Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности трудовых отношений с участием иностранцев на территории Республики Беларусь.
Признание за иностранными гражданами и лицами без гражданства права на трудовую деятельность в Республике Беларусь является важным моментом в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ». Такое право признается как за постоянно проживающими в Республике Беларусь иностранцами, так и за иностранцами, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь. «Постоянно проживающие РБ иностранцы имеют право заниматься трудовой деятельностью наравне с гражданами РБ в порядке, установленном законодательством РБ». Само по себе введение ограничений на трудовую деятельность иностранцев соответствует Конституции РБ (ст. 11), которая допускает установление изъятий в их правах в нормах самой Конституции, законах и международных договорах, заключенных с участием Республики Беларусь. Формулируя В ТК понятие «работник», законодатель не учитывает в нем гражданство (безгражданство) работника, определяя, что работником является лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем. Таким образом четко не оговорено право иностранцев, в том числе постоянно проживающих в Республике Беларусь, вступать в трудовые отношения на территории Республики Беларусь, поскольку речь идет об уже заключенном трудовом договоре и приобретенном статусе работника. Такое положение вещей можно объяснить тем, что ТК ориентирован на регулирование трудовых отношений прежде всего отечественных граждан В ст. 320 ТК устанавливаются особенности регулирования трудовых и связанных с ними отношений, в частности, в организациях с иностранными инвестициями, причем решение вопроса ставится в зависимость от того, является ли работник гражданином Республики Беларусь (ч. 1) или иностранным работником (ч. 2). Такое толкование противоречит ч. 1 ст. 11 Закона 2010 г., в принципе уравнивающей в трудовых правах иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, и отечественных граждан, и на практике ведет к ограничению трудовых прав этой категории иностранцев, выводя их из-под защиты белорусского законодательства об охране труда, о гарантиях по неприменению труда женщин и молодежи на определенных видах работ, о возрасте, с которого допускается заключение трудового договора, о взносах по государственному социальному страхованию, пенсионному обеспечению и содействию занятости. Гарантии, установленные ч. 1 ст. 320 ТК, должны распространяться, на иностранцев, приравненных в трудовых правах к иностранцам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, если они работают по найму в организациях с иностранными инвестициями. Права, свободы и обязанности иностранцев, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь, белорусским законодателем приравнены к правам иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, а значит, и к их правам в сфере труда Предоставление иностранцу убежища распространяется также на прибывших вместе с ним членов его семьи. Однако правовое положение иностранцев, ходатайствующих о предоставлении убежища, законодательными актами Республики Беларусь, в противоречие с ч. 2 ст. 4 Закона 2010 г., не определено.
|