Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Генезис архитектурной культуры в культурных архетипах
Цивилизационные процессы стали отождествляться с культурой. Сказанное выше существенно для понимания взаимодействия архитектуры и строительства, так как архитектура есть продукт культуры, а строительное производство - цивилизации. Данное положение объясняет, почему эти разные по сути явления отождествляются не только в обыденном сознании потребителей архитектуры, но также и в мышлении профессионалов-архитекторов, строителей и инвесторов-заказчиков. Архитектурная культура есть способ созидательной деятельности произведений искусства в структуре культуры человечества, которую можно представить «как напряженное поле взаимодействий - и притяжения, и отталкивания - трех основных модификаций предметной деятельности» Представление о системном строении культуры сформулировано сравнительно недавно. В этой системе архитектурная культура входит в качестве подсистемы в художественную культуру (ХК). Предметностью архитектуры является воплощенный художественный образ, который возникает тогда, когда в объекте средствами метафизических универсалий архитектурной культуры выражается определенное эмоционально-духовное состояние. Отличие от выразительности музыкального и хореографического образов состоит в том, что процессуальный характер последних позволяет им выражать движение чувства, а в архитектоническом искусстве могут быть выражены душевные состояния и устойчивые настроения. Структура архитектурной культуры трехмерна. Во-первых, она имеет информационное (духовно-содержательное) измерение, так как произведение архитектуры композиционными средствами выражает образное представление о мире и о месте человека в нем. В соответствии с характером духовной культуры общества архитектура образно воссоздает мир и противопоставляет эмпирическому бытию идеальную реальность, способствуя тем самым закреплению в человеческом сознании ценностных категорий как личностных, так и надындивидуальных. Художественное сознание общества порождает соответствующий типу архитектурной культуры творческий метод, на основе которого создается стиль как инструмент, организующий художественную предметность архитектуры. «Разным типам художественной культуры свойственны определенные связи метода и стиля: в одних случаях связь эта взаимно-однозначна (одному методу соответствует один стиль, скажем, готический или классицистический), а в другом - неоднозначна (один и тот же метод... порождает разные стили, не допуская какой-либо канонизации того или иного его стилевого выражения)». Тип связи предопределен уровнем развития личностного начала в культуре, соотношением индивидуального и общественного. В тоталитарных режимах стиль превращается в сверхличностную художественную структуру, заданную императивами канона. В демократически организованном обществе превалирует индивидуализация стиля, признается право художника на собственный стиль или даже на полистильность своего творчества в зависимости от решаемых им в каждом случае творческих задач. Искусство архитектуры в силу организационно-экономической зависимости от строительства подвержено в большей степени, чем другие виды искусства, подