Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика. Прически народов Западной Европы V-XV веков






Прически народов Западной Европы V-XV веков

В конце V века под ударами варваров пала Западная Римская империя (476 г.). Перестало существовать многовековое рабство, которое являлось тормозом на пути дальнейшего развития общества. С падением Рима завершился последний период истории древнего мира, началась история средних веков.

С этого времени в западной и центральной части Европы, которую теперь занимают Франция, Италия, Германия, Англия, Нидерланды, начинают расселяться германские племена - вандалы, вестготы, остготы, франки, англы и саксы. Греки и римляне, считавшие всех их дикарями, дали им общее название - варвары.

Подобное описание германских племен оставил в своих " Записках о Галльской войне" прославленный римский полководец Кай Юлий Цезарь. Будучи наблюдательным, он подробно описал не только военные действия, но и быт и нравы противника. Ведя войну за территорию Галлии (нынешней Франции) со своими очередными противниками - свевами, Цезарь оттеснил их за Рейн и на завоеванных землях основал новую римскую провинцию, которая получила наименование Германия. Во времена Цезаря земли по Рейну и Дунаю представляли собой дикое, малонаселенное пространство. В дремучих лесах местные жители охотились на зубров, а по опушкам и лесным просекам пасли скот, сеяли ячмень, просо, овес. Это были в основном охотники и скотоводы, в меньшинстве - земледельцы. За леса, пастбища и луга велась непрерывная война.

Римский ученый-историк Тацит спустя сто пятьдесят лет после Цезаря в своем труде " Германцы" описал жизнь этих племен, которая к тому времени значительно изменилась. Тацит отмечал отвагу, воинственность, здоровую простоту, умеренность в потребностях варваров, близких к природе, а также активность в управлении общиной.

По описанию Тацита, одеждой для всех служили короткие плащи или звериные шкуры, которые закалывались пряжками или просто колючками. Более состоятельные носили холщовые рубахи и штаны. Племена, жившие по берегам моря или океана, носили одежды из меха оленей, медведей, морских животных. Женская одежда была так же проста, как и мужская. Дополнением ее были холщовые, пурпурного цвета покрывала. Тацит укорял римских матрон в излишней роскоши, ставил им в пример германских женщин. Во времена Тацита варвары стали жить оседло. В большинстве случаев они строили хижины, обмазывая их глиной и окрашивая в голубой и белый цвета. Земля, как и раньше, считалась общим достоянием. Но постепенно происходит расслоение. Появляется сильная и богатая верхушка, которая уже не участвовала в общем труде. Возникавшие во времена Цезаря дружины становятся обычным явлением во времена Тацита. Опытный воин набирал себе юношей, которые хотели сражаться под его руководством. Легенды германцев напоминали древнегреческие мифы. Когда варвары-германцы завоевали Западную Римскую империю, они расселились и смешались с местным населением. Так как Римское государство стояло на более высокой ступени развития, то постепенно завоеватели стали забывать свои обычаи и даже свой язык.

Продолжительное время на землях теперешней Европы делались попытки объединить земельные общины в единое государство. Но все они завершались неудачами. И только к концу V века в результате завоевания франками Галлии возникло первое феодальное государство франков. Во многом этому содействовал выдвинувшийся среди франкских вождей хитрый и жестокий Хлодвиг, а затем энергичный правитель и искусный полководец король Карл, прозванный Великим. Но единое Франкское королевство просуществовало недолго. В 843 году оно распалось на три ставших самостоятельными государства - Италию, Францию и Германию.

К этому времени в странах Западной Европы складываются новые социально-экономические отношения - феодальные, основанные на христианской религии, на обогащении крупных землевладельцев и полном подчинении крестьян. Во главе нового общества становятся крупные землевладельцы -феодалы, получившие такое название от слова " феод", которое означало земельный надел с крестьянами. Для того чтобы получить такой надел, нужно было состоять на военной службе у короля. Знатному феодалу принадлежали целые области с десятками и даже сотнями деревень. Отношения между различными слоями феодального общества напоминали лестницу. Верхнюю ступень занимал король - обладатель обширных земель и богатств страны. Ступенькой ниже стояла богатая родовая знать. Крупным феодалом была церковь, опора королевской власти, определявшая мировоззрение людей, влиявшая на все сферы жизни общества и в сильнейшей степени - на искусство, которое должно было укреплять ее. Следующие ступени распределялись в зависимости от знатности рода и богатства.

История культуры феодального общества делится на три периода: дороманский (VI-X вв.) - раннее средневековье, романский (X-XIII вв.) - зрелое средневековье и готический (XIII-XIV вв.) - позднее средневековье.

В архитектуре и изобразительном искусстве второй период получил название романского стиля. Этот стиль олицетворял всю суровость, мрачность, аскетизм средневековья. Искусство прочно удерживалось в тисках строжайших церковных догм. Вместо жизнеутверждающего начала античности появились навязанные религией суровость, массивность, однообразие. В живописи и скульптуре преобладают мотивы, прославляющие Христа.

По мере развития и укрепления феодального строя росло могущество церкви и ее влияние на все сферы жизни средневекового общества.

Вырабатывается новый принцип эстетики - превосходство духовного начала в человеке, отказавшемся от земных благ и радостей. Отрешение от земных радостей, предпочтение им аскетической жизни, страдания - вот чего требует церковь, и это находит отражение не только в произведениях искусства и литературы, но и в повседневной жизни.

Идеалом мужской красоты становится рыцарь - бесстрашный и мужественный воин. Таких людей изображают в витражах, делают скульптуры для соборов, их воспевают трубадуры, о них рассказывают в эпических произведениях, таких, как " Тристан и Изольда", " Песнь о Роланде", " Песнь о Нибелунгах".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал