Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-психологические особенности семейных отношений. Фазы супружеских отношений. Формы брачно-семейных отношений. Семейные роли. Классификация профилей брака ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Фазы супружеских отношений: 1.Выбор партнера. 2.Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партнера только достоинства, смотрят друг на друга «сквозь розовые очки». 3.Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. 4.Стабильность/изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое? 5.Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Формы брачно-семейных отношений: групповой брак, полигамия, полиандрия, моногамия. Одним из признаков институциализации семьи является наличие ролей, которые выполняют члены семьи. Семьянин – одна из социальных ролей человека в обществе. Причем в семье каждый может выполнять несколько ролей одновременно: супружеские роли – жена, муж; родительские – мать, отец и т.д. Любой человек в семейной структуре является и ребенком (сыном, дочерью), и супругом (мужем или женой), и родителем и т.д. Распределение и исполнение ролей в семье зависит от типа семьи. Хорошо известна классификация профилей брака на симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или путем компромисса. В комплиментарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом своим партнером. Профили брака, предложенные В. Сатир, построены на моделях коммуникативных отношений. На основании анализа вербальных и телесно-звуковых признаков она выделяет 5 коммуникативных моделей общения между супругами: 1. Заискивающий 2. Обвиняющий 3. Расчетливый 4. Отстраненный 5. Уравновешенный или гибкий
30. Категория «успешность брака». Признаки успешных брачно-семейный отношений. Факторы семейной прочности Категория «успешность брака» с точки зрения социологического подхода к семье включает в себя следующие компоненты: характер и степень выполнения социальных функций; характер и степень выполнения индивидуальных функций; степень удовлетворенности супругов отношениями между ними и между другими членами семьи; степень и характер влияния семьи на развитие личности каждого из взрослых членов; степень стабильности брака (субъективная оценка вероятности развода). Факторы семейной прочности – это такие типы взаимоотношений, межличностные нормы поведения и компетенции, социальные и психологические характеристики, которые позволяют говорить о соответствии семьи своему предназначению. Взаимоответственность. В прочных семьях она означает, что и семья в целом ответственна за то, чтобы каждый ее член достиг раскрытия своих возможностей, но не в ущерб развитию других. Духовная близость – вера в позитивность взаимодействия людей, которая позволяет членам семьи доверять друг другу, учиться любить и быть любимыми. Однако наличие духовной близости не означает отсутствия проблем. Взаимообщение. Правильное общение предполагает взаимную ясность и откровенность между говорящим и слушающим. В прочных семьях развиваются сложные способы коммуникации. Положительная взаимооценка – результат взаимодействия, взаимоответ-ственности, духовной близости, правильного взаимообщения и других факторов. Она заключается в способности распознавать красоту, положительные качества других и давать им понять, что вы цените эти качества. Совместное времяпрепровождение, пожалуй, довольно существенный источник удовлетворения членов семьи. Оно имеет две главные характеристики: качество и количество. Позитивное поведение в критических ситуациях. Все вышеперечисленные факторы определяют внутреннее содержание прочности семьи, служат ее основой и помогают ей преодолевать стрессы, предотвращать множество конфликтов и кризисов. Прочные семьи способны пережить тяжелое для них время и даже еще более сплотиться. Большинство авторов выделяют субъективные и объективные факторы стабильности семьи. Субъективные факторы стабильности предполагают готовность к браку и семейной жизни – социально-психологическое образование в структуре личности, интегрирующее принятие ценностей семьи как социального института, личностные знания и умения в области психологии семейных отношений, семейной педагогики.
31. Сущность понятия «готовность к браку». Подготовка молодежи к семейной жизни: сущность, цель, основные компоненты подготовки подрастающего поколения к семейной жизни Готовность к браку — интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов: 1. Формирование определенного нравственного комплекса — готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. 2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов. 3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. 4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека — эмпатийный комплекс. 5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности. 6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты. 1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии. 2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств. 3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье. 4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения. 5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др. 6. Педагогический – формирование представлений о роли семьи в воспитании детей. 7. Хозяйственно-экономический – вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д. Содержание, принципы и направления процесса подготовки подрастающего поколения к семейной жизни Подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни. Принципы подготовки подрастающего поколения к семейной жизни: − принцип дифференцированного подхода к организации процесса подготовки подростков к семейной жизни (процесс подготовки ориентируется на возрастные, половые, социальные и индивидуально-личностные особенности включенных в него подростков); − принцип субъектности включения подростка в процесс его подготовки к семейной жизни (ориентация на формирование рефлексивной позиции участников, работу по повышению мотивации к активному включению в предлагаемые виды деятельности); − принцип создания эмоционально положительной атмосферы в процессе подготовки (необходимость обеспечения комфортного самочувствия подростка в процессе формирования его готовности к семейной жизни); − принцип создания условий для самореализации подростка в процессе подготовки (создание условий для реализации социально значимых свойств и качеств личности, поощрение успехов и достижений участников процесса, удовлетворение от общения со сверстниками, наличие положительных эмоций в процессе совместной деятельности); − принцип ориентации подготовки на интересы и потребности подростков (необходимость изучения данных интересов и потребностей, организация различных видов деятельности, в которых этот потенциал может реализоваться). Направления процесса подготовки к семейной жизни: Первый блок - психологическая и практическая подготовка молодого поколения к семейной жизни. Она включает в себя освещение нравственно-психологической стороны семейных отношений: мотивов вступления в брак и создания семьи, ответственного отношения к женитьбе и замужеству, осознанный выбор партнера. Второй блок - формирование педагогических знаний, умений и навыков воспитания детей. Дети являются неотъемлемой составляющей семьи. Большинство конфликтов в молодых семьях происходит по причине столкновения различных позиций и взглядов в воспитании детей. Третий блок - половая ориентация и обучение половой гигиене, психология и физиология половых отношений. Многие ученые говорят о том, что разрушителем семей с полным правом можно назвать половую неграмотность, часто влекущую за собой невротические расстройства и болезни.
|