Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Участие двигательной, зрительной и вестибулярной систем в управлении движениями. Вестибулярные рефлексы как источник помех в освоении новых двигательных действий.
Во внутреннем ухе, кроме улитки, находится вестибулярный аппарат - орган равновесия. Он состоит из преддверия и трех полукружных каналов. Полукружные каналы располагаются в трех взаимно перпендикулярных плоскостях и сообщаются с преддверием. В нем имеются две полости с волосковыми чувствительными клетками. Это и есть рецепторы. Над рецепторными клетками находится студенистая масса, в которой имеются отолиты - кристаллики известковых солей. В полукружных каналах тоже есть рецепторы. Рецепторы преддверия и полукружных каналов представляют собой периферический отдел вестибулярного анализатора. Через нерв преддверия возбуждение от рецепторов вестибулярного аппарата проводится в продолговатый мозг, а затем в височную область коры полушарий. Студенистая масса с отолитами соединена с волосками рецепторных клеток преддверия и полукружных каналов. Она может слегка смещаться в стороны, нажимая на волоски рецепторов, и вверх, натягивая их при этом. Ее движения вызывают возбуждение рецепторов. Оно проводится в головной мозг, а оттуда к различным группам скелетных мышц. Происходит рефлекторное изменение их тонуса и сохраняется равновесие тела. Значение вестибулярного анализатора. Вестибулярный аппарат информирует центральную нервную систему о положении тела в пространстве во время движения и в неподвижном состоянии и о равновесии и его нарушениях [2, с. 190]. Очень большое значение для деятельности вестибулярного аппарата имеет положение головы: движется она вместе с телом, происходит ли движение головы по отношению к телу или голова неподвижна, тело движется по отношению к ней. Перемещение головы при движениях тела приводит в движение жидкость в преддверии и полукружных каналах. При наклонах туловища и всего тела, вращении, внезапной потере равновесия обязательно меняется положение головы. При этом то в одном, то в другом полукружном канале приходит в движение жидкость, находящаяся в них. Это вызывает возбуждение рецепторов рефлекторно изменяет тонус мышц конечностей, туловища, шеи и глаз. Сокращение этих мышц устанавливает голову в правильное положение, а вслед за ней и все тело. Таким образом, рецепторы преддверия воспринимают прямолинейное ускорение движения и воздействие силы тяжести при изменении положения головы. Рецепторы полукружных каналов воспринимают изменение направления движения, изменение скорости при вращении тела или одной головы. В сохранении равновесия большую роль играют тонические рефлексы позы, возникающие при изменении положения головы в пространстве. Именно возбуждение от рецепторов вестибулярного аппарата, а также от рецепторов мышц и сухожилий шеи вызывает эти рефлексы. Следовательно, вестибулярный аппарат информирует центральную нервную систему о положении тела и его частей в пространстве и в ответ на эту информацию тонические рефлексы помогают сохранять равновесие как в танце, так и в принятой позе [2, с. 198]. Вестибулярно-эмоциональный рефлекс (ВЭР) представляет собой свободное трехмерное движение головы (человека или позвоночного животного) при поддержание вертикального равновесия, зависящее от эмоционального и психофизиологического состояния человека. Вестибулярно-эмоциональный рефлекс это один из вестибулярных рефлексов, связывающих физиологию человека и эмоциональное состояние. Физиология и патология вестибулярной системы ивестибулярного аппарата была исследована Робертом Барани, получившим в 1914 году Нобелевскую премию по физиологии. Вестибулярная система отвечает за механическое поддержание равновесия и ориентацию человека в пространстве, является типичной сенсорной системой реагирующей на любое механическое отклонение тела от положения равновесия. Вертикальное поддержание головы человека обеспечивается управлением вестибулярной системой работы группышейных мышц.
Содержание, формы и способы оценки готовности к соревновательной деятельности, способы контроля предсоревновательного состояния спортсмена. Правила моделирования предстоящих соревнований и предсоревновательной подготовки.
Для выявления уровней готовности спортсменов должны учитываться количественные и качественные показатели по каждому компоненту базовой готовности, а также расхождение между показанным результатом СД и реальными возможностями спортсмена. С этой целью выделяются критерии оценки сформированности компонентов готовности, которые соответствуют определенному уровню развития юного спортсмена и базировуются на нормативных показателях, принятых в конкретном виде спорта: 1. Практический критерий характеризует технический и тактический компоненты готовности к СД, включает в себя наличие и динамику формирования технико-тактических умений и навыков. 2. Психологический критерий характеризует наличие мотивов достижения успеха, способность к концентрации внимания, способность самостоятельно принимать решение и регулировать свое поведение 3. Личностный критерий характеризует наличие и динамику формирования личностных качеств спортсмена. 4. Физический критерий характеризует развитие физических качеств спортсмена.
Программирование предстоящей спортивной деятельности проводится в форме активизации необходимых в данном действии двигательных представлений, подчиняющихся законам идеомоторики. Результаты исследований показывают, что большинство высококвалифицированных спортсменов перед игрой продумывают предстоящие игровые действия. Подобное программирование предстоящей деятельности футболистов дает им возможность с первых же минут игры показать активность, целеустремленность и уверенность. Как показывают результаты исследования В.И. Силина (1970), перед соревнованием 80% гимнастов применяли идеомоторную подготовку, которая заключалась в том, что они: 1) детально продумывали всю комбинацию упражнения (20% опрошенных); эта форма идеомоторики самая эффективная, начинается она большей частью задолго до вызова гимнаста к снаряду; 2) продумывали всю комбинацию упражнения без технических подробностей (20%); 3) заостряли внимание только на узловых моментах упражнения (30%); 4) осмысливали лишь начало комбинации (10%). О.А. Черникова (1968) дает следующее описание процесса идеомоторики у прыгунов с шестом: «Перед стартом спортсмен мысленно воспроизводит предстоящее действие, опираясь на мышечно-двигательные образы, сформировавшиеся в процессе тренировки и предшествующего соревновательного опыта. Приемы идеомоторного воспроизведения технического выполнения прыжка различны у разных спортсменов. Так, одни, стоя на старте, смотрят на планку и мысленно совершают разбег в присущем для себя ритме и темпе, затем продумывают толчок и прыжок. Другие совершают при этом движения, которые носят имитирующий характер, хотя они выполняются не полностью, а как бы в свернутой форме. У мастеров спорта эти представления могут достигать большой четкости и полноты и воспроизводить необходимые движения во всех важнейших деталях пространственных, временных и силовых параметров движений. Но это не всегда удается на старте, особенно когда спортсмен волнуется. Труднее это удается в 1-й попытке»[1]. Программирование предстоящей деятельности перед соревнованием следует оценивать с различных точек зрения: 1) как умственный эксперимент для проверки техники и тактики выполнения предстоящего действия, результаты которого должны внушить уверенность в удачном выполнении действия; 2) как восстановление динамического стереотипа действия путем повторения «урока» в уме, которое способствует его выполнению; 3) как сосредоточение внимания на самом процессе действия, что позволяет полностью изолироваться от других внешних факторов и освободиться от нежелательных мыслей путем отвлечения внимания от них. В программировании предстоящей деятельности большое значение придается ее моделированию. Так, М. Ванек (1970) рассматривает моделированную тренировку как важное средство при адаптации к предстоящему соревнованию и предлагает 3 степени моделирования: - на уровне физических нагрузок, которые без подходящей подготовки действуют на психику спортсмена, утомляя его; - на уровне нагрузок технико-тактических; в) на уровне психических нагрузок (зрители, избыток или недостаток информации и т. д.)