Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г. Спенсер и его эмпирический метод
Герберт Спенсер (1820-1903) – основоположник органической школы социологии, один из зачинателей социологической школы в юриспруденции. Не получил классического образования, самостоятельно приобрел обширные познания в биологии, психологии, этике, истории. За несколько лет до открытия Ч. Дарвина он сформулировал принцип выживания наиболее приспособленных индивидов и сообществ в борьбе за существование. Спенсер совершенствовал метод социологической науки на эмпирическом материале и заложил традицию социологического эмпиризма (метода исследования на базе от фактического материала). Основные проявления эмпиризма Спенсера состоят в следующем. Критика юридического позитивизма. Критикуя Т. Гоббса и Дж. Остина, он пишет о «великом политическом суеверии», признающем не только «божественное право монархов», но и «божественное право парламентов»: «Миропомазание, по-видимому, совершенно незаметным образом с единой головы стекло на головы большого числа людей, освящая их самих и их декреты....Молчаливым соглашением признана доктрина неограниченной власти государства: доктрины этой придерживаются и тори, и виги, и радикалы, но она имеет начало в той эпохе, когда законодатели считались посланниками Бога». Исследование соотношения закона и права. Право формируется в повседневной жизни общества и принимает не только форму закона. Не соглашаясь с апологией абсолютизма, принудительной власти и принудительного права у Гоббса, подвергает сомнению «неограниченные права большинства», вверяющего власть монарху или парламенту. Г. Спенсер ставит проблему соотношения легитимности (позитивности) и эффективности власти. Гипотезы Т. Гоббса не обязательно ведут к необходимости неограниченной власти монарха или парламентского закона: «...Цель, ради которой получившая такое значение власть существует, состоит в том, чтобы возложить на правосудие обязанность поддерживать справедливость в сношениях между гражданами». Власть «законна лишь в тех случаях, когда служит для приближения к этой цели: если же цель не достигается, то и власть на основании допущенной гипотезы не существует». В этом смысле все усилия и притязания политического института сами по себе мало что значат, если не воплощают в себе притязания составляющих данный институт единиц. В связи с этим в политическую науку введен термин «политическое учреждение»; ранее элементы политической жизни именовались «политическими телами».
|