Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к типологии радиопрограмм и радиостанций в отечественной практике






В современной российской практике нет единой, общепризнанной точки зрения на понятие «формат радиостанции». Есть попытки использовать североамериканский подход, которые наталкиваются на сложившиеся традиции к определению типов радиостанций в советское и постсоветское время. Остановимся на самых распространённых подходах.

Государственные / коммерческие станции - государственные станции существуют исключительно на деньги из бюджета, а коммерческие зарабатывают деньги сами, не имея никаких дотаций. На самом деле, в России ни первое, ни второе условие не являются юридически обязывающими, и потому такая типология не позволяет в полной мере описывать реальность. Большинство государственных станций имеет, помимо субсидий от государства, внебюджетные источники дохода. Более того, самостоятельная коммерческая деятельность всячески поощряется государственными структурами, поскольку одни лишь субсидии не позволяют радиостанциям обеспечить средний по рынку уровень выплат сотрудникам, закупать современное оборудование и тратить деньги вне жёстко заданного бюджетного регламента. В то же время коммерческие станции нередко пользуются государственными субсидиями на конкурсной основе и дотациями от холдингов, если находятся в структуре холдингов. Кроме того, есть станции, которые не являются ни государственными, ни коммерческими, например, религиозные.

Если станция не ставит целью извлечение прибыли, то она не является коммерческой, т.е. является некоммерческой. Государственные станции, согласно Федеральному Закону РФ «О порядке освещения деятельности государственных органов власти в государственных средствах массовой информации», определяются как СМИ, учредителем которых являются органы государственной власти. Порядок их финансирования в российском законодательстве в общем случае специально не оговорен. На практике при принятии бюджета выделяются средства, прописанные в специальном законе.

Государственные и негосударственные станции также отличаются своей функциональностью. Первые юридически обязаны выполнять определённые функции – освещать деятельность органов государственной власти и обеспечивать политическую агитацию во время предвыборных кампаний. Кроме того, им часто вменяется в обязанность обеспечивать доступ населения к культурным ценностям, освещать жизнь ряда специфических социальных групп – детей и подростков, пенсионеров, домохозяек, военных, инвалидов и т.п.

Такая направленность, с точки зрения теории СМИ, приводит к тому, что государственные СМИ обязаны выполнять, преимущественно, информационную и культурно-просветительскую функции. Развлекательная функция, хотя и присутствует на государственных СМИ, может разворачиваться лишь в сравнительно небольших границах. Коммерческие СМИ, как правило, ориентированы на развлекательную, реже - на информационную функцию. Просветительская функция в коммерческих СМИ, за редким исключением, представлена очень слабо.

в Москве (по состоянию на конец 2012 года), привёл к выводу, что в совокупности в московском эфире существенно преобладает развлекательная функция в виде музыкального и юмористического контента, различного рода конкурсов и викторин. Данная функция, оценочно, занимает, по меньшей мере, две трети всего эфира. В самом деле, в московском эфире насчитывается 35 станций развлекательного характера, где информационная функция в лучшем случае сведена к коротким новостям, а просветительская функция отсутствует вообще. Информационная функция в виде новостных выпусков, бесед в студии на общественно-политические и экономические темы, специальные репортажи, трансляции событий и т.п. оценивается в совокупности в 27% эфирного времени. Просветительская функция в виде программ культурно-просветительского и научно-популярного характера, а также детских программ, чтения литературных произведений, радиопостановок, трансляции классической музыки и т.п. оценивается всего лишь в 6% от совокупного эфирного времени. Станций, специализирующихся на данной функции всего три - это «Радио России. Культура», «Орфей» (радио классической музыки») и «Детское Радио». К этому следует добавить сравнительно небольшой объём культурно-просветительского эфира крупнейших радиостанций общего характера - «Радио России», «Эхо Москвы», «Говорит Москва» и «Радио Звезда».

На общероссийском уровне смещение в развлекательную функцию будет выражено ещё сильнее, поскольку три станции, специализирующиеся на просветительской функции имеют сравнительно небольшую географию распространения, а на региональном уровне такого рода станций совсем мало. В Статье 44 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан «на доступ к культурным ценностям». Радиовещание - один из эффективных способов обеспечения данного права в области музыкального искусства и литературы. Сопоставление конституционного права граждан с реальной картиной представленности просветительской функции в России приводит к заключению, что данная функция не реализуется в должной мере. Очевиден сильно выраженный перекос в сторону развлекательной функции.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал