Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественное творчество; творческие способности личности

Специфика русской и белорусской культуры

Культура России - это культура русского народа, сложившаяся вначале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в VIII—XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусской культурами.

Первый настаивает на резком противопоставлении Руси - Ук­раины и гораздо более позднего и смешанного культурного образования, сложившегося в собственно России. Второй представляет культуру России как совокупность множества различных национальных культур, так или иначе связанных с собственно русской культурой. Оба подхода - и обособительный, и расширительный - в известной мере объясняются спецификой самой русской культуры и путей ее исторического развития, своеобразием природных условий и социокультурного окружения, а также общим колоритом исторической эпохи. Культура России в ее становлении и развитии охватывает период примерно с VIII в. по настоящее время. Складывалась русская культура в условиях государственной консолидации, объединения восточнославянских племен (Киевская Русь) перед лицом внешней опасности и из-за внутренних распрей-беспорядков. Имело место также духовно-культурное воздействие на язычников-славян со стороны христианского мира, прежде всего Византии - самого развитого в культурном отношении государства в тогдашнем мире.После XIII в. единая древнерусская культура развивается по трем основным руслам (Украина, Белоруссия, Великороссия), сохранив первоначальный «византийский след», но одновременно оказавшись в постоянном и долгом контакте-взаимодействии со степным Востоком (Золотая Орда) и католическим Западом (Ливонский орден, Польша, позднее Литва). Расцвет российской культуры XIV-XVI вв. прерывается Смутой, знаменовавшей, однако, резкий подъем духовно-религиозного, национально-государственного и общекультурного самосознания. С XVII в. и до наших дней продолжается «новый период» в развитии русской культуры - период «европеизации»

 

Художественное творчество; творческие способности личности

Искусство охватывает все стороны человеческого бытия, осваивая его различными способами, средствами, методами в различных формах. Уже в XVIII в. французские энциклопедисты источник многообразия искусств находили в различии художественных средств, которыми пользуются музыканты, поэты, художники[1]. Каждый вид искусства пользуется своим комплексом специфических средств передачи действительности, явлений, событий, идей, образов, чувств и настроений людей.

Архитектура, живопись и скульптура – это пространственные виды искусства, обладающие специфическим набором средств отражения мира.

Временные виды искусства включают в себя литературу, музыку, танец.

Литература (стихи, песня), музыка, танец стали основой формирования синтетических искусств – театральных (комедия, трагедия, драма, балет, опера, оперетта) искусств и киноискусства.

1. Театр – это вид искусства, художественно осваивающий мир через

Итак, искусство как способ выражения бытия постигает различные его сферы, используя для этого широкий спектр изобразительных средств. Искусство по своей природе созвучно человеку неповторимостью и уникальностью своих образов. Настоящее искусство – есть сосредоточие прекрасного. Оно призвано одухотворять внутренний мир личности, гуманизировать общество, очеловечивать научно-технический прогресс, формировать надежный иммунитет к безобразному и низменному.

 

 

3. Добро и зло как наиболее общее обозначение положительных и отрицательных нравственных ценностей Добро и Зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. С точки зрения этики, Добро — это благо в сфере человеческого поведения, то, что способствует совершенствованию человеческой личности и гуманизации человеческого общества. Критерии добра — это любовь, вера и надежда, мудрость, гражданственность, гуманизм, терпимость, мир, уважение и внимание человека к человеку. В категории Добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу, а в понятии Злапредставления о том, что противоречит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми. Зло по своему содержанию противоположно Добру. Зло выражает наиболее обобщенные представления обо всем безнравственном, противоречащем требованиям морали, общую абстрактную характеристику отрицательных моральных качеств и оценку отрицательных поступков людей. К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, мстительность, высокомерие, лицемерие, злодеяние. Христианство идею высшего добра воплотило в Боге, а зла – в дьяволе. Зло связывается с врожденной «греховностью» людей. Добро, по мнению Соловьева, коренится в трех свойствах человеческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения. В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда расценивается как торжество справедливости. Справедливость – это адекватная мера воздаяния личности за совершенные действия. Итак, проблемы Добра и Зла – центральные и вечные проблемы этики и вечные вопросы выбора человека. Знание помогает сделать правильный выбор.     7. Смысл жизни как нравственная ценность и стратегический ориентир нравственной деятельности. Задача личности состоит в том, чтобы активно использовать отпущенный срок для приобщения к этим нравственно ценным аспектам действительности. Имманентная традиция считает, что смысл жизни– в самой жизни, в её реальных проявлениях. Следует только определить, какие именно проявления жизни придают ей нравственную ценность: • гедонизм исходит из того, что смысл жизни заключается в удовольствиях, в наслаждении жизнью(школа киренаиков). • эвдемонизм построен на идее о том, что смысл жизни состоит в достижении счастья, которое мыслится как реализация важнейших разумных целей человека(Аристотель, Фейербах). • утилитаризм основывается на том, что смысл жизни состоит в получении пользы(эгоистический вариант) или принесении пользы (альтруистический вариант). • социологизм ориентирован на то, что смысл жизни состоит в успешной деятельности в обществе(К.Маркс, «теория разумного эгоизма»). Итак, имманентная традиция даёт оптимистическую ориентацию повседневной жизни. Однако она возводит в ранг смысложизненных некие частные ценности. При практической реализации такой установки можно прийти к выводу об относительности всех ценностей, и, в конечном счёте, о бессмысленности жизни.   11. Предмет эстетики и структура эстетической теории Эстетика – наука об эстетическом, и как наука она имеет свою структуру. Эстетическая теория делится на теорию прекрасного, собственно эстетического, и теорию искусства. Теория эстетического охватывает вопросы: природы и своеобразия эстетического, прекрасного в системе ценностей; закономерности дифференциации эстетических ценностей, выступающих во множестве конкретных модификаций; диалектической связи эстетической ценности и эстетической оценки, эстетического восприятия и эстетической практики; эволюции эстетического сознания и специфики эстетической деятельности человек в разных сферах жизни; взаимосвязи эстетического и художественного в разных сферах жизни. Теория искусства включает следующие проблемы: возникновение и эволюция художественной деятельности; структурное и функциональное своеобразие искусства в ряду других форм человеческой деятельности, его место в культуре, связи процесса художественного творчества, структура произведений искусства и характер их восприятия человеком; законы, порождающие конкретные формы художественной деятельности и ее исторические модификации; особенности современной художественной культуры и ее перспективы. Итак, эстетика – это наука об эстетическом, общечеловеческих ценностях, о принципах эстетического освоения мира в процессе деятельности человека, и прежде всего в искусстве; о сущности и законах бытия, восприятия, функционирования и развития искусства. Она включает в себя историю эстетической мысли, теорию эстетического (прекрасного), теорию искусства. Ее проблемное поле охватывает все человечески ценностное многообразие бытия.     17. Проблема определения искусства: виды искусств Искусство – это форма общественного сознания и форма мышления личности, род духовного и практического освоения мира по законам красоты. Аристотель объяснял искусство как мимесис – подражание действительности. Он выделил 3 типа подражания: 1) подражание вещам «так, как они были или есть»; 2) «так, как о них говорят или думают»; 3) «какими они должны быть». И. Кант в «Критике способности суждения» делил искусства на два вида: 1) приятное искусство; 2) прекрасное искусство. Гегель видел в искусстве не подражание природе, а процесс очищения вещи, запятнанной «случайностью и внешностью повседневного бытия». В эстетике сформировалось несколько подходов к пониманию природы искусства и классификации искусств. В гносеологическом аспекте искусства делятся в зависимости от способов и средств познания и освоения мира. Психологический аспект учитывает специфику создания и восприятия произведений искусства. Онтологический аспект предполагает деление искусств в зависимости от специфики отражения и выражения ими бытия на пространственные, временные и синтетические. Каждое из искусства представляет или художественное пространство, или художественное время, или художественное время-пространство. Итак, искусство есть особая деятельность человека, направленная на совершенствование человеческого мира. Она многообразна. В XVIII в. акцент ставился на исследовании специфики искусств. Далее стало актуальным осмысление проблем их взаимодействия. Распространились синтетические виды искусства – опера, оперетта, балет, кино.   20. Понятия эстетического восприятия и вкуса; вопрос о нормах и критериях вкуса Эстетическое воспитание (в домарксистской эстетике) само по себе способно переделать человека и даже окружающую его среду.Воспитание рассматривается в широком социокультурном и конкретном, практико-ориентированном смысле. В любом случае, воспитание ребенка должно быть основано при воздействии на духовное развитие, только тогда «эстетическое воспитание достигает формирования определенного эстетического отношения человека к действительности».Задача эстетического воспитания сводится к формированию эстетического отношения ребенка не только к действительности, но и к такому искусству, где будет возможным духовное развитие личности, одним показателем которого является эстетическое сознание.Одной из форм сознания является эстетическая форма сознания, включающая в себя эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы и взгляды, эстетические идеалы. Эстетическое - это лишь категория, через которую личность наполняется внутренним содержанием и проявляется во всем своем многообразии. Для нас эстетический вкус, как одна из категорий эстетического, - это проблема педагогического воздействия на личность, и как результат этого воздействия - развитие личности, которая решается индивидуально через аспекты воспитательной деятельности со стороны образовательного процесса.Эстетический вкус находится в диалектическом единстве с эстетическим идеалом, эстетическим восприятием, эстетическими потребностями, эстетическими оценками, которые развиваются как в образовательном процессе, так и в постоянной деятельности человека. Эстетический вкус нельзя представить себе как что-то мертвое, неизменное, раз навсегда данное, значит, эстетический вкус - это процесс, который протекает в длительном промежутке времени. Если эстетический вкус - необходимая основа для выработки хорошего художественного вкуса, то в свою очередь сам процесс такого формирования эстетического вкуса, который длится всю жизнь человека, оказывает обратное влияние на эстетическое сознание человека, обогащает его.   4. Долг и совесть – контрольно-императивные механизмы моральной регуляции Долг и Совесть — это «личностные категории морального сознания». Чувство долга и совесть образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с свободой и ответственностью личности. Долг – это императив моральной регуляции, принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побужденийчувства долга. Важнейшим свойством долга является его добровольность. Подлинно моральным долгом является свободное следование общественно необходимым требованиям или личным обязательствам. Люди нравственного долга активны, деятельны, не могут равнодушно проходить мимо несправедливости, ущемления прав другого человека и активно утверждают в жизни добро. Совесть – это способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Взаимосвязь между совестью и долгом носит весьма сложный характер. С одной стороны, они образуют единый морально-психологический механизм регуляции поведения личности, в котором совесть выступает в качестве основания для выполнения долга. С другой стороны, между совестью и долгом могут возникать конфликты, порождающиеся, как правило, несовпадением целей и интересов личности и общества.     8. Счастье как нравственная ценность На первых порах счастьем называли удачу, везение. Затем в течение долгого времени, включая значительную часть эпохи античности и средние века, оно означало лишь хорошее состояние человека, или обладание наивысшими достоинствами и благами. В новое время понятие счастья свелось к понятию удовольствия Уже античная этика сформулировала три великих парадокса, связанных со стремлением к счастью: кто хочет быть счастливым, пусть остерегается внешних благ; • кто хочет быть счастливым, пусть ограничивает свои потребности; • кто хочет быть счастливым, пусть избегает удовольствий. Среди многообразных факторов счастья самым главным, по мнению Аристотеля, является внутреннее состояние души. Поэтому счастье определяется им как " деятельность души, сообразная добродетели", или сообразно высшему предназначению человека. Ибн Туфейль считает, что настоящее счастье человека доступно не всем. Есть три категории людей: Неразумные существа, которые не постигли сущее у бытия, которого нет причины, но которое само является причиной всех вещей. Таким существам уготовано небытие. Постигли сущее, его совершенство и красоту, но устремились за своими страстями, отвернулись от созерцания того высшего существа. Они обречены на «глубокую муку и страдание».Люди, которые находятся в актуальном созерцании Необходимо Сущего. Высшее счастье достигается только ими. Идея счастья была в новых исторических условиях возрождена утилитаризмом (Й. Бентам, Д.С. Милль), предложившим узко-рассудочную концепцию счастья, возродившую идею связи счастья и удовольствия. Цель утилитаризма - наибольшее удовольствие для наибольшего числа людей. Эта достаточно демократичная цель сочетается с моралью естественного человека, стремящегося к простым, но надежным удовольствиям: дружба, доброе имя, доброжелательность. Кратчайший путь к счастью - правильно понятый принцип полезности. Таким образом, понятие счастья подменяется понятиями - удовольствия, выгоды, пользы, хотя они далеко не всегда совпадают (напр., брак по расчету включает выгоду, но не включает удовлетворение от любви).     14 Этические взгляды античности и средневековья. Первые попытки решения эстетических проблем были предприняты Пифагором, Алкмеоном, Эмпедоклом, Теофрастом. Пифагор считал, что в основу всего сущего положено число, которое является основой гармонии. Гармония чисел виделась им даже в движении небесных сфер. Среди искусств высшим носителем гармонии выступает музыка – “искусство искусств”.Основу эстетических взглядов Сократа составляют идеи о том, что этическое и эстетическое – это единое целое. Платон объявил идею источником эстетиче­ского начала. Важнейшей эстетической проблемой Платона является прекрасное. Он ищет абсолютно прекрасное: идея делает предме­ты материального мира прекрасными, она вне времени и про­странства, она неизменна. Красота носит сверхчувственный ха­рактер и постигается не чувствами, а разумом.Гераклит, Демокрит, Аристотель считали, что эстетическое имеет свое начало в материальных свойствах и закономерностях бытия. Мера, пропорциональность, гармония частей, единство многообразия, цельность рассматриваются ими как объективные основы прекрасного. Завершающей стадией античной эстетической мысли стала эллинистическая эстетика, важнейшими представителями, которой явились Эпикур и Плотин. В частности, Эпикур настаивал на идее возникновения искусства из потребности человека в наслаждении, хотя и признавал утилитарную роль искусства. Плотин и неоплатоники признавали чувственный мир проявлением Божественной эманации, следовательно, вторичным и несовершенным.. В период средневековья идеалистические тенденции антич­ной эстетики получили продолжение в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского и др. Августин считал, что мир прекрасен, ибо его сотворил Бог. Расцвет эстетики Византии связан с IV-VI вв. Видными ее представителями были Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо - Дионисий Ареопагит. Их интересовали не только традиционные вопросы о прекрасном, но и проблемы образа, символа, значения слова и его внутреннего содержания. Особенное место в эстетике Византии занимала разработка эстетико-искусствоведческих функций иконы и правил изображения Бога.   18. Функции искусства Искусство выполняет много функций, значимых для эстетического и гуманистического развития человечества, отдельного общества и любого человека. 1. Эстетическая функция – это формирование творческого духа и эстетического вкуса личности. 2. Воспитательная функция (катарсическая). Искусство, формирует строй чувств и мыслей людей, воспитывает целостную личность через эстетический идеал, который проявляется и в положительных (Сотников), и в отрицательных образах (Раскольников). 3. Гедонистическая функция (искусство – источник наслаждения). Искусство доставляет нам бескорыстную радость эстетического удовольствия. 4. Компенсаторная функция (искусство – утешение). Она имеет три аспекта: 1) отвлекающий (развлекательный); 2) утешающий; 3) собственно компенсирующий (восстанавливающий) духовную гармонию человека. 5. Общественно преобразующая функция. Оно раскрывает недостатки действительности, пробуждает социальную активность людей, их стремление к улучшению жизненного строя. 6. Внушающая функция. Оно способно оказывать почти гипнотическое воздействие на подсознание и психику человека, создавать разные настроения 7. Функция предвосхищения 8. Коммуникативная функция искусства (искусство как средство общения, связи). 9. Информационная функция (произведение – источник информации, сообщение, письмо). Искусство — специфический канал связи. 10. Познавательно-эвристическая функция. Оно способно к освоениютех сторон жизни, которые труднодоступны рациональному познанию, науке. 11. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира и концепция бытия). Художник, перерабатывая свои наблюдения над жизнью, создает целостную художественную концепцию, свою картину мира.    

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура отчета | Система функциональных стилей.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал