![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое задание: раскройте цели, задачи и методы трех обязательных диагностических минимумов в работе педагога-психолога.
Диагностический минимум направлен на решение многих задач, но главное – помогает обеспечивать индивидуализацию обучения как необходимое условие сохранения психологического здоровья учащихся. Минимум представляет собой комплексное обследование всех школьников определенной параллели. Его проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребенка: поступление в школу (1-й класс), переход в среднее звено (4-5-й классы), наиболее острый период подросткового возраста (8-10-й классы), подготовка к уходу из школьной среды (11-й класс). Ежегодно педагогом-психологом проводится три обязательных минимума: · На начальном этапе обучения в школе, · На этапе перехода из начальной в среднюю школу, · На этапе перехода учащихся в профильные классы. Психодиагностический минимум – схема диагностического исследования, имеющая четко определенные цели с соответствующим набором инструментов. Общая цель психодиагностических минимумов – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе. При зачислении ребенка в школу психолог получает информацию из ДОУ. Дополнительная диагностика при этом не проводится. В сентябре-октябре учитель совместно с психологом заполняет карты адаптации на учащихся первого класса. Цель данного мероприятия – выделение детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации, для последующих реабилитационных мероприятий. Никаких других психодиагностических исследований психолог в первом классе не проводит. Первый психодиагностический минимум целесообразно проводить во втором классе. Первый психодиагностический минимум проводится в начальный период обучения в школе в два этапа. Цель диагностического исследования на первом этапе – выделение группы детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации. На втором этапе проводится изучение личностных и индивидуальных особенностей учащихся для выделения групп детей, находящихся в социально опасном положении, учащихся с повышенными интеллектуальными способностями, имеющих особенности обучения и развития для психолого-педагогического сопровождения или определения индивидуального образовательного маршрута. К числу изучаемых явлений относятся: особенности развития интеллектуальной сферы, личностные особенности (самооценка, уровень агрессивности, тревожности), внутригрупповые процессы в классах. При выборе методик диагностики целесообразно ориентироваться на наличие в них, кроме количественной еще и дифференциально-уровневой оценки. Задачей является выявление групп детей, нуждающихся в каких-либо дополнительных (коррекционных) образовательных и воспитательных усилиях педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов. Это: · Учащиеся с особенностями психофизического развития, · Учащиеся с повышенными интеллектуальными способностями, одаренные дети, · Школьники с проблемами в учебной деятельности. Коррекцией психических познавательных процессов в начальной школе занимаются в основном логопеды, рекомендации эффективного взаимодействия должны быть сформулированы для учителей и родителей. Результаты изучения мотивации учения анализируются: для выделения группы интеллектуально достаточных школьников с недостаточным уровнем развития мотивации учения; для сравнительного анализа по классам с целью определения тенденций в формировании мотивации и влиянии стиля преподавания учителя на ее формирование у школьников. При изучении личностных особенностей (анализ проективных тестов) выделяются группы школьников, имеющих тенденции к низкой самооценке; с проявлением агрессивности, тревожности, для формирования рекомендаций учителям и родителям. Выявление межличностных отношений и статуса ребенка в классе используется метод социометрии. По итогам первого минимума заводится папка на каждый класс с развернутыми протоколами полученных данных. При необходимости планируются мероприятия. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу. Основная цель – мониторинг уровня обученности, личностного и социального развития учащихся, создание благоприятных психологических и социально-педагогических условий в период перехода из начального в среднее звено школы. Два этапа: в апреле – в 4-х классах и в октябре – в 5-х классах. Основная задачав четвертом классе – выделение групп учащихся, которые по опредленным характеристикам отличаются от всего обследуемого контингента. Это: · Учащиеся, склонные к дезадаптации, имеющие нарушения в коммуникативной сфере; · Учащиеся, имеющие особенности учебной деятельности (темп, утомляемость, мотивация, низкие показатели успешности в учебной деятельности); · Учащиеся, имеющие особенности развития в личностной, социальной и эмоциональной сферах (недостаточно развиты навыки сотрудничества, неустойчивая сниженная самооценка, несформированное представление о себе, неадекватное эмоциональное реагирование и т.д.). Результаты интеллектуальных тестов позволяют оценить общий уровень развития интеллекта, а также темповые характеристики деятельности. Соотнесение с успешностью в учебной деятельности дает основание выделить группы школьников, у которых существует прогноз снижения успешности в учебной деятельности в пятом классе. Методики для четвертого класса: матрицы Равена, проективные рисуночные тесты, карта наблюдения для учителя, методика «Незаконченные предложения» и другие. Рисуночная методика (например, «Несуществующее животное») используется для исследования актуального эмоционального состояния, самооценки, агрессивности, тревожности. Первоначально определяется круг сфер, необходимых для исследования. Это могут быть отношения со сверстниками, отношение к школе, удовлетворенность положением в классе, отношение к себе, к учению. Результаты по всему психодиагностическому минимуму используются для организации коррекционно-развивающей работы с учащимися четвертых классов. В пятом классе психодиагностические исследования начинаются после мероприятий, проводимых для адаптации. Цель диагностики в пятом классе – содействие созданию благоприятных социально-психологических условий учащимся и классным коллективам в период перехода из начального в среднее звено школы. Рекомендуемые методики: социометрия, тест школьной тревожности Филипса. Третий психодианостический минимум. Проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы. Данные психодиагностических обследований учащихся могут обеспечивать формирование профилей и служить основанием для комплектования профильных классов, создания новых профилей. Методики: анкеты для учащихся и родителей, карта интересов, школьный тест умственного развития, методика измерения мотивации учения. Возможный перечень методик: Общее интеллектуальное развитие учащегося: · Таблицы Равена (до 8 лет – детский вариант, после 8 лет – взрослый); · 3-6 классы – ГИТ; · 7-11 классы – ШТУР; · Культурно-свободный тест на интеллект Кетелла; · Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Оценка уровня развития познавательных психических процессов: · Уровня развития внимания по таблицам Шульте и тесту Э.Ландольта (концентрация, переключение, распределение, произвольность); · Памяти (объем, оперативная, долговременная, кратковременная, особенности запоминания) · Восприятия (ведущая сенсорная система); · Речи (способность к вербальной рефлексии, словарный запас) · Понятийных форм мышления (по методике В. М. Астапова) Диагностика эмоционального состояния и адаптационных ресурсов ребенка: · Методика САН; · Тест школьной тревожности Филлипса; · Тест «Субъективное время» - классическая психофизиологическая проба на работоспособность; · Анкета на оценку эмоционального отношения к школьным предметам и педагогам (Т.Ю. Федотова, М.И. Шихалеева) Школьной мотивации и адаптации: · Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова); · Карта наблюдений Д.Скотта; · Тесты готовности к обучению в школе; · Тесты готовности ко второй ступени обучения и адаптации младших подростков Диагностика личностных отклонений подросткового возраста · Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса и А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого); · Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков (по А.Е. Личко); · Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (методика К.Томаса в адаптации Гришиной Н.В.); · Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) (адаптация методики Д.Роттера в авторстве Бежина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М.) Личностные особенности ребенка: · Опросник Кеттелла (полный и сокращенный варианты; для младших школьников, подростков и взрослых людей) Профориентационные диагностики: Для 5 – 7 классов: · Изучение профессиональной мотивации учащегося (Л.А. Головей); · Исследование мотивации к достижению/избеганию неудач А. Мехрибиана; · Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокича); · Определение уровня общего интеллектуального развития (Краткий отборочный тест Вандерлика); · Изучение отношения к учению и учебным предметам (Г.Н. Кузнецова). Для 7 – 11 классов · Дифференциально – диагностический опросник (Е.А. Климов); · Карта интересов (А.Е.Голомшток) · Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л.А. Головей); · Исследование самооценки (Дембо – Рубинштейн); · Диагностика работоспособности (теппинг-тест Е.П. Ильина); · Исследование межличностных отношений (Т. Лири); · Изучение мотивации обучения в ВУЗе (Т.И. Ильина); · Конструктивный рисунок человека (А. А. Карелина).
Проведите сравнительный анализ методов строгоформализованной и малоформализованной диагностики. Какие методы психолого-педагогической диагностики являются приоритетными в работе психолога образования? Обоснуйте свой выбор. Буревич разделил методы диагностики на 2 группы: · Строгоформализованные (точность, стандартизация, надежность и валидность: тесты, опросники, психофизические методы и проективные методы), · Малоформализованные (гибкость процедуры проведения, субъективизм диагностических суждений: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности). ТЕТРАДЬ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ (ЛЕКЦИЯ ЗА 10.09) Приоритетными методами, скорее всего, будут являться строгоформализованные, т.к. они являются более точными.
|