризуется созидательной основой. С технико-технологической и организационной точек зрения добавление, т.е. создание новой стоимости, происходит в результате так называемой «обработки» продукции. Это верно, но верно и то, что не всякая обработка продукции (ее создание, выпуск) позволяет создать новую стоимость. Такие тонкости в характеристике экономической природы добавленной стоимости крайне важно учитывать, в том числе и в налогообложении. Товары и услуги продаются на рынке, и рыночное влияние на не учет указанных характеристик добавленной стоимости может оказываться существенной.[4] В литературных источниках различают четыре метода расчета добавленной стоимости и соответственно обязательств по налогу на добавленную стоимость. 1.Прямой аддитивный (бухгалтерский) метод, предусматривающий применение налоговой ставки к предварительно определенной величине добавленной стоимости, которая рассчитывается прибавлением ее составных элементов. где v - расходы на оплату труда, включая взносы в социально страховые внебюджетные фонды; m – факторная прибыль (проценты, рента, прибыль); t – ставка налога. 2.Непрямой аддитивный метод предусматривает определение платежей по налогу в бюджет как сумму налогов, рассчитанных по отдельным составляющим добавленной стоимости. 3.Прямой метод вычитания предусматривает применения налоговой ставки к предварительно определенной величине добавленной стоимости как разница между стоимостью реализованной продукции (продажи) Q и стоимостью использованных в процессе их производства материальных ресурсов и основных фондов (покупкой) I: 4.Непрямой метод вычитания, или кредитный метод, предусматривает определение суммы платежей по налогу в бюджет как разница между суммой налоговых обязательств, возникших в связи с продажей товаров, и суммой налога, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, и основных фондов (суммой налоговых кредитов или вычетов): Наибольшее распространение в практике получил именно кредитный (зачетный) метод, благодаря следующим его преимуществам: 1. В отсутствии необходимости определять величину добавленной стоимости, что позволяет рассчитывать НДС еще на этапе заключения договоров на поставку продукции, когда составляющие стоимости, которая будет добавлена в процессе производства, не известны; 2. В обязательном документальном сопровождении операций купли-продажи, подтверждающих факт их осуществления, что облегчает контроль налоговых органов за движением товаров и сумм уплаченных налогов; 3. В заинтересованности покупателе в правильности исчисления суммы НДС, которую они уплачивают поставщикам, с ее отражением в сопроводительных документах, что создает условия дополнительного контроля со стороны покупателей; 4. В возможности применения разных ставок, тогда как первые три метода требуют обложения всех видов товаров и услуг по единой ставке; 5. В возможности использования любого налогового периода (год, квартал, месяц, неделя), тогда как бухгалтерский метод позволяет рассчитывать налоговые обязательства только за период сдачи отчетности.[5] Кредитный метод расчета обязательств по налогу на добавленную стоимость имеет и отрицательные моменты. Выделим два из них: Первый недостаток связан с несоответствием даты уплатой НДС по приобретенным материальным ресурсам, а также основных фондов и даты возмещения этой суммы после реализации произведенной предприятием продукции благодаря перечислению в бюджет разницы между полученным от покупателей и уплаченным поставщикам налогом. Величина несоответствия зависит от длительности производственного цикла, а в некоторых отраслях может быть достаточно большая. На нее влияет также и скорость реализации продукции. Если произведенная продукция по тем или иным причинам вообще не реализуется, тогда предприятие не может возместить НДС, уплаченный в цене приобретенных материальных ресурсов, что становится причиной «вымывания» его оборотных средств. В условиях ограниченного доступа предприятие к кредитным ресурсам, недостаточного совокупного спроса, низкого качества и конкурентоспособности многих видов продукции, осложняющих ее реализации, - условиях, более характерных для экономик переходного типа – этот недостаток НДС приобретает особое значение и порождает значительные трудности в его применении.[6] Второй недостаток связан с тем, что освобождение от уплаты налога какого-либо экономического субъекта находящегося в любой точке цепочки «производство – конечное потребление», кроме конечного пункта - розничной торговли, реализующим товары конечным потребителям, разрушают всю цепочку налоговых кредитов (вычетов) и порождают кумулятивный (каскадный) эффект.[7] Как видно, различие указанных подходов к оценке добавленной стоимости существенные и они не могут в одинаковой степени быть применимы к системе налогообложения, а тем более, в российской практике. Во-первых, база налогообложения будет разной, а, во-вторых, скажутся применяемые методы расчета указанных показателей. Ряд авторов углубленно рассматривают различные методы расчета добавленной стоимости (ВВП), как на стадии ее (его) производства, так и распределения (или расчет ВВП на основе получаемых в экономике доходов) и на стадии его потребления (или расчет ВВП на основе совершаемых в экономике расходов). Естественно, задачи каждого из указанных методов могут быть разные, но и последствия применения их результатов для оценки налогообложения добавленной стоимости – тоже. Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому, страны его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.[8] В настоящее время НДС взимается более чем в ста тридцати странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж. Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики.[9] В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15 до 25%. В некоторых странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2 - 10%) применяются к продовольственным, медицинским и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12 - 23%) - к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) - к предметам роскоши. Конкретные размеры ставок по некоторым развитым странам мира приведены в таблице № 1.[10] Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы: Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную сложность налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты. Во-вторых, постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения. В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.[11] Таблица 1. Ставки НДС по некоторым странам мира
Рассмотрим применение НДС в трех основных ведущих странах Европы: Германия, Франция, Великобритания. Также посмотрим на альтернативное обложение добавленной стоимости в США. Применяемая в налоговой практике Германии схема исчисления НДС проста и реально доступна каждому налогоплательщику. Пожалуй, это самый удобный вариант исчисления НДС, действующий в Европейском Союзе. НДС взимается по единой форме и построен таким образом, что все товары и услуги при одинаковой налоговой ставке, попадая к конечному потребителю, оказываются обремененными в одинаковом размере. Размер налога соответствует налоговой ставке, распространяющейся на товар или услугу. При этом неважно, сколько ступеней экономического развития проходит товар или услуга на пути к потребителю - налоговая кумуляция (взимание налога с налога) принципиально исключена, так как применяется практика предварительного вычета налога. Предварительный вычет дает предпринимателю право уменьшить свой НДС на суммы НДС, которые выставлены ему в счет другими предпринимателями за их налогооблагаемые обороты. В качестве предварительного налога предприниматель может вычитать НДС на товары, приобретенные внутри ЕС, а также с ввозимых товаров, уплаченный предпринимателем таможенному правлению при ввозе товара из стран, не являющихся членами ЕС.[12] В Германии удельный вес НДС в доходах бюджета равен примерно 28% – второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее время составляет 19%. При этом основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке 7%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов. Следует отметить, что НДС имеет некоторую тенденцию к росту. Так, ранее основная ставка составляла 14%, льготная ставка – 7%. Затем основная ставка была повышена до 15, в дальнейшем до 16%, а в реальное время 19%. НДС в Германии имеет некоторые особенности. Так, предприниматели, у которых оборот за предыдущий календарный год не превысил 20 тысяч евро, а в текущем году не превысит 100 тысяч евро, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Но, естественно, он лишается при этом и права возмещения сумм налога в выставленных на него счетах. Данный предприниматель является плательщиком подоходного налога, а не НДС. Он имеет право отказаться от положенного ему освобождения от НДС и вести налоговые расчеты на общих основаниях. Если предприниматель получает в календарном году доход не выше 60 тысяч евро, то он имеет право на регрессивное налогообложение и вносит в бюджет лишь 80% от расчетной суммы НДС. Указанные цифры могут меняться при формировании бюджета. Предприятия сельского и лесного хозяйства освобождены от уплаты НДС. Освобождены и товары, идущие на экспорт. Проводится политика поощрения малого предпринимательства, стимулирования начала процесса предпринимательской деятельности. Однако эти же предприниматели лишены права на вычет выставленных им в счетах предварительных налогов. Им самим также запрещено выставлять счета с отраженным налогом. Из-за такого отказа от предварительного вычета налогов данная ситуация может иметь для мелких предпринимателей как положительные, так и отрицательные последствия. Резонно поэтому, что закон дает им право выбора: либо использовать возможность реализации своего права на неуплату НДС, либо отказаться от такого решения и выбрать путь налогообложения по общим правилам. В современном виде налог на добавленную стоимость появился во Франции 10 апреля 1954 года. Внедрил его французский финансист Морис Лоре (директор по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Правда, прежде чем ввести на территории Франции, новый налог «проверяли на жизнеспособность» в африканском государстве Кот-д`Ивуар более десяти лет. В отличие от большинства западных стран, где ведущее место в доходах бюджета отведено подоходному налогу с физических лиц, во Франции, как и в России сегодня, ведущим звеном бюджетной системы выступает НДС. Его доля в доходах бюджета превышает 40%. Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от НДС освобождены. Лица, совершившие операции, относящиеся к экспортным, и уплатившие НДС, могут воспользоваться правом на возмещение. Что касается импортных операций, то они подлежат налогообложению согласно внутреннему праву. Уплата НДС определяется характером совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние налогоплательщика. Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены, сюда включаются все сборы и пошлины, исключая НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. При продаже товара предприятие полностью компенсирует все свои затраты по уплате НДС и добавляет налог на вновь созданную на предприятии стоимость. Именно эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется в бюджет. Вся тяжесть налога ложится не на предприятие, а на конечного потребителя данной продукции. Во Франции действуют четыре ставки НДС. Основная ставка налога равна 20%. Промежуточная ставка 10% распространяется на рестораны, транспорт, ремонт, техническое обслуживание и дрова. Пониженная ставка 5, 5% применяется для товаров и услуг первой необходимости. К этой категории относятся продукты питания, безалкогольные напитки, газ и электричество, оборудование и услуиг для инвалидов, книги, билеты в кино, музеи и на концерты. Эта ставка будет применяться и для новых энергосберегающих технологий в строительстве. Пониженная ставка 2, 1%, применяется к медицинским рецептам, лицензиям на ТВ и некоторым другим видам деятельности в области СМИ.[13] По НДС имеются значительные льготы. Прежде всего, налоговые преференции получает малый бизнес. Налоговым законодательством установлено, что предприятия могут освобождаться от уплаты НДС в том случае, если за предыдущий финансовый год их оборот не превысил 70 тысяч евро. При этом они пользуются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за отчетным. Кроме этого, от НДС освобождаются: – деятельность государственных учреждений, направленная на осуществление административных, социальных, культурных и спортивных функций; – медицина и образование; – деятельность людей некоторых свободных профессий; частных преподавателей, частнопрактикующих врачей, людей, занимающихся духовным творчеством. Есть виды деятельности, где возможно освобождение от НДС. Точнее говоря, налогоплательщику предоставляется возможность выбора: платить НДС или подоходный налог. Сюда относятся сдача в аренду помещений для экономической деятельности; финансовое и банковское дело; литературная, артистическая, спортивная деятельность; муниципальное хозяйство. Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления. В Англии НДС занимает по доле в доходах второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны. Базой обложения НДС выступает стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товаров и услуг. Стандартная ставка 17, 5%, сниженная ставка 5% применяется для домашнего топлива и энергии и для установки энергосберегающих материалов в хозяйствах с низким уровнем дохода согласно государственной программе. По нулевой ставке облагаются: продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, плата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги. Стандартная ставка может изменяться ежегодным парламентским актом о финансах. Кроме того, через механизм делегированного законодательства Казначейство в определенных случаях вправе изменять ставку НДС на 25% от существующей, т.е. уменьшить ее до 13, 125% или увеличить до 21, 875%. Нулевая же ставка НДС означает, что товар попадает под обложение НДС, но налоговый оклад рассчитывается по ставке 0%. При этом применение нулевой ставки НДС более выгодно налогоплательщику, чем освобождение от налога, так как лицо, реализующее товар, вправе зарегистрироваться как плательщик НДС и потребовать возврата ранее уплаченных сумм по НДС. Годовой уровень объема продаж, свыше которого продавцы должны регистрироваться для НДС, составляет 50000 евро. Определенные товары и услуги освобождаются от НДС, либо являясь исключениями, либо облагаясь по нулевой ставке. Рассмотрим США, являющиеся одной из немногих стран, которые сохранили обычный налог с продаж. Данный налог является одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с городами, Ему присущ каскадный эффект, когда реализация одного и того же товара облагается налогом несколько раз. Налог уплачивается потребителями при покупке товаров и услуг. Данным видом налога облагается большинство потребительских товаров, в том числе медицинские товары. Общим налогом с продаж облагается как валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, так и оборот оказываемых населению услуг. Местный налог с продаж является дополнением к штатному налогу с продаж. Доходы от этого налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного самоуправления, на территории которого они были получены. Кроме того, местные органы вправе вводить собственные налоги с различных видов продаж при условии разрешения законодательством штата. Ставки местных налогов в этом случае ниже ставок налогов штатов и не превышают 2%. Величина налоговых ставок варьируется в зависимости от штата: Алабама – 4%, но на уровне городов и округов возможно обложение и дополнительными налогами на использование. Аляска – на уровне штата нет налога с продаж, тем не менее, на уровне городов местные органы власти могут установить верхний порог до 7%, и в 95-ти городах поступили именно таким образом.[14] Нормы и льготы во всем штате сильно варьируются. Аризона. В данном штате применяется торговый льготный налог, который отличается от «обычного» налога с продаж тем, что он увеличивается с возрастанием дохода торговца, он не применяется по отношению к потребителю. Арканзас – ставка налога с продаж – 6% плюс дополнительные местные налоги. В Калифорнии налоговая ставка составляет 7, 25% (на уровне штата), и местные дополнительные налоги могут достигать до 8, 75%. В Калифорнии налог с продаж и налог на пользование взимается Управлением по делам стабилизации. В городах, округах и особых районах может налагаться (после одобрения голосующими) дополнительный налог, составляющий до 0, 125%. В результате ставка налога с продаж варьируется от 7, 25% (в областях, где нет дополнительных налогов) до 8, 75% (в городах Авалон, Санта Саталина, Айленд и другие). Во Флориде налог с продаж равен 6%. Налогом облагаются продаваемые или выдаваемые напрокат товары, а также оказание некоторых видов услуг, как например, борьба с вредителями, уборка, услуги по оказанию защиты. Существуют также товары и услуги, на которые действие данного вида налога не распространяется. Каждый год во время некоторых дней данный налог отменяется, например, в день «опять в школу» устанавливаются определенные цены на одежду, книги и школьные принадлежности. В Нью-Йорке налог с продаж составляет 4%. Во всех районах и в некоторых городах существуют местные налоги, которые варьируются от 3 до 5, 5%.Техас – 6, 25%, но местные власти могут также увеличить налог от 2 до 8, 25%.В Вашингтоне – 6, 5%, налогом не облагаются продукты питания. Дополнительные местные налоги могут варьироваться от 0, 5% до 2, 4%.В общем, размер налога сильно варьируется в зависимости от штата, часто комбинируется несколько налогов с продаж, установленных на разных уровнях. Налоговые системы, в которых применяется налог с продаж, часто способствуют экономическому росту, росту сбережений и инвестиций. Экономисты организации экономического сотрудничества и развития (англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) изучили влияние различных типов налогов на экономический рост развитых стран в пределах OECD и выяснили, что налоги с продаж являются одним из наименее вредных налогов для экономического роста.[15] Некоторые экономисты полагают, что налог с продаж является устаревшим в современном мире, поскольку является большим налоговым бременем для лиц с низкими доходами, чем лиц с высокими доходами. Однако этот негативный эффект налога с продаж мог быть предотвращен, например, освобождением от его уплаты с некоторых товаров первой необходимости, таких как еда, одежда и лекарства. При анализе системы взимания НДС в каждой конкретной стране важно учитывать не только уровень стандартных ставок налога, но и ряд других факторов, влияющих на величину фактических поступлений. Среди таких факторов: наличие пониженных ставок в отношении отдельных групп товаров и услуг, освобождений от налога ряда операций и специальных налоговых режимов, общая эффективность администрирования налога. В условиях поиска странами способов мобилизации дополнительных доходов бюджетов повышение стандартных ставок НДС является далеко не единственным инструментом, особенно для стран с относительно высокой ставкой. В таких случаях дополнительные возможности повышения «эффективности» НДС для бюджетов связаны с расширением налоговой базы, в том числе путем ограничения применения пониженных ставок налога и освобождений, улучшения налогового администрирования. Так, с 2007 года ряд стран в качестве меры расширения налоговой базы отменили пониженные ставки по НДС в отношении отдельных видов товаров и услуг, пересмотрели политику освобождения ряда операций. Опыт западных государств налогообложения добавленной стоимости вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики РФ.
|