![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебные пособияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Ожидаемые результаты В результате изучения дисциплины студент должен: · знать основные категории и понятия культуры, ее структуру и функции; наиболее значимые концепции культурологического знания; место и роль в культуре профессиональной сферы деятельности, базовые ценности культуры; · иметь представление о типологических и семиотических структурах культуры; об особенностях культурных эпох, характере и тенденциях современной культуры; о месте национальной культуры в общемировой; о специфике культурологического анализа процессов и явлений;
знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной деятельности; работать с гуманитарными текстами; формировать и обосновывать личную позицию;
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ I. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 1.1. Предмет и задачи культурологии. Культурология как наука. Философские обоснования и определения культуры. Культурология как общая теория культуры. Основные категории и понятия культурологии. Методологические и теоретические основы культурологии. Исследование культурологических явлений и процессов. Связь культурологии с другими науками. Проблема синтеза культурологического знания. Функции культурологии. 1.2. Генезис культуры Предпосылки возникновения культуры. Возникновение человека разумного как условие становления культуры. Первые материальные и духовные проявления культуры. Синкритический характер первобытной культуры. Памятники первобытной культуры. Культура как деятельность и поведение людей. Культура как социальная память человечества. Открытость категории “культура”. II. ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 2.1. Возникновение культурологии и основные этапы ее развития. Мифологические представления о происхождении культуры в древних цивилизациях. Роль античной философии в осознании культуры и культурности. Ренессанское представление о культуре, понимание гуманистами значения цивилизации и роли личности в развитии культуры. Философско-теоретическое осмысление культуры в Новое время. Развитие социальных наук и их роль в определении предмета культурологии. Формирование конкретных наук о культуре и методов изучения культуры как общественного явления. 2.2. Культурологические теории ХХ века Становление современной культурологии. Цивилизационные подходы к изучению культуры. Противопоставление культуры и цивилизации у О.Шпенглера. оциокультурная теория П.А.Сорокина. Структурная антропология К.Леви-Строса. Влияние идей М.Вебера на современную науку. Концепция игровой культуры (Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Гессе.
III. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 3.1. Проблема типологизации культуры. Многообразие подходов к понятию “тип культуры”. Ведущие основания типологии культуры: исторические, формационные, цивилизационные, сословно-групповые, религиозные, этнические и др. Взаимосвязь и взаимовлияние различных типов культур. 3.2. Античная культура Социально-экономические предпосылки расцвета материальной и духовной культуры античности. Миф в структуре античной духовной культуры. Развитие философии, естествознания, истории и искусства: идеализация, реализм, гедонизм. Архитектура, эпос, скульптура, театр как ведущие виды античного искусства. Культура и искусство Рима. Римское право, ораторское искусство в системе духовных ценностей древнеримской культуры. Проблема культурно-исторического наследия. Античность и современность. 3.3. Культура средневековья Особенность европейского средневековья и его культуры. Влияние феодальной раздробленности на культуру средневековой Европы. Формирование монастырской культуры. Средневековые университеты и их роль в развитии культуры средневековья. Средневековое искусство и его специфика. Народная культура и средневековой эпос. Значение средневековой культуры в мировой историко-культурном процессе. 3.4. Культура Возрождения и Нового Времени, Реформации, Просвещения Специфические черты культуры Возрождения: идея самоценности и самодостаточности человеческой личности, гуманизм, универсализация, восстановление античного принципа гедонизма. Развитие науки и искусства в эпоху Возрождения (Петрарка, Данте, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Р.Рабле). Позднее Возрождение и кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес). Утопизм как элемент культуры эпохи Возрождения (Т.Мор и Т.Кампанелла). Реформация как идеологическая и культурная революция (М.Лютер, Ж, Кальвин, Т.Мюнцер). Социально-культурные аспекты Реформации. Мировоззрение и идеология Просвещения. Особенности культуры Просвещения: исторический оптимизм, антикрепостническая направленность, многообразие и плюрализм философских, этических и эстетических учений. Идеи Просвещения в европейской художественной культуре (литература, театр, музыка, изобразительное искусство). 3.5. Культура ХIХ - ХХ вв. Основные черты культуры 19 века. Идейные искания романтизма, индивидуализма в художественной культуре ХIХ в. Романтизм и реализм (Гете, Диккенс, Стендаль, Бетховен). Взаимосвязь и взаимодействие искусств. Кризис религиозного сознания (А.Шопэнгауэр, Ф.Ницше) и его отражение в культуре. Натурализм в искусстве. Отражение социальных противоречий Х1Х-ХХ вв. В культуре. Начало научно-технической революции. Культурологическое содержание крупнейших научных открытий ХХ века и технических достижений. Глобальные проблемы современности и их отражение в конце ХХ века. Множественность культур, традиций, направлений, школ, стилей и течений в культуре ХХ века (кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, модернизм и постмодернизм).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Справочная литература Кравченко А. Культурология: Словарь. М.: Академический проект. 2003. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. СПб.: Университетская книга, 1998. Теоретическая культурология. М.-Екатеринбург, 2005.
Учебные пособия Багдасарьян Н.Г. Культурология. М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. Викторов В.В. Культурология. М.: Вузовский учебник, 2007. Губман Б.Л. Современная философия культуры. М.: РОССПЭН, 2005. Гуревич П.С. Культурология. М.: «Юнити-Дана», 2011. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Учебник для вузов. М., 2011. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2005. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: ГУ ВШЭ, 2004. Кармин А.С. Культурология. СПб.: Лань, 2011. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2006. Культурология /Под ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. Культурология /Под ред. Драча Г.В., Штомпель О.М. СПб.: «Питер», 2011. Культурология /Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. М.: «Юрайт», 2010. Культурология: Курс лекций, Учебное пособие /Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М.: Библионика, 2007. Очерки по истории мировой культуры /Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997.
|