[2]. Отдельные разновидности моделированной тренировки широко применяются в спортивной практике. Примером этого могут быть открытые тренировки, проводимые в присутствии зрителей, и др. Большое значение придается также моделированию соревновательной обстановки, в особенности в тех случаях, когда модель приближается к вероятной ситуации предстоящего соревнования. Такое моделирование очень помогает программированию предстоящей деятельности. «С целью моделирования соревновательной обстановки применяются интенсивные специально подготовительные упражнения и упражнения со снарядами в «рваном» темпе, с неожиданными ускорениями и рывками, тренировочные бои в начале занятий после разминки боевого характера, тренировки типа «боевой практики» в часы, соответствующие времени предстоящих состязаний в течение нескольких дней подряд. В вольных боях рекомендуется проводить частую смену партнеров (через 1—1, 5 мин.), вводить неравноценные условия, когда один боец пользуется всеми средствами техники на всех дистанциях, а его партнер ограничен определенным минимумом (например, боксирует лишь одной рукой, наносит удары только с дальней дистанции, ведет бой лишь на отходах и т. д.) или одному из боксеров предлагается ускорять темп в конце раунда, нанося удары только по перчаткам противника. С этой же целью проводятся бои с оценкой результатов судьями и «зрителями», которые намеренно создают своим поведением «соревновательный» ажиотаж, устраивается необъективное судейство на ринге, когда рефери постоянно «придирается» к одному из боксеров и делает ему замечания; проводятся боевые «пульки» - условные или вольные бои по одному раунду с выбыванием проигравших и розыгрышем финала; для тренировочных боев боксеру подбирают партнеров разной манеры ведения боя, с которыми он может встретиться в состязаниях, и т. д.»[3]. Ряд исследований раскрывает педагогические и физиологические основы программирования предстоящей деятельности. Исследования В.И. Секуна (1967) показали, что однократное двигательное представление при сложных гимнастических комбинациях более продуктивно, чем многократное. Таким образом, программирование предстоящей деятельности может идти в двух направлениях: 1) по линии идеомоторной подготовки и 2) по линии моделированной подготовки.
Цели и задачи информатизации в ФКиС. Использование информационных технологий для обеспечения контроля и индивидуального подхода в системе физического воспитания и спортивной подготовки. Особую роль проблема информатизации физической культуры и спорта приобретает в условиях реформирования социально-экономических отношений в России. На этапе перехода различных государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом, других физкультурно-спортивных организаций от закрытого режима, свойственного условиям административно-командной системы, к функционированию в условиях гражданского общества открытого типа актуализируется задача предоставления информации об их деятельности как физкультур-но-спортивному сообществу, так и обществу в целом. Причина этого заключается в том, что прогрессивное развитие физической культуры и спорта становится невозможным без обязательного информирования широкой общественности о реальном положении дел, а также о ближайших намерениях и инициативах, касающихся отрасли в целом, отдельных ее подсистем, конкретных физкультурно-спортивных организаций и т.д. Информатизация есть организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Процесс информатизации, по определению, непосредственно связан с формированием и использованием информационных ресурсов, под которыми понимаются отдельные документы или отдельные массивы документов. Физическая культура и спорт — это сложная социальная система, в качестве составляющих которой выступает ряд взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем. Поэтому информационные ресурсы должны образовывать такие массивы документов, которые комплексно характеризовали бы каждую из подсистем, а в совокупности — всю систему «физическая культура и спорт». Информационные технологии представляют собой смесь из устройств, методов и средств, позволяющих манипулировать информацией вне мозга человека. Это компьютеры и программное обеспечение, периферийные устройства и системы связи вплоть до спутниковых. Одна из тенденций современного общества - все возрастающая роль и ценность информации и информационных технологий (ИТ). ИТ находят применение и в сфере физической культуры и спорта (ФКиС). Однако здесь используются главным образом системы и программное обеспечение общего назначения: компьютеры, оргтехника, системное программное обеспечение, пакеты прикладных программ по математической статистике и т.д. Попытки решать специфичные для сферы ФКиС задачи с использованием ИТ предпринимаются очень редко.
Неподготовленность к внедрению ИТ сферы ФКиС обусловлена рядом факторов. Первый из них - ресурсный; под ним подразумеваются: а) низкая компьютерная грамотность, усугубляющаяся психологической ситуацией, которая состоит в том, что специалисты нашей области не ощущают потребности в использовании ИТ, поскольку не только плохо знакомы с возможностями последних, но и не всегда готовы преодолевать трудности, связанные с приобретением новых знаний и навыков; б) недостаточная техническая оснащенность организаций сферы ФКиС у нас в стране; в) почти полное отсутствие программного обеспечения, использование которого позволило бы повысить качество решения специфических для сферы ФКиС задач. Второй фактор - отсутствие концепции и программы информатизации в отрасли. Это приводит к фрагментарности тем по информатизации, выполняемым в отрасли, отсутствию постоянных источников финансирования, отсутствию единых требований к разрабатываемым компьютерным системам и сопроводительной документации, отсутствию плана по внедрению и учета имеющихся разработок и т.д. Третий - отсутствие специализированного подразделения (НИИ, Центр и т.д.), в функции которого входили бы: а) разработка концепции и программы информатизации отрасли; б) контроль за выполнением заказов КГФТ РФ по информатизации; в) разработка новых информационных технологий для ФКиС; г) внедрение ИТ в сфере ФКиС и обучение сотрудников отрасли; д) освоение новых достижений информатики; е) выполнение заказов ГКФТ РФ по информатизации отрасли ФКиС. Четвертый фактор - высокий уровень сложности специфических для сферы ФКиС задач (планирование спортивной тренировки, контроль за состоянием тренирующегося, оптимизация технического мастерства спортсменов и др.) обусловлен следующим: а) большой размерностью пространства решений; б) нечеткостью, противоречивостью и неполнотой используемых данных и знаний; в) непредставимостью задач в числовой форме; г) непредставимостью цели в терминах четко определенной целевой функции и т.д. Пятый - ситуация в спортивной науке, которая может быть охарактеризована как застойная. Это связано не только с социально-экономическими условиями, сложившимися в последние годы. Мы считаем, что развитие спортивной науки сильно тормозят эмпиризм, низкий уровень доказательности, низкое качество выполняемых в области спорта экспериментальных исследований. В последние годы ни в теории спортивной тренировки, ни в биомеханике спорта, ни в других разделах спортивной науки не появилось новых теоретических концепций. Спортивная тактика, ее варианты и элементы, критерии тактического мастерства спортсмена. Тактические упражнения как основной фактор практического формирования и совершенствования спортивно-тактических умений и навыков. Роль технико-тактической подготовки в достижении спортивного результата. Т актика (от греч. taktiká – искусство построения войска) – совокупность средств и методов ведения спортивной борьбы. Смысл тактики состоит в том, чтобы использовать средства, которые позволят спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности и с наименьшими энерготратами провести соревнования. Элементами тактики являются тактический ход (технико-тактическое действие), тактическая комбинация и тактический вариант. Тактический ход – однократное целенаправленное изменение режима двигательной деятельности. Комбинации тактических ходов называют тактическими вариантами. В каждом виде спорта определяют тактические ходы и тактические варианты. Теоретический план действий на соревнования или ряд соревнований называется стратегией. Тактическое мастерство характеризуется объемом, разносторонностью, рациональностью и эффективностью тактических действий, которые использует спортсмен на соревнованиях и тренировках. Общим объемом тактики называют общее количество (перечень) тактических ходов и тактических вариантов, которыми владеет спортсмен, группа или команда. Соревновательным объемом тактики называют тактические ходы и варианты, которые используются в условиях соревнований спортсменом или командой. Соревновательный объем меньше тренировочного объема тактики; причем тем меньше, чем ответственнее соревнования. Разносторонность тактики показывает, насколько разнообразен тактический арсенал спортсмена или команды. Одна из многочисленных классификаций тактических ходов делит их на монотонные, острые, дезинформирующие, страховочные и т.д. Рациональность тактики характеризует тактический ход (вариант) относительно к конкретному спортсмену, соответствие индивидуально оптимальному варианту. Эффективность тактики характеризует насколько использованный в соревнованиях тактический ход (вариант) содействовал решению поставленной задачи. Так, в циклических видах спорта контролировать эффективность тактики можно по динамике скорости. Эффективность тактики определяется различными способами. Так, в спортивных играх сопоставляют объем примененных тактических ходов или вариантов с их результативностью. Результативность тактического варианта определяется как процент случаев успешного применения данного варианта. Оптимизацией тактической подготовленности называется поиск оптимального варианта из числа возможных. В роли наилучшего варианта могут выступать: 1) экспериментально найденная тактика; 2) тактика спортсмена или команды высокого класса; 3) оптимальная тактика, полученная путем ее моделирования. В последнее время особенно актуальными стали вопросы моделирования тактики.
|