Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Минская Петропавловская церковь






Это здание не только памятник архитектуры XVII в. Оно является одним из самых древних строений в Минске, сохранившихся до наших дней. В народе церковь называлась " желтой" по цвету стен.

В XVI в крымский хан сжег Минск, почти все жители были уничтожены или угнаны в плен. Но постепенно город вновь заселился людьми. В то время в Беларуси господствовала католическая церковь, поэтому православных жителей в Минске было немного. Подвергавшиеся притеснениям, они все же создали в городе свою общину. Православное братство решило построить на свои собственные средства большую каменную церковь. Здесь же должен был находиться мужской монастырь, а также русская православная школа, типография для печатания религиозных славянских изданий и больница для бедных.

Православная княжна Авдотья Григорьевна Друцкая-Горская поддержала общину, и в 1611 году для строительства монастыря с церковью особой дарственной грамотой подарила городу " на вечные времена" участок земли недалеко от р. Свислочи. В этом же году еще 52 богатых горожанина пожертвовали деньги. Полный список их имен хранится в алтаре собора. В следующем, 1612 г., минские жители решили начать на этом месте строительство. Им помогали прибывшие из виленского православного Свято-Духова монастыря Петра и Павла иноки, которые " незамедлительно приступили" к строительству. Строительство велось под руководством игумена Павла Домжавы.

Католическая шляхта не желала строительства в городе православного храма, а тем более монастыря. Православной общине дважды предлагали прекратить строительство, ссылаясь на королевские указы о запрете самовольной постройки церквей.
Несмотря на это, в 1613 г. строительство монастырского храма было в основном закончено. Он был назван Петро-Павловским во имя апостолов Петра и Павла..

Католические служители, однако, не желали распространения в Минске " русской" веры и русских обычаев (отношения Польши и Москвы в это время были напряженными). Церковь и монастырь пытались закрыть, а здание передать униатским священнослужителям. Однако, несмотря на притеснения, монастырь приобретал все большее влияние: в 1613 (1633) году сам король Речи Посполитой Владислав IY даровал монастырю привилегии - держать школу для людей христианских и их детей, а также иметь типографию. В 1620 г. строительство каменной церкви и монастыря на пересечении улиц Немиги и Раковской, успешно завершилось.

Церковь служила не только оплотом веры, но и носителем славянской письменности, а часто и вполне надежной крепостью со своими толстыми стенами и узкими высоко расположенными окнами - бойницами.

В 1734 г толпа польских шляхтичей учинила в церкви разгром. После этого монастырь пришел в упадок. В 1793 г после 2-го раздела Польши город был присоединен к России. Петропавловский мужской монастырь упразднили.

К 1795 г храм сильно обветшал. Бывшему тогда первому губернаторскому архитектору Ф. Крамеру было поручено выполнить проект переустройства храма, " однако без излишеств", на пожертвованные Екатериной II. В обновленной в 1795 г церкви находился Минский кафедральный собор, названный в 1795 г Екатерининским в честь русской императрицы.

Однако минские церковные власти пришли к выводу, что собор находится на очень неудачном и непривлекательном месте. Кафедральный собор был перенесен, а бывший главный минский храм превратился в обычную Екатерининскую церковь.

В 1812 г во время французской оккупации храм был превращен неприятелем в лазарет, а все церковное имущество и утварь были разграблены или испорчены. Нанесённый ущерб оказался таким большим, что богослужения нельзя было проводить до марта 1814 года.

После изгнания армии Наполеона здание церкви отремонтировали на средства, отпущенные правительством. С этого времени в течение более чем столетнего периода Екатерининская церковь на Немиге выполняла роль идеолога русского самодержавия. В 1871 - 75 гг. пришедший в ветхость храм был почти полностью перестроен. Над храмом воздвигли большой купол, полностью переделали иконостас и расписали стены.

После установления Советской власти началось повсеместное гонение на церковь. В 1933 г. храм был закрыт, а его имущество подверглось разграблению. В самом соборе был устроен склад. Внутреннее пространство храма разделили на три этажа. На первом этаже хранилась сельдь. По свидетельствам старожилов, весь церковный двор и ограда были завалены бочками от сельди.

Вскоре после оккупации Минска немецкими войсками богослужения, по инициативе прихожан, были возобновлены.

В июле 1944 г. вскоре после освобождения Минска храм был закрыт. Настоятель храма и другие церковные служащие были осуждены и получили разные сроки заключения.
Храм был сильно поврежден в годы Великой Отечественной войны.

7 декабря 1991 г. в Петропавловском соборе был совершен первый за 46 лет молебен.

Цветочное оформление не представлено. На территории церкви произрастает береза повислая, липа мелколистная. Объект выглядит вполне не плохо, реконструк4ций на данный момент не трбует, а вот что касается озеленения, то на мой взгляд вполне не помешало бы добавить пару древесных пород.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал