Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила транспорта референта






1. Правило фокуса В соответствии с ним требуется постоянно держать референт, что называется, в фокусе внимания. Референт оказывается не в фокусе или фокус вообще смещается по некоторым причинам, главные из которых:

· нарушение коммуникантом (коммуникантами) принципа релевантности;

· возникновение барьеров и препятствий в ходе коммуникативного акта (случайные вопросы собеседника; паразитические ассоциации, появляющиеся у адресанта или адресата; непродуктивные речевые ходы; феномен случайной цели и под.)

· внешние помехи (подключение новых собеседников, искажающих соответсвующий фрейм; изменение параметров речевой ситуации и под)

2. Правило стереоскопии

Сфокусированность внимания общающихся на референте в процессе коммуникации означает лишь способность постоянно держать»референт в целом» в поле зрения коммуникантов. Между тем на каждом отдельном этапе речевого взаимодействия обсуждаются лишь какие-то отдельные аспекты (стороны) референта. Какие из них делать предметом обсуждения, а какие – нет, зависит от характера коммуникативного акта, а также от потребностей собеседников. Однако, какие бы из сторон референта ни подлежали обсуждению в данный момент, упускать из виду его прочие стороны есть показатель плохой коммуникативной стратегии.

3. Правило панорамы

Правило панорамы есть правило создания ближайшего контекста. Тот факт, что референт находится в фокусе, отнюдь не означает, что в поле зрения находящего не попадает ничего другого. «Ближайшее окружение» референта видно менее отчетливо, но тем не менее присутствует, и обрывать эти естественные связи референта с соответствующей референтной группой и даже с близлежащими референтными группами не особенно прагматично.

4. Правило унитарности

Это правило предполагает разговор о равноправии коммуникантов по отношению к референту в условиях коммуникативного акта. Иными словами, ни социальный статус коммуникантов, ни их коммуникативный опыт, ни их осведомленность о положении дел в той или иной предметной области не являются их «привилегиями». Референт требует от участников коммуникативного акта унитарности, т. е. единства действий.

5. Правило изоморфизма

Правило изоморфизма предполагает, что референт и его вербальный эквивалент должны находится в отношениях соответствия друг другу.Необходимо создать условия для того, чтобы предмет, представленный посредством слов, давал по возможности адекватное представление о реальном предмете.

6. Правило фиксирования референта

Данное правило гарантирует от такой опасности, как неконтролируемая смена темы в ходе коммуникативного акта.

 

22.Внутриличностная коммуникация. Драматизм внутриличностной коммуникации. Ю.М. Лотман об аутокоммуникации

Ю. М. Лотман оспаривал модель коммуникации Р. Якобсона, указывая на то, что у двух людей не может быть абсолютно одинаковых кодов, а язык следует рассматривать как код вместе с его историей. Мнение Ю. Лотмана таково, что язык — это код плюс его история. Он пишет: “Фактически подмена термина “язык” термином “код” совсем не так безопасна, как кажется. Термин “код” несет представление о структуре только что созданной, искусственной и введенной мгновенной договоренностью. Код не подразумевает истории, т.е. психологически он ориентирует нас на искусственный язык, который и предполагается идеальной моделью языка вообще”.

При полном подобии/соответствии/эквивалентности того что говориться и то как это воспринимается, согласно Ю. М. Лотману потребность в коммуникации вообще исчезает, так как становиться не о чем говорить, а остаётся лишь передача команд. Код, как языковая игра у Л. Витгенштейна, индивидуализирует коммуникацию, а последняя, таким образом, предстаёт как перевод с языка моего «я» на язык твоего «ты». В качестве субтрата коммуникации, в котором происходит встреча множества кодов и многих коммуникантов Ю. М. Лотманом рассматривается текст. Последний выступает и как память коммуникации, и одновременно, как её границы. Ю. М. Лотман различает «обычную» коммуникацию, которая происходит в системе «я — он», и аутокоммуникацию, происходящую в системе «я — я»; в рамках аутокоммуникации сообщение приобретает новый смысл, поскольку меняются условия, время и контекст сообщения, то есть сообщение перекодируется. Передача сообщения самому себе вызывает перестройку структур собственной личности (например, нельзя прочитать дневник также, как он был написан). Аутокоммуникация связана с любым актом авторства, так как каждый текст несёт сообщение и самому себе. Понятие аутокоммуникации расширяется у М. Ю. Лотмана до понятия мышления, с необходимым, сопровождающим его процессом внутренней речи.

Юрий Лотман в своей модели коммуникации отвечает в числе других вопросов и на такой: каким образом удается в принципе порождать новое сообщение. “Новыми сообщениями мы будем называть такие, которые не возникают в результате однозначных преобразований и, следовательно, не могут быть автоматически выведены из некоторого исходного текста путем приложения к нему заранее заданных правил трансформации” Отсюда и следует его основополагающая идея, что знаковая (семиотическая) коммуникация представляет собой связь между автономными единицами, если они совпадают, то ничего нового между ними возникнуть не может. Продолжая эту идею несовпадения, Ю. Лотман говорит: “Неадекватность агентов коммуникации превращает сам этот факт из пассивной передачи в конфликтную игру, в ходе которой каждая сторона стремится перестроить семиотический мир противоположно по своему образцу и одновременно заинтересована в сохранении своеобразия своего контрагента”

Отсюда следует и новизна понимания текста не как изолированного и стабильного, не как константы. В понятие текста вводятся создатель и его аудитория, и их представления о тексте могут не совпадать по своим объемам.

 

 

23.Диалектика личностного и безличностного в коммуникациях. Ключевые характеристики межличностной коммуникации.

24.Аксиоматика межличностного взаимодействия: общая характеристика (по П. Вацлавику). (Василик, стр.340)

Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации.

Если признать, что любое поведение в ситуации взаимодейс'звк обладает информационной ценностью, т.е. является коммуникацзе^ становится очевидным, что как бы человек ни старался, он не мс не вступать в коммуникацию. Активность или пассивность, слова! молчание — все это передает информацию: влияет на других которые в свою очередь не могут не ответить на эту коммуникацию и, следовательно, сами в нее вступают. Если люди просто не разговари­вают друг с другом или не обращают друг на друга внимания, это вовсе не опровергаетутверждения, сделанные выше. Человек у стой­ки бара, который смотрит прямо вперед, пассажир, сидящий в само­лете с закрытыми глазами, — оба они ясно сообщают, что не хотят ни с кем разговаривать, и окружающие обычно прекрасно понимают эти сообщения и оставляют их в покое. Очевидно, что это такая же коммуникация, как и оживленная дискуссия.

Можно выделить ряд стратегий ухода от общения (или сообщений о нежелании вступать в коммуникацию):

-ф прямая демонстрация (в более или менее грубой форме) нежела­ния общаться; правда, поскольку такое поведение не соответст­вует правилам вежливости, оно требует определенного мужест­ва и способствует возникновению довольно напряженного и не­ловкого молчания, что на самом деле и означает наличие комму­никации;

-ф стратегия наименьшего сопротивления, когда один из партне­ров неохотно поддакивает другому или со всем соглашается;

-ф дисквалификация коммуникации, когда один из партнеров дей­ствует так, что сводит на нет как собственные сообщения, так и сообщения другого человека. К этой технике относится широ­кий спектр коммуникационных феноменов: противоречивые высказывания, непоследовательность, перемена темы, непол­ные предложения, неправильное понимание, невразумитель­ность или манерность речи, буквальное толкование метафор или метафорическое понимание буквальных замечаний и т.д;

-ф- приемлемое для собеседника, не обижающее его указание при­
чин, по которым в данный момент общение нежелательно: чело­
век может притвориться спящим, глухим, пьяным, сделать вид,
что не понимает языка собеседника или изобразить наличие лю­
бого другого дефекта, свидетельствующего об оправданно невоз­
можной коммуникации. Во всех этих случаях сообщение остает­
ся одним и тем же, а именно: «Я бы не возражал поговорить с
тобой, но есть то, что мне мешает, что сильнее меня, то, в чем я
не виноват». ;
Таким образом, невозможность не вступать в коммуникацию де­
лает все ситуации, в которые включены два или более человека,
Межличностными, коммуникационными.

Аксиома 2. Любая коммуникация имеет урд'венъ содержания и уро­вень отношения.

В процессе коммуникации не только передается информация, Но одновременно детерминируется характер отношений между

коммуникаторами. Уровень содержания — это та информацк торая передается в сообщении. При этом неважно, является ли| ная информация правдивой, ложной, надежной, неправильной*! неразрешимой. На уровне отношений передается то, как это ой щение должно быть воспринято. Отношение может быть выр но как речевыми приемами, так и невербально с помощью кр)| улыбки или других способов. Характер отношений можно яснс нять из контекста, в котором происходит коммуникация. На мер, содержанием фразы «Закройте дверь» является ожр вполне определенного действия. Но эта фраза может быть пр несена по-разному: как команда, как мольба, как предложение и! Избранный способ выражения содержит сообщение о том, какм видят партнеры свои взаимоотношения: доброжелательными и враждебными; равными в социальном отношении или один из; находится в прямой зависимости от другого; чувствуют себя койно и комфортно или переживают состояние тревоги и вс ния и т.д.

В межличностном общении экспрессивная окраска сообщей часто более важна, чем его содержание. Вместе с тем, по мненн исследователей, чем более спонтанны и «здоровы» отношения, • более аспект отношений отходит на второй план. Напротив, здоровые» отношения характеризуются тем, что за природу от шений идет постоянная борьба, а содержательный аспект ком\ кации становится все менее и менее важным.

Смешение уровня содержания и уровня отношения нередко ] водит к нарушению коммуникации.

Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий.

Люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собствУ! ное представление о важном и неважном, причинах и следсгви! поступков, на интерпретацию смысла происходящего. Эти смыс вые доминанты организуют поведенческие события, оказывая» щественное влияние на происходящее взаимодействие (подоб| тому, как знаки пунктуации задают смысл предложению).

Несогласие относительно пунктуации последовательности < бытии лежит в основе возникновения бесконечных проблем взаимоотношениях. Мы не можем быть уверены ни в том, что др гой, обладает тем же объемом информации, ни в том, что он лает такие же выводы из этой информации. Решение вопроса! том, что является важным, а что нет, совершенно по-разному: исходит у разных людей. Во всех случаях рассогласованной кс муникационной организации обычно можно наблюдать конфл» относительно того, что является причиной, а что следствием йлЮДаемого события. Примером патологической коммуникации, ызванной нарущением последовательности причин и следствий, является эффект «самоосуществляющегося пророчества». Это по­ведение, которое вызывает у окружающих такую реакцию, на ко-Орую это поведение было бы естественным ответом. Например, человек, строящий свое поведение на основе предпосылки «ник­то меня не любит», будет вести себя недоверчиво, демонстрируя массу защитных реакций, или агрессивно. Такое поведение вряд ли вызовет симпатию окружающих, что подтвердит изначальную предпосылку этого человека. При этом сам человек ошибочно считает, что он просто реагирует на отношение окружающих, а не провоцирует его. В данном случае это и составляет проблему пунктуации.

Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие.

Отношения между людьми базируются либо на равенстве, либо на отличии. В первом случае партнеры стараются скопировать по­ведение друг друга, поэтому их отношения можно назвать сим­метрическими. Слабость или сила, нравственность или без­нравственность не имеют здесь никакого значения, поскольку ра­венство может поддерживаться в любой из этих областей. Во вто­ром случае поведение одного партнера дополняет поведение другого, такой тип взаимодействия называется комплементар­ны м. Симметричные отношения, таким образом, характеризуются равенством и минимизацией различий, в то время как особен­ностью комплементарного взаимодействия является доведение раз­личий до максимума.

В комплементарных взаимоотношениях можно выделить две различные позиции. Один партнер занимает более высокую, важ­ную, первичную позицию, а другой — подчиненную, вторичную, более низкую. Эти понятия довольно полезны, если их не прирав­нивать к словам «хороший» или «плохой», «сильный» или «сла­бый». Комплементарные отношения могут устанавливаться соци­альной или культурной средой (как в случае взаимоотношений ма­тери и младенца, врача и больного, учителя и ученика) или быть Характерным стилем отношений данной диады. В любом случае важно подчеркнуть, что природа этих отношений носит взаимоза­висимый характер, разные типы поведения взаимно дополняются. Нельзя сказать, что один из партнеров установил комплементар­ные отношения с другим, скорее каждый ведет себя так, что это Предполагает и одновременно является причиной поведения дру­гого.

Симметричность и комплементарность сами по себе не являют­ся «хорошими» или «плохими», «нормальными» или «ненормаль- ными». Оба вида взаимоотношений выполняют важные функ Но они чреваты патологией. В симметричных взаимоотношеь постоянно присутствует опасность соревновательности, эскала равенства симметричного взаимодействия, когда происходит 1 ря стабильности и так называемый сбой, что приводит к ссоряцЛ конфликтам между индивидами. Таким образом, патология в метричных взаимоотношениях характеризуется более или открытой враждой.

В здоровых симметричных взаимоотношениях партнеры собны уважительно относиться друг к другу, что ведет к появлезв доверия и уважения со стороны другого. Когда симметричные I ношения нарушаются, можно наблюдать скорее отвержение, а игнорирование личности другого. В свою очередь патологически изменения комплементарных взаимоотношений проявляются • щ норировании, а не отвержении личности другого (например, которая продолжает обращаться со своим взрослым сыном, как! ребенком).

Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так I «3 намеренной, эффективной и неэффективной.

Нельзя сказать, что коммуникация имеет место только тагд когда она произвольна, осознанна и успешна, т.е. когда достигае взаимное понимание. Обычно люди обдумывают свое поведен» (речь, манеры), особенно в ситуациях небытовых. Однако частом!) действуем необдуманно, о чем можем впоследствии сожалеть: ч! век, находящийся рядом с нами, может услышать тихо сделанис нами замечание в надежде, что он не слышит; мы можем выйтж себя; не подумать о том, как будет воспринята наша реплика. Не лательные последствия, к которым может привести ненамерек коммуникация, делают актуальным способы «сохранения лица» I своего, так и другого. Как отмечал социолог И. Гоффман, от члей любой группы ожидают не только самоуважения, но и определе! ной чуткости. Человек, являющийся свидетелем унижений друп> г| и сохраняющий при этом спокойствие, имеет в нашем обществе р| путацию «бессердечного», а тот, кто способен спокойно взиратз: действия, разрушающие его собственное лицо, считается «бесст ным».

Аксиома 6. Коммуникация необратима.

Иногда и хотелось бы вернуть время, исправить слова или Ц^ ступки, но, к сожалению, это невозможно. Последующие объжнв ния с партнером могут что-то исправить, извинения могут смягч обиду, однако созданное впечатление изменить очень сложно.

 

25.Психологические основы межличностного взаимодействия. Мотивационные теории. (Василик, стр.345)

социальная ситуация — это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся дейст­вий или деятельности. универ­сальные факторы, присутствующие на любой стадии социального взаимодействия, которые придают ситуации определенность:

1) цели;

2) правила, т.е. общепринятое мнение о допустимом и недопус­тимом поведении в ряде конкретных ситуаций;

3) роли, т.е. принятые в данной культуре модели взаимодей­ствия;

4) набор элементарных действий — простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии;

5) последовательность поведенческих актов (например, приня­тый порядок смены ролей говорящего и слушающего);

6) концепты-знания, т.е. наличие в когнитивной структуре оп­ределенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации, как, например, знание при игре в шахматы, что такое ферзь или что оз­начает слово «шах». В социальной ситуации такими концептами выступают представления о людях, социальной структуре, элемен­тах взаимодействия и объектах, включенных во взаимодействие;

7) физическая среда, элементами которой являются границы ситуации (закрытое помещение, улица, площадь и т.п.), физичес­кие качества среды, воздействующие на органы чувств (цвет, шум, запахи и т.п.), реквизит (например, классная доска, парты в школь­ном классе), пространственные условия (расстояния между людьми и объектами);

8) язык и речь, т.е. ситуационно обусловленные словарь, оборо­ты речи, интонации, используемые участниками взаимодействия;

9) трудности и навыки — различные препятствия для взаимод ствия и навыки их преодоления.

Важными характеристиками ситуации, воздействующими нап| ведение людей, являются: знакомая — незнакомая; формальная ' неформальная; ориентированная на выполнение дела — ориевт рованная на общение; поверхностная — глубокая (интимная) вкл! ченность.

В соответствии с этими характеристиками Аргайл и его сотр ники выделили следующие типы социальных ситуаций:

•ф- официальные события (формальные социальные события);

•$> • личностное взаимодействие с близкими друзьями или роде никами;

•ф> случайные эпизодические встречи со знакомыми;

•$> - формальные контакты в магазинах и на работе;

•Ф- асимметричные взаимодействия, связанные с социальными ум* ниями (например обучение, руководство, интервьюирование);!

•ф- конфликт и переговоры;

•ф- групповая дискуссия.

Одна из наиболее известных классификаций видов ситуа! межличностного взаимодействия связана с именем американског психолога Э. Берна (см.: Берн Э. Игры, в которые играют люду Люди, которые играют в игры. М., 1988). В ее основе лежит то, он назвал потребностью в структурировании времени. Хорошо из вестна проблема, часто встречающаяся у подростков после перво^ встречи: «Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?» Это

Берн предлагает рассматривать шесть способов структурирова­ния времени — четыре основных и два пограничных случая.

1. Первый пограничный случай — замкнутость, когда явная ком­муникация между людьми отсутствует: человек физически присут­ствует, но психологически он вне контакта, погружен в собствен­ные мысли. Такое поведение может быть воспринято с пониманием и не вызывать проблем, если только оно не превращается в при­вычку.

2. Ритуалы, или привычные, повторяющиеся действия. Они могут иметь неформальный характер (например, приветствия, про­щания, благодарности), но могут быть и официальными (напри­мер, дипломатический этикет). Цель этого типа общения — возмож­ность совместного проведения времени, не сближаясь.

3. Времяпрепровождение — это полуритуальные разговоры о про­блемах и событиях, известных всем. Они не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой повторяемостью. Примерами могут служить вечеринка, участники которой недостаточно хоро­шо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания како­го-нибудь официального собрания. Времяпрепровождение всегда социально запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы. Основная цель этого типа общения — структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но и отчасти социаль­ный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.

4. Совместная деятельность — взаимодействие между людьми на работе, целью которого, прежде всего, является эффективное вы­полнение поставленной задачи.

5. Игры. Берн считает их наиболее сложным типом общения, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превос­ходства над другой и получить вознаграждение. Например, если че­ловек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то Это взаимодействие с некоторой заранее сформулированной Целью. Если же кто-либо просит, чтобы его утешили, и, получив уте-Иение, обращает его против утешителя, то это игра. Другой при­пер — игра «страхование». О чем бы страховой агент ни вел раз-говор, если он настоящий игрок, он ищет клиента или «обрабш вает» его. Единственная его цель — «заполучить добычу». Осно! отличительная особенность игр — скрытая мотивация их учасгЦ ков. Берн полагает, что важные социальные контакты чаще в с«8 протекают как игры, а сами игры составляют весьма значител! часть человеческого общения. Объяснение этому он видит в ющем6.

За игрой следует второй пограничный случай — близости, Г* мыкающий ряд способов структурирования времени. Двустсшрс нюю близость можно определить как свободное от игр общеш предполагающее теплое заинтересованное отношение между лео^ ми, исключающее извлечение выгоды. Настоящая близость начи? ется тогда, когда социальные схемы, скрытые мотивы и огра* ния отходят на задний план. Человеческая близость, котора! сути есть и должна быть самой совершенной формой человече а взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удою ствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вп-ол| безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчавтл' вилось найти партнера для таких взаимоотношений.

Еще одна классификация социальных ситуаций различает три уровня общения в зависимости от степени личностной вовлечен­ности участников в преобразование отношений

На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуатив­ной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на при­еме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотно­шений на этом уровне — знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия. Коммуникация при этом носит, как правило, анонимный характер независимо от того, происходит она между незнакомыми, знакомыми или близки­ми людьми.

На деловом уровне людей, объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основ­ной принцип деловых взаимоотношений — рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личнос­ти, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, т.е. оцениваются их функцио­нальные качества. Соответственно общение является психологи­чески отстраненным.

Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологи­ческой близостью. На этом уровне целью участников коммуника­ции является удовлетворение потребности в понимании, сочувст­вии, сопереживании. Основной принцип такого общения — эмпа-тия, доверительность.

 

26.Эффекты межличностного восприятия. Трудные ситуации в общении. (Василик, стр.352)

Трудные ситуации. Среди типичных социальных ситуаций 1 личностного взаимодействия следует выделить так называс трудные, или стрессовые. Стрессовая ситуацияэто ситуация, рая становится для человека, переживающего или воспринимают^» причиной стресса или тревоги. В результате в качестве стрессовых были определены следую­щие ситуации межличностного взаимодействия:

1) ситуации неодобрения или критики со стороны других;

2) ситуации публичного выступления и социальной активности;

3) ситуации конфронтации и выражения недовольства;

4) ситуации сексуального контакта;

5) ситуации интимности и теплоты в общении;

6) ситуации конфликта или отвержения со стороны родителей;

7) ситуации утраты близкого человека или значимых отно­шений

Так, стресс может вызывать трудность в ориентации в ситуации: целевая структура ситуации бывает очень сложной, человек может не осознавать свои основные цели или цели партнеров по взаимо­действию, может преследовать цели, не очень уместные в данной ситуации, что приводит к внутреннему конфликту или конфликту с другими людьми. Стресс могут вызывать жесткость или, напротив, неясность, неопределенность правил, которые нужно соблюдать. Некоторые ситуации оказываются сложными, поскольку требуют знания концептов, специфических для этих ситуаций. Примерами могут служить дебаты, аукционы, похороны, драки (борьба), имею­щие четкие концепты, которые нужно понять, чтобы участвовать в них успешно. Ситуации, предполагающие соблюдение определен­ных ритуалов, оцениваются как трудные в том случае, если люди не знакомы с последствиями, значением или целями ритуализованных актов или не знают, как представить себя или оценить свое собст­венное поведение.

Эффекты межличностного восприятия. Восприятие — это про­цесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди °бщих закономерностей восприятия как одного из важнейших пси­хических процессов обычно отмечают:

4- принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации чело­век обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воз-

действий, но при этом создает хотя и ограниченную, но более связную и осмысленную картину мира;

•ф- принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуав не дискретно, но как динамичное целое, спонтанно органиа свои восприятия в осмысленную форму, при этом действу принципы пространственной близости, сходства;

-ф- принцип константности (устойчивости): имеет место сра

тельная устойчивость нашего восприятия даже в меняюцд

условиях.

Таким образом, восприятие предстает не как пассивный п| цесс, при котором мы автоматически реагируем на полученные < мулы, но как процесс активный. Чувства, которые вызывают в люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот

процесс управления своим восприятием.

Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную ос Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпрети^ их по-разному.

Правило 2. Если считать, что именно наши интерпрета наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возни! трудности в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмо! потребностям «контролировать» наше восприятие, можно прс тить направленные к нам важные сообщения от других людей.., |

то, что отличает воспрр людьми предметов от восприятия людьми друг друга.

Первая особенность мы допускаем, в какой-то степени опыт другого человека напоминает наш со< | венный, и такое допущение помогает нам более точно его вое! нимать. Например, если я знаю, что мой коллега вернулся с па рон, то мой собственный прошлый опыт, скорее всего, дает возможность интерпретировать его молчание как депрессию, как безразличие или обиду на меня. Правда, эта же наша способ­ность может приводить к серьезным ошибкам восприятия, вызыва­ющим проблемы во взаимопонимании. Вторая особенность обусловлена следующим. Если чело­век допускает ошибку при восприятии предмета (например, при-• мет искусственные цветы за настоящие), то он довольно легко может ее исправить, произведя с этим предметом действия, кото­рые позволят обнаружить ошибку. Ошибку в восприятии другого человека или неверные представления о его целях или намерениях значительно сложнее не только проверить, но и исправить. При этом часто воспринимающий и не ставит перед собой задачу уточ­нить или проверить свое представление, искренне считая его вер­ным. Разумеется, иногда люди поправляют восприятие друг друга, но чаще одна ошибка влечет за собой другую, значительно влияя на последующий характер межличностной коммуникации

Множество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого впечатления на восприятие, что может повлиять на после­дующую коммуникацию между людьми. Это воздействие могут уси­лить некоторые психологические особенности участников общения. Ука­жем на некоторые из них.

Влияние самооценки. Полнота и характер оценки друго­го человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень

уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям, один из участников общения уверен, что его суждения о дру­га- гом точно соответствуют действительности, то он обычно не: тересован в получении обратной связи. В этом случае воздейс первого впечатления может оказаться решающим. Большинств нас не раз переживали подобную ситуацию, когда возникает фект «человека-невидимки». Не важно, что вы делаете или гов те, другой человек не реагирует на ваше поведение, поскольку | сделал о вас свое заключение, на которое невозможно повлиять

Проецирование. Познающий может вкладывать свои I стояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в, ствительности присущи ему самому, а у оцениваемой личнс могут отсутствовать.

Эффект ореола. Это тенденция воспринимающего пре личивать однородность личности партнера, например перенос благоприятное впечатление об одном качестве человека на все< другие качества.

Стереотипизация. Социальные стереотипы — основа фор­мирования первого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса. Социальный стереотип — устойчи­вое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное предста­вителям той или иной группы.

Таким образом, неудачи и провалы в межличностной коммуни­кации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны. И хотя было бы иллюзией считать, что более точное восприятие всегда приводит к более эффективной коммуникации, тем не менее удовлетворенность общением и в кратковременных, и в долговременных отношениях во многом за­висит от степени адекватности и глубины межличностного вос­приятия.

 

 

27.Аксиоматика П. Вацлавика: цифровой/аналоговый код, симметричность/комплементарность взаимодействия.

Анализ предполагает выявление, при помощи каких средств опыт может быть передан другому и более-менее адекватно им истолкован. Вацлавик (американский психолог) сформировал нек-е специфические свойства, к-е назвал аксиомами:

1).неотвратимость и неизбежность К-ии. Человек не может обходиться без общения. Невозможность отсутствия К-ии. У поведения есть базовые свойства, нет противоположности – неповедения. Если люди не разговаривают, это тоже поведение – они не хотят говорить. Любое поведение потенциально заряжено инфо => является К-ией. Не вступать в К-ию невозможно.

2).необратимость межличностной К-ии. Невозможность уничтожить сказанное.

3).уровень содержания и уровень отношения. К-ия детерминирует поведение. Эти две операции он называет описательным и побудительным аспектами. Описательный аспект – инфо, то, что поддается передаче. Содержание определяется по поводу чего разворачивается инфо. Побудительный – какого рода инфо, как ее следует воспринимать. Стиль – способ, как человек строит свои отношения с людьми («Открой окно!», «Жарко!» – Несут приблизительно одну информационную нагрузку, но определяют разные взаимоотношения между людьми). Характер можно понять, исходя из вербальной формы поведения, невербалики, из контекста. Побудительный аспект – К-ия о К-ии. Вацлавик называл его метаК-ией. Способность к метаК-ии – одно из услвоий успешной К-ии. Необходима сильная эмоциональная составляющая. Этим межличностным отношением отличается от социальных. Иногда аспект отношений более важен, чем уровень содержания. Вацлавик настаивает, что чем более здоровые отношения тем более гармоничная К-ия. Каждая К-ия имеет содержательный аспект и аспект отношений так, что последний систематизирует первый и => является метаК-ией.

4).симметрическое и комплементарное взаимодействие. Межличностные отношения должны быть симметричными, к-е основаны на равноправии партнеров (эгалитарности). Симметричные отношения – минимум различий между партнерами. Комплементарные отношения – дополнительные, основаны на дифференциации партнеров (статусный характер: начальник – подчиненный; ролевой: мать – ребенок). Выделяют две позиции:

а)первичная (подчиняющая), б)вторичная. Природа дополняет отношения – взаимозависимый характер. Все коммуникационные обмены являются либо симметричными, либо комплементарными в зависимости от того, основаны ли они на равенстве или на различиях.

5).пунктуация последовательности событий. Внешнему наблюдателю К-ия кажется хаотичной. Вацлавик вводит термин «пунктуация». Во взаимодействии происходит своеобразное распределение ролей – паттернов обмена. Один – манипулятор, другой – манипулируемый. Пунктуация организует коммуникационное событие. Природа отношений зависит от пунктуации коммуникационных последовательностей между коммуникаторами.

6).цифровая и аналоговая К-ия. В человеческой К-ии на Оы могут ссылаться двумя различными способами: а)с помощью изображения (аналогический способ – безусловный), б)с помощью условного знака (слова, цифры; цифровой способ – условный). Цифровой способ хронологически более поздний и более сложный и абстрактный. Существует обширная область, когда мы опираемся на ******* К-ию – это область взаимоотношений. Аналогический способ конкретен, привязан к ситуации. Цифровой способ – вербалика, аналогический способ – невербальный. Содержательный аспект – цифровой. Поликодовость, многоканальность характеризует именно межличностное взаимодействие. Два способа К-ии дополняют друг друга (комплементарны). Человек должен постоянно переключаться с одного языка на другой. Цифровой язык выражает логику, а чувства передаются словами тяжело. Аналогический способ передает чувства, эмоции.

 

Реальный контакт в общении. Контакт – сближение Sов в пространстве и времени, нек-я мера близости в отношениях. К специфическим характеристикам относится более свободное отношение к соблюдению принятых форм общения. Значимость личностных характеристик общающихся (социальная принадлежность, пол, национальность, возраст, профессия, воля, интеллект и др.). В массовом общении – коммуникатор – коллективный статус. В межличностном общении – индивидуальный статус, приватный характер. Общение приобретает индивидуально-личный характер. Межличностные отношения строятся на оценках людей друг другом. Межличностная К-ия может быть спонтанной, намеренной (интенциональной). Характерная повышенная спонтанность.

 

28.Конфирмация и дисконфирмация. Язык понимания и поддержки. Когда язык создает проблемы.

29.Пространственные отношения в межличностном взаимодействии: структурирование пространства, дистанции взаимодействия.

Условие успешной коммуникации связано с созд ем участниками «общей социальной действительности», общ «здесь-и-сейчас», в котором может происходить обмен послани и, следовательно, вне которого коммуникация вообще не может | стояться. Обозначают вертикальные и горизонтальные пространствен­ные характеристики межличностного взаимодействия. Вертикальная составляющая находит свое выра­жение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению: пристройка к партнеру свысока, пристройка к нему на­равне, пристройка снизу, отстраненная от партнера позиция.

Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения на «ты», высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывание по плечу, по­дача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и др.

Позиция подчиненной стороны предполагает свои стереотипы в поведении. В этой позиции человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы, власти. Пристройка снизу проявляется как просьба, извинение, оправдывание, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы и другие формы демонстрации зависимости и подчинения.

Позиция равенства сторон также предполагает соответствую­щие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывания и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением и т.д.

Горизонтальная составляющая межличностного вза­имодействия находит свое выражение в использовании (или в отка­зе от использования) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей, что предопределяет ту или иную межличност-

ную дистанцию. Такими преградами могут быть внешние физ! кие барьеры как эквиваленты психологических преград: стол, скрещенные на груди руки, поза «нога на ногу», паузы, останс перевод разговора на другие темы. Преградой может оказаться^ крытость» той или иной сторон личности для другого человека! * пример, в проявлении эмоций, нравственных или религиоэд ценностных ориентации, эрудиции и т.д.), что также создает о| деленную дистанцию между людьми. По мнению социальных " хологов, полное отсутствие межличностной дистанции (т.е. иг ной, личной зоны) ненормально. Вопрос состоит в том, оптг на ли существующая дистанция для достижения целей конкре межличностного взаимодействия.

К пространственным характеристикам межличностного: действия можно отнести и способы выделения и обозначения! дивидом территории, которую он считает «своей». Это может б) физическая территория: кабинет, рабочий стол, пятачок под н| ми в переполненном автобусе; на эмоциональном уровне —? " право на собственное настроение, собственное отношение к — либо или к кому-либо; на ролевом уровне — право на выбор пр< сии, рода занятий, индивидуальный способ выполнения своей работы.

 

30.Характеристики малой группы. Социометрические и коммуникативные структуры. Классификации групп. (Василик, стр.397)

Малая группа: понятие, отличительные черты. Малой - обычно называют небольшое число людей, хорошо зна" друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Признаки:

ü контактность — возможность каждого члена группы регулобщаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг, " обмениваться информацией;

ü целостность — социальная и психологическая общность индиви-дов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как еди-ное целое;

ü стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников;

ü устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным положительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы;

ü наличие внутренней структуры, включающей систему неформаль-ных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также ме-ханизм социального контроля;

ü удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже опреде-ленного уровня, индивид покидает ее.

В самом общем виде можно дать следующее определение: малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Особого внимания заслуживает вопрос о границах малой группы, поскольку численность влияет на ее характеристики. Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду.

Диада состоит из двух человек, социальное начало в диаде еще только зарождается, отсюда проистекают ее особенности: субъек-тивность, взаимные чувства и пристрастия как основа существования диады; эквивалентность обмена и взаимность (это закон меж-личностных отношений в диаде); жесткость структуры отношений — уход одного из партнеров приводит к распаду диады; наличие только одной линии взаимодействия.

Триада — активное взаимодействие трех человек, обладает качественно отличающимися от диады свойствами: наличием феномена большинства и, следовательно, более оформленного проявления социального начала, системы социальных отношений; возможностью создания качественно новой позиции — наблюда-теля, что добавляет существенный момент к возникающей системе взаимоотношений. К примеру, наличие этой позиции может добавить нечто к одной из позиций в конфликте.

Относительно верхнего предела группы существуют разные мнения. Достаточно распространенными являются представлевв сформированные на основе открытия «магического числа» 7+2, г исследованиях объемов оперативной памяти. Оно означает кол~ ство предметов, одновременно удерживаемых в памяти, а поев ку малая группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы.,, ] аналогии с памятью, это может быть обеспечено при наличю группе 7+2 членов. Однако практика экспериментальных несли ваний показывает, что верхний предел группы может составлю—' 10, и 20 человек. В некоторых исследованиях упоминаются гр-по 35—40 человек. Отсюда вторым подходом к определению ней границы группы выступает утверждение о зависимости ее размеров от характера деятельности. Малой группой тогда оказыв ся группа, представляющая собой некоторую единицу совмес~ деятельности, а ее численность определяется эмпирически.

Классификации групп

Разновидности малых групп. Обилие малых групп в обществе обусловливает их разнообразие, что в свою очередь ставит проблему типологизации. В нашем случае это важно, поскольку типологические особенности группы могут обусловливать особенности групповой коммуникации.

Если подходить исторически, то первая классификация типов малых групп свелась к выделению первичных и вторичных групп.,,.

Согласно автору этой классификации Ч. Кули, первичные группы есть особая разновидность малых групп, связи в которых опираются на непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение ее членов в дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации членов с группой.

Первичная группа — это прежде всего семья, состоящая из родителей и детей. Сходными признаками обладают также группы сверстников, особенно возникающие в детстве и в ранней молодости. Ближайшее соседство в определенных ситуациях может превратиться в первичную группу. Значение первичных групп заключается в первую очередь в том, что в них создаются единообразные черты личности человека, особенно в период его формирования в раннем детстве, и сходство этих черт, проявляющееся в различные исторические периоды и в разных культурах, — это результат сходства организации и структуры первичных групп и сходства систем отношений, которые в них существуют.

В первичных группах чаще всего отсутствует формальная связь, а если эта связь, например в семье, начинает играть важную роль, то это значит, что семья распалась как первичная группа и превра-тйлась в формализованную малую группу.

Вторичные малые группы - общности, в которых непосредственных контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами группы используются различные «посредники», например в виде средств связи.

 

Вторая типология— деление малых групп на формал* и неформальные. Впервые это деление было предложено ам канским социологом и социальным психологом Э. Мэйо при пр дении им знаменитых Хоторнских экспериментов в конце 192С начале 1930-х гг.

Формальные малые группы - это группы, членство и взаимоотношения в которых определяются формальными предписаниями и договоретми, заданными извне. Соответственно в формальной группе распределены статусы и роли, прежде всего по отношению к структуре власти.

Примером формальной малой группы может служить любая группа, созданная в условиях какой-либо конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная ко»''

Неформальные малые группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних потребностей индивидов в общении, понимании, принадлежности к данной группе. Такие группы возникают стихийно, статусы и вытекающие из них роли не носят предписанный характера, здесь нет заданной по вертикали системы взаимоотношений. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в рамках бригады возникают группы, состоящие из людей, объединенных каким-либо дополнительным интересом.

Третья классификация разводит так называемые референтные группы и группы членства. Данная классификация предложена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. Под референтной понимается группа, в которую индивид не включен реально, но нормы которой им принимают-ся, и, таким образом, данная группа играет для него роль эталона для оценки своего поведения. В каких-то случаях референтная группа может находиться вне группы членства, даже противостоять ей, а в каких-то — возникать внутри, и в этом случае ее можно определить как «значимый круг общения». На сегодняшний день проблематика референтных групп с точки зрения теории коммуникации ждет своей дальнейшей разработки, поскольку наличный уровень знания позволяет только констатиро-вать, что группа членства потеряла для индивида привлекатель-ность, и он сопоставляет свое поведение с другой группой, но не объяснить механизмы взаимодействия именно с этой группой.

По длительности существования выделяются временные группы, в рамках которых объединение индивидов ограничено по времени (участники дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

Малые группы являются основным объектом лабораторных ис-следований в социологии и социальной психологии. Особый интерес представляют также психокоррекционные группы (социально-пси-хологического тренинга) — временные группы, специально соз-даваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руко-водством психолога-тренера. Поэтому в ряде случаев необходимо различать искусственные и естественные группы.

Кроме того, по характеру и формам организации Деятельности выделяют следующие разновидности малых групп:

ü случайно организованная группа (например, экскурсионная);

 

ü ассоциация, где взаимоотношения определяются преимущест-венно личностно значимыми целями (группа друзей);

 

ü корпорация, когда объединение происходит на основании тол внутренних целей, их достижение осуществляется любой це в том числе и за счет интересов других групп (черты кор ции может приобрести любая малая группа: семья, учебная ]

па и пр.);

 

ü коллектив — такая форма организации групповой деятельж при которой связи и отношения между индивидами опосреде ны общественно значимыми целями. В отечественной лите-ре коллектив рассматривается как высший уровень разв! группы, характеризуемый высоким уровнем сплоченн единством ценностно-нормативной ориентации, глубокой тификацией индивида с группой и ответственностью за реэ таты совместной групповой деятельности;

 

ü команда - группа, состоящая из двух человек или более, ясную, упорядоченную и экономную структуру, направлен! достижение поставленных целей и выполнение задач. Для характерны сложившиеся связи как внутри, так и вне ее с гими командами и группами; члены команды в соответств» отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентно" совместном достижении поставленных целей; команда и» свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качества» членов.

 

Структуры малой группы. Социометрические и коммуникативные структуры.

Коммуникативная структура малой группы. Структура малой *| пы - это совокупность связей, складывающихся в ней между инс При исследовании малых групп чаще всего выделяют:

-ф- структуру связей и отношений, порождаемых совместной тельностью (экономические, организационные, функциона ные);

•ф- структуру связей, возникающую в процессе общения (стат ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциона| ных отношений).

 

В коммуникативной структуре группы учитываются информаци-онные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы. В этой структуре особое значение имеют:

.ф. положение, занимаемое индивидом в системе коммуникации (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизне-деятельности группы);.ф- направленность и интенсивность коммуникаций в группе.

В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям). Эти сети бывают централизованными и децентрализованными.

В централизованных сетях преимущественно один человек распростра-няет вокруг себя важную для группы информацию (фронтально, ради-ально или иерархически). Это способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых задач. Целесообразно передавать по централизованным сетям информацию в случаях, когда надо довести одну и ту жег без искажений, информацию До сведения всех людей, когда необходимо стимулировать развитие лидерства, организационно сплотить группу. Однако следует иметь в виду, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач. Широкое их применение может также привести к снижению удовлетворенности от членства в группе.

В децентрализованных сетях участники равны, каждый может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и общаться с остальными участниками сети. Информация в децецентрализованных сетях может передаваться по кругу или по цепи.

Децентрализованные сети используются, когда необходимой шить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи вышенной сложности, развить межличностные отношения, сить удовлетворенность членов группы.

 

31.Функции групповой коммуникации. Лексика и грамматика коммуникации в малой группе. Средовые аспекты коммуникации в малой группе. (Василик, стр.397)

Функции групповой коммуникации. Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

Важнейшей функцией коммуникации в малой группе выступает не просто изменение установок или поведения члена группы под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степени согласия. Согласие есть формирование общей картины мира. Э.то непрерывный процесс, который состоит из последовательного ряда взаимодействий. Когда возникает согласие, происходит взаимопро-никновение картин мира, что позволяет каждому члену группы по-нимать точки зрения других.

Согласованные действия, понимаемые как целенаправленные совместные действия, в группе просто невозможны без эффективной коммуникации. Американский психолог Дж. Слоткин провел следующий эксперимент среди пациентов, страдающих нарушением коммуникативных функций. В продолжение почти двух месяцев 15 пациентов ежедневно по нескольку часов находились в одной комнате. Были созданы условия для определенных совместных действий — игр, обсуждений и т.п. Но за весь период ни устойчивых взаимоотношений, ни какой-либо социальной иерархии не установилось, хотя было точно известно, что представления о взаимных статусах сохранились, поскольку участники эксперимента при необходимости обращались к представителям госпитального штата (см.: Шибу-тани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. С. 148).

Все действия, внешне похожие на согласованные, на самом деле таковыми не являлись. Например, когда один из испытуемых начинал смеяться, к нему могли присоединиться и другие, но при этом абсолютно не представляя причину смеха. Столь же заразительны были и проявления страха, а когда кто-нибудь повышал голос, другие тоже начинали громко разговаривать. Но высказывания не ад-ресовались ни к кому из находившихся в комнате. Попытки коопе-рации в играх, требующих совместной деятельности (например, в карты), также ни к чему не приводили: у каждого игрока были соб-ственные правила и своя индивидуальная версия о том, как должна Происходить игра. Единственным кооперативным достижением за Указанный период было установление определенного порядка мест при рассаживании. Но этим структурирование группы и ограничилось.

 

Особая культура группы формируется в результате коммуника\ В малых группах люди общаются друг с другом иначе, чем с пс ронними. В результате такого общения устанавливается осе коммуникация, благодаря чему формируется специфическая тура данной группы, включающая в себя особый язык, нормы и ] вила поведения, традиции и ритуалы.

К примеру, исследования, проведенные Ф. Ротлисбергером, казали, что в производственных группах существуют общие пр ставления об определенной дневной норме, поэтому тех, кто*| лает слишком много, осуждают. В то же время группа подстеги! отстающих. Люди напряженно работают до тех пор, пока не ВЫЕ нена дневная норма, а затем позволяют себе расслабиться (Ши ни Т. Социальная психология. С. 345).

Важно отметить и такой важный элемент культуры, как сист санкций, принятая в данной группе по отношению к нарушит групповых установлений. Так, в производственной группе слиг старательному рабочему, не обращающему внимания на преде режения, грозит «потеря» инструментов или снижение объема Ш работки вследствие «недоброкачественности» исходных мате| лов. В критической ситуации такому работнику может быть от но в помощи. В крайнем случае человек может физически сутствовать, но в то же время не являться членом группы. Вов него может установиться все возрастающая социальная дистанг причем давление может распространиться и на тех, кто с близок.

Таким образом, коммуникация в группе выполняет функцию обменамена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание статуса группы.

Лексика и грамматика коммуникации в малой группе.

' человек включается в группу, его поведение постепенно прибд ется к принятым стандартам — от грубого подражания к освое конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности ваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям др людей. Установившиеся ориентации используются в социа взаимодействии, поскольку совместное действие значительна легчается, если существует взаимопонимание ее символиче окружения.

Характерной лексической (языковой) особенностью малой гру как формальной, так и неформальной, выступает ее рече) однородность. Эта особенность определяется фактором I ценности, длительностью и регулярностью контактов. Час таких группах коммуниканты используют слова, речевые обра штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен, посвященным.

Другой особенностью речевой коммуникации в малой выступает преобладание оценочных и характер] югцих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где. объединены общим опытом и интересами, важно не столько; ние предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение; | свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация.

Таким образом, члены малой группы обладают общим лексц ким опытом; общие слова и построения высказываний выст своеобразными символами как принадлежности индивида к, социальной группе, так и присущей данной группе социальной) ференциации. Отсюда одним из дополнительных преимущ* членства в группе является легкость коммуникации с себе поде ми (жаргоны, локальный юмор и т.п.).

Правила коммуникативного поведения в группе включают:

-ф- взаимное признание статусов участников общения как кои кантов и как членов группы;

-ф учет тендерных и иных особенностей моделей общения группы;

-ф- необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникат сигналы и в зависимости от ситуации корректировать С1 щения;

-ф- желательность публичного оценивания достижений д| («Молодец! Хорошая идея!»);

-Ф- умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);

-ф- умение выразить согласие с групповыми идеями, действ! решениями;

-ф- умение предложить нужную информацию и идеи группе («| чему бы нам не...»; обратное действие здесь деструктивно; ] просы не по теме»);

-ф- умение оценить предложенные идеи и информацию так, не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы...»; «За тельно, а не получится ли так, что...»);

-ф- призыв к другим высказать свое мнение и дать необход* формацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, думаешь о...»; это особенно важно для пары лидер — мс ник);

-Ф- умение интегрировать различные идеи и информацию,,! свойство особенно важно для лидера);

-Ф- умение предложить план совместных действий («Поп{ так...»).

 

32.Лидер группы. Виды и стили лидерства.

. Известной является классификация К. Левина, который выделил три стиля лидерства (руководства):

· авторитарный (жесткие способы управления, определение всей стратегии деятельности группы, прекращение инициативы и обсуждения принимаемых решений, единоличное принятие решения и т. п.);

· демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы);

· либеральный (отказ от управления, устранение от руководства).

Согласно указанных стилей лидерства - руководства описываются и стили общения.

Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным). При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять.

Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.

Все это способствует тому, что каждый из участников общения добровольно берет на себя ответственность за выполнение задания и осознает его значимость в достижении общей цели. При этом участники обсуждения проблемы, в условиях демократического стиля взаимодействия, - это не только исполнители чужих решений, а люди, которые имеют свои ценности и интересы, проявляют собственную инициативу. Именно поэтому названный стиль способствует росту инициативности собеседников, количества творческих нестандартных решений, улучшению морально-психологического климата в группе.

При либеральном стиле общения характерной чертой является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения.

Руководитель с либеральным стилем общения характеризуется во взаимодействии с другими перекладыванием производственных функций на их плечи, неумением в процессе делового взаимодействия влиять на ее результат, старается избежать любых инноваций. О человеке либерале, можно сказать, что он в общении «плывет по течению», часто уговаривает своего собеседника. В конце концов, при либеральном стиле взаимодействия, типичной становится ситуация, когда активные и творчески сориентированые сотрудники начинают использовать рабочее место и время для деятельности, не связанной с общим делом.

 

 

Лидер

нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;

4) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

 

По отношению к целям управленческой деятельности различают два стиля руководства: деловой и бюрократический.

Естественное чувство самозащиты, желание упорядочить, стабилизировать свою деятельность заставляет руководителя принимать меры против хаоса, сбоев, конфликтов в организации с одной стороны и искать способы ухода от ответственности за них в случае неудач - с другой. Поиск в этом направлении приводит к размножению и детализации различных инструкций, положений, желательно завизированных " сверху". На первых порах такие меры действительно дают положительный результат и создают ожидание, что их применение будет повышать эффективность работы организации и в дальнейшем. Граница оптимальности, мера нарушается незаметно для руководителя. У него начинает формироваться бюрократический стиль руководства, суть которого заключается в стремлении к жесткой регламентации деятельности, уходу от ответственности за принятие решений, избежание нововведений.

Деловой стиль руководства, в отличие от бюрократического, характеризуется ориентацией руководителя на интересы, конечные цели организации. При деловом стиле руководитель стремится выбрать кратчайший, оптимальный путь к цели, идет на риск, доказывая правильность принимаемых им новых приемов на практике. Отличительными чертами делового стиля также является самостоятельность мышления, инициатива, новаторство, оперативность решений и действий, стремление и способность к прогнозированию.

33.Понятие организации. Внутренняя и внешняя среда организации. (Василик, стр.481)

организация есть группа ль деятельность которых сознательно координируется для достиз общей цели или целей.

Каждая организация имеет внутреннюю и внешнюю среды, в которых осуществляется опера­циональная деятельность. Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации.

Внутренняя среда организации формируется в соответствии, во-первых, с целями и задачами организации, во-вторых, с ресурсами организации. Внутренняя среда состоит из структур, состояние ко­торых в совокупности определяет тот потенциал и те возможнос­ти, которыми располагает организация. Эти структуры реализуют следующие цели и задачи:

•ф- кадровая структура —, вза


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.056 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал