Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предпосылки возникновения права.
Социальное регулирование человеческого общества идёт от возникновения самого человека. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи, закреплявшие наиболее рациональные, полезные способы поведения. Они заменили собой инстинкты. Глобальное похолодание времени неолита заставило человека не только переходить на производящую экономику, но и усложнять собственное поведение. Чтобы сохранить выбранное поведение, создавался свод мононорм, который впоследствии усваивался каждым членом общества. Они включали в себя элементы религии, обычаев, морали и (в современном понимании) права. При необходимости мог собираться “совет старейшин”, т. е. опытнейших людей, лучше знающих и трактующих соответствующие нормы. Так, постепенно, стали формироваться зачатки государства. Впоследствии, при становлении производящей экономики и появлении избыточного продукта, появлялись новые нормы о порядке распределения общественного продукта. К моменту выделения государства уже существовал свод правил, которые регулировали различные стороны человеческой жизни. Государство, таким образом, появилось позже права, и имело целью реализовывать право, охранять общественные отношения. Сам этот свод права считался в обществе справедливым, однако в классовом обществе неизбежно возникали конфликты, которые государство гасило, охраняя сложившийся порядок. В государствах восточного типа прообразом государства стал “совет старейшин”, который наряду с “советом военачальников” присутствовал на этапе военной демократии; он вырос в систему государственного управления; нормы права в таком государстве оставались тесно связанными с нормами религии и нравственности и были преимущественно казуальными, что было обусловлено практикой работы “совета старейшин”. В уникальных государствах “совет старейшин” был заменён богатейшими представителями господствующего класса (“новая аристократия”), которые стремились сформировать право с выгодой для себя, вне иных общественных установлений, что повлекло выделение права как такового и известную его абстракцию; так как властные структуры не были закрытыми, в них происходила ротация, сельскую аристократию стала заменять торговая; кроме того, классовая дифференциация поначалу была небольшой, и тот же класс земледельцев поначалу представлял большое количество примерно равных по возможностям людей, что обусловило возникновение народных сборов на территориях жительства людей (город-государство), как правило, в местах их наибольшего скопления (торговая площадь), что и породило первичные институты демократии. Такие сборы заставляли аристократию прислушиваться к остальной части народа и принимать определённые правовые нормы, соответствовавшие их требованиям. В дальнейшем институты государства и права совершенствовались.
|