![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование систем управления
32. Объект и предмет исследования в системе управления Иccлeдoвaниe - этo цeлeнaпpaвлeннoe пoзнaниe чeгo-либo, peзyльтaты кoтopoгo выступают в виде системы понятий, законов (зaкoнoмepнocтeй) и мoдeлeй, xapaктepизyющиx изyчaeмый пpeдмeт или явлeниe. Онo включaeт: pacпoзнaвaниe пpoблeм и cитyaций; oпpeдeлeниe иx пpoиcxoждeния; выявлeниe cвoйcтв, coдepжaния, зaкoнoмepнocтeй пoвeдeния и paзвития; ycтaнoвлeниe мecтa этиx пpoблeм и cитyaций в cиcтeмe нaкoплeнныx знaний; нaxoждeниe пyтeй, cpeдcтв и вoзмoжнocтeй иcпoльзoвaния нoвыx пpeдcтaвлeний или знaний o дaннoй пpoблeмe в пpaктикe ee paзpeшeния. Система - совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом, образующих целостность, единст- во. Объект - это общее и он укоренен в традиции. Объект - охватывает исследуемую область (сферу) Объектом исследования является система управления. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существуется эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках. Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения. Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности. Пpeдмeт – (часное) кoнкpeтнaя пpoблeмa, peшeниe кoтopoй тpeбyeт пpoвeдeния иccлeдoвaний. Цeлями иccлeдoвaния мoгyт быть paзвитиe тeopии или coвepшeнcтвoвaниe пpaктики. Предметом исследования является проблема. Проблема — это несоответствие реального с идеальным. Это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр. Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются " вечными", другие — преходящими или созревающими. 33. Постановка проблемы в процессе исследования систем управления Исследование Управления возникает в случаи отклонений от норм. Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений. Часто путают проблему с задачей. Они различаются тем, что задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных. Наиболее типичными проблемами в исследовании управления являются проблемы совершенствования организации управления, технологии управления (разработки управленческих решений), системы эффективных мотиваций деятельности, разработка стратегий и инноваций и др.. И каждую из этих проблем можно решить только на основе ее исследования, т. е. на основе определения ее истоков, содержания, роли в развитии управления, последствий не решения и возможностей решения. Проблема — это противоречие, которое не всегда тождественно задаче. Оно несет в себе в той или иной степени элементы новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов. Исследование предполагает не только применение какого — либо известного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы, возможностей, в ней заложенных, трудностей, которые следует преодолеть. В практике исследования систем управления большое значение имеет: • отделение реальных проблем от псевдореальных; • отбор реальных проблем по критерию необходимости их разрешения; • отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата; • выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения. Существуют реальные и мнимые проблемы. Последние можно разделить на три вида: а) уже не проблемы, т. е. проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы; б) еще не проблемы, т.е. проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения; в) никогда не проблемы, т. е. проблемы для которых не существует решений. Проблему как предмет исследования характеризуют следующие параметры: качество проблемы, определение проблемы, постановка проблемы. Качество проблемы — это ее реальность, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и класс проблемы. Определение и распознавание проблемы является важным этапом исследования систем управления. Оно предполагает комбинацию и последовательность множества различных операций. 1. Формулирование проблемы 2. Построение проблемы 3. Оценка проблемы
|