Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Князь-змееборецСтр 1 из 4Следующая ⇒
Святые Пётр и Феврония – покровители семьи и брака С древних времен святые Петр и Феврония считаются покровителями семьи и брака. Им молятся о добром воспитании детей. И это не случайно, их житие свидетельствует о любви и верности, терпении и мудрости – дарах Святого Духа, доступным чистым сердцем и смиренным в Боге. Князь-змееборец Романтическая история любви святых Петра и Февронии подробно описана в древнерусской «Повести о Петре и Февронии», созданной священником Ермолаем Прегрешным (в иночестве Еразмом), талантливым литератором, широко известным в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть, вдохновлявшую православные супружеские пары на протяжении многих столетий. ...Во граде Муроме правил князь Павел, и был у него младший брат Петр (в повторении апостольских имен мы слышим напоминание о том, что праздник в честь святых Петра и Февронии – 8 июля – всегда приходится на Петров пост). Враг рода человеческого, пытаясь погубить князя Павла, являться ночью его жене, чтобы совратить ее на блуд. При этом хитрый бес, змей-оборотень, принимал обличье Павла. Желая избавиться от бесовских козней, княгиня выведала у оборотня, в чем его смерть, и узнала, что погибнет он от Петрова плеча и Агрикова меча. Когда Петр узнал об этом, то пожелал найти меч и помочь старшему брату избавиться от нечистой силы. Вскоре, во время молитвы в церкви Воздвижения Животворящего Креста Господня, ему явился светлый отрок и показал выемку в алтарной стене, где находился Агриков меч. Вечером того же дня, побывав у брата, Петр пошел на поклон к снохе. Каково же было его удивление, когда в покоях княгини, он снова увидел брата. Уразумев, что под видом Павла скрывается змей-оборотень, князь Петр выхватывает меч и вступает в борьбу. Наконец князь поражает змея, но ядовитая змеиная кровь, хлынувшая из раны, с головы до ног обрызгала молодого князя. Все тело Петра покрылось незаживающими болезненными язвами и струпьями (проказой). Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь-змееборец, повторивший подвиг св.Георгия Победоносца во всем предался Богу. И Господь совершил чудо. «Жена есть уготована мужу от века» Однажды в поисках лекаря князь повстречался с Февронией, дочерью «древолазца» бортника (добывавшего дикий мед) села Ласково, что на Рязанской земле. Она была красивой, благочестивой и мудрой девушкой, имела дар прозорливости и исцеления, ее, даже, слушались дикие животные. Князь за исцеление пообещал большую награду. Но Феврония без обиняков ответила, что если не станет супругой ему, то не подобает ей и лечить его. Это были слова, сказанные не из каких-то меркантильных соображений. Автор «Повести» приходит к мысли о браке как о духовном лекарстве, которым человек исцеляется не только от телесных недугов, но и от душевных изъянов, при том, что сам брак зачастую заключается не только Божиим повелением, но, более того, Божиим принуждением. Коль скоро, по библейским понятиям, «жена есть уготована мужу от века», то, конечно, не вызовет удивления «дерзость» премудрой Февронии, которая узнала в Петре своего суженого и, прежде чем исцелить его, передает ему свой «ультиматум». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного. Благодатная девица назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Прозревая лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Повторно исцеленный ею, Петр теперь сдержал свое слово – женился и тем получил себе всецелое исцеление. Венчание их состоялось в соборной церкви Рождества Богородицы. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии Заповеди» – гласит «Повесть». Постепенно князь понимает, что Феврония – его единственная любовь, а их союз – благословение Божие. И святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания! «Что Бог сочетал, того человек не разлучает» После смерти брата в 1203 году, Петр стал самодержцем в Муроме. Феврония же «храм Божий усердно посещала, странников кормила и поила, нагих одевала, больных призирала, в темницах сидящих посещала, милостыню нищим раздавала». Однако, надменные боярские жены невзлюбили Февронию. Не желая иметь правительницей над собой крестьянку, они «подучивали своих мужей недоброму». И те всякие наветы пытались возводить на княгиню, а однажды, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня же ничего, кроме своего супруга, не желала. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание, сказав слова Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек не разлучает». Собрав несколько приближенных, изгнанные супруги на двух судах поплыли по Оке куда Бог пошлет. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им. В пути случился ещё один характерный эпизод. Некий мужчина, плывший со своей семьей в одной лодке с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, – попросила княгиня. – Одинакова вода или одна слаще другой?» – «Одинакова», – отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, – молвила Феврония. – Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?». Обличенный смутился и покаялся. Услышав, как мудро уличила этого мужчину Феврония, многие поняли, что она далеко не простая женщина из крестьян. Недолго продолжалось их странствование. Вскоре приехали гонцы из Мурома с мольбой вернуться Петру для княжения. Оказалось, что любовь Петра и Февронии была не только их личной святыней, а святыней всего Мурома, утратив которую город утратил и осенявшую его благодать. Бояре затеяли настоящую бойню за княжеский титул, кровопролитие и раздор. Нестроения и междоусобные распри достигли такой силы, что народ был просто вынужден вернуть (с почетом вернуть!) святых супругов обратно. Не стали супруги поминать боярские угрозы и оскорбления, вернулись в родные края, где стали княжить по-прежнему. Они правили «соблюдая все заповеди и наставления Господни беспорочно, молясь непрестанно и милостыню творя всем людям, под их властью бывшим, как чадолюбивые отец и мать», гласит «Повесть». Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть!
|