![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предметом, изучаемым психологией, является психика человека и животных.
Психология изучает многие субъективные явления. С помощью одних человек познаёт мир, их называют познавательными процессами: ощущение; восприятие; память; мышление; воображение. Этим процессам сопутствует состояние внимания. Психические свойства и состояния личности: - эмоции; чувства; воля; потребности; мотивы; интересы; цели и др. Индивидуально-типологические особенности личности: - темперамент; характер; способности. Кроме этого психология изучает человеческое общение, деятельность, личность. Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека). Разделы психологии (структура): 1. Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека: педагогическая психология изучает психологические особенности обучения и воспитания человека; инженерная психология; медицинская психология: a) психотерапия; б) нейропсихология; в) психофармакология и т. д. юридическая психология; военная психология; психология торговли; психология спорта; психология научного и художественного творчества. . Психология развития изучает, как происходит развитие человека: возрастная психология (изучает развитие психики в онтогенезе - «индивидуальное развитие от рождения до смерти»); сравнительная психология (развитие психики в филогенезе - «историческое развитие психики»); специальная психология (психология аномального развития); социальная психология (изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимоотношения людей в общественных группах); общая психология (изучает наиболее общие вопросы развития и функционирования психики). Общая психология определяет методологию психологии и методы, которыми пользуется психология.
2. Методы психологии:
эмпирические методы, при помощи которых психолог добывает опытные данные. Основные: 1. Наблюдение - это метод психологии заключается в восприятии, фиксации проявлений поведения, а так же получения суждений о субъективных психических суждения. Этапы научного наблюдения: ) Наличие гипотезы; ) Чёткий план наблюдения («где?», «когда?» и «зачем?»); ) Фиксация результатов в специальном дневнике; ) Наличие выводов или рекомендаций. Примеры наблюдений: учителя за учениками; родители за детьми. Виды наблюдений: . Внешнее наблюдение (за другими людьми); . Внутреннее наблюдение (за самим собой, т. е. самонаблюдение - первый метод психологии; он появился в XVII веке и называется методом интроспекции); . Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает, т. е. лучше знает людей, за которыми наблюдает, ему не надо тратить больше времени на наблюдения; участники наблюдения (объекты) не знают, что за ними ведётся наблюдение; это наблюдение бесстрастное, субъективное); . Не включённое/стороннее (наблюдатель не является участником процесса, за которым наблюдает; наблюдатель не знает все тонкости наблюдаемых людей, ему требуется дополнительное время; первое время объекты ведут себя неестественно; это наблюдение более объективно). Объективный - точный, истинный. Необъективный - ложный. Субъективный - может быть и объективным и необъективным (зависит от наблюдателя). Если человек будет внимательно и бесстрастно наблюдать, то у него получатся объективные данные. Вспомогательные методы: 1. Опрос - метод психологии, в процессе проведения которого, людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей. Виды опросов: а) беседа; б) письменный опрос - анкета: . Тесты - стандартизированные психологические испытания, в результате которых делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тесты дают возможность количественно оценить качественные характеристики психики (тест на интеллект). Тестовые задания могут быть самыми различными, как и ответы на них (свободные, с вариантами, рисунками). Тесты обладают валидностью, меры соответствия результатов теста объективным внешним критериям. Тесты разрабатываются десятилетиями, испытываются на десятках тысяч людей и проверяются параллельными методами. Личностные опросники. Методы исследования личности основаны на использовании системы вопросов, адресованных человеку, чьи психологические характеристики изучаются, то есть стандартизированные ответы; отличаются валидностью. Социометрия - это изучение межличностных отношений в группе, анализ продуктов деятельности. Биографический метод - анализируется биография человека.
|