![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 25 Классификация методов психологической науки
Напомним, что метод - это путь научного исследования или способ познания любой реальности. Методы психологической науки обычно разделяют на 4 группы. Методы теоретического исследования - они применяются на первом и втором этапе общей методики психологического исследования и помогают мысленно познавать сущность определенного психического явления. К этой группе методов относятся моделирование, реконструкция, типизация. Моделирование имеет целью создание аналога определенного явления, в котором акцентировано главные закономерности этого явления и исключено второстепенные, случайные факторы. Реконструкция заключается в содержательной и структурной перестройке явления с целью лучшего его понимания. Типизация направлена на определение вариантов данного явления в соответствии определенным признакам. Методы эмпирического исследования - они применяются на третьем этапе общей методики психологического исследования и помогают реальной взаимодействия исследователя с проявлениями психического явления. Эти методы направлены на получение фактического материала и применяются к определенным носителей психических явлений: до людей-испытуемых, иногда к животным, иногда - до самого исследователя (при применении метода самонаблюдение). К этой группе относятся методы наблюдение, эксперимент интернет магазин оружия без лицензии, производство норд с, опрос, беседы, тестов, анализа продуктов деятельности и др., которые более подробно рассмотрены в следующем параграфе. Аналитические методы - они применяются на четвертом этапе общей методики психологического исследования и служат объективации полученных результатов. Аналитические методы делятся на качественные и количественные. Качественные методы анализа направлены на выяснение причин высокого или низкого уровня достижений, развития способностей, зависимость их от индивидуальных и возрастных проявлений личности, условий жизни и деятельности, отношений в коллективе, отношение к деятельности и т.д. (к ним можно отнести контент-анализ, который применяется в работе с психологически осмысленными текстами и заключается в переводе содержательной информации в количественную). Количественные методы анализа направлены на вычисления коэффициентов правильного решения задач, частоты повторения наблюдаемого психического явления и других характеристик (это такие методы математической статистики, как вариационный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ и др.). Методы организации исследования составляют отдельную группу методов; они имеют отношение не только го определенного этапа общей методики психологического исследования, но и к познавательного цикла в целом. К этой группе относятся лонгітюдний и сравнительный методы. Лонгітюдний метод предусматривает изучение различных стадий развития определенного психического явления на одном и том же испытуемому в течение длительного времени (на разных возрастных этапах развития личности и т.д.). Этот метод широко используется в детской и возрастной психологии. Лонгітюдне исследования является наиболее эффективным, когда оно базируется на исследовании различных вариантов развития. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное применение других методов: наблюдение, тестирование, психографії и др. Сравнительный метод (метод срезов) позволяет изучать параллельно и одновременно единое психическое явление на разных испытуемых. Если он применяется для сравнения психики испытуемых различного возраста, то исследования называют сравнительно-онтогенетическим. Сравнение одного и того же явления в здоровых и психически больных испытуемых называют сравнительно-патологическим исследованием. В случае сбора фактического материала о испытуемых, находящихся в одинаковых педагогических условиях, речь идет о сравнительно-педагогическое исследование. Методика научного исследования представляет собой определенную последовательность познавательных действий. Общая методика психологического исследования включает следующие основные этапы: 1. Определение предмета исследования (в том числе первичная его теоретизація). Предмет конкретного психологического исследования должен быть включенным в предмет психологии как науки - иначе такое исследование будет если и научным, но не психологическим; он должен содержать в себе определенную познавательную проблему, некую неопределенность. 2. Теоретическое исследование. Оно предусматривает умственную взаимодействие с сущностью предмета исследования, создание теоретической концепции этого психического явления. 3. Эмпирическое исследование. Оно предусматривает взаимодействие исследователя с реальными проявлениями исследуемого психического явления с целью подтверждения или отрицания исходных теоретических положений. 4. Анализ и интерпретация эмпирических данных. На этом этапе исследования осуществляется качественный и количественный анализ материалов исследования, решается вопрос подтверждения объективности выводов, полученных эмпирических закономерностей. 5. Презентация результатов. Издание научных трудов: монографий, статей, диссертационных работ и т.д. Научный метод в широком понимании этого слова образуется в результате сочетания методологии с методикой и конкретными техниками. Вопрос 26 Социализация личности. Содержание, стадии, институты. Становление личности происходит в процессе её социализации. Социализация личности – процесс формирования личности в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального опыта, то есть преобразование его в собственные ценности и ориентации. Такое преобразование предполагает избирательное перенесение на собственную систему поведения и отношение тех норм и правил, которые приняты в данном обществе или группе. Также можно сказать, что процесс социализации личности осуществляется на основе передачи культурных завоеваний предшествующих поколений новым поколениям. Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием». Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это – один аспект социализации. Второй аспект касается характеристики её как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего, что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности. Роль – это социальная функция личности. Социальная роль – это нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данное положение. Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является общество.
Одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее стадиях и фазах. Раскроем этот вопрос. Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их можно разделить на два вида: адаптации и интериоризации (интернализации). Какие бы мы стадии социализации не рассматривали, нам придется анализировать эти фазы. Раскроем содержание каждой из фаз.
Фаза адаптации.
Адаптацию чаще всего характеризуют как приспособление личности к окружающей социальной среде и её освоение. Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды. Адаптация – это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации — освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Адаптация выступает как внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении личности не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в принятии этих норм и ценностей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.
Фаза интернализации (интериоризации).
Интернализация – сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека. Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более продолжительной по времени своего осуществления, более длительной и фундаментальной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности. Важным фактором интериоризации является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности.
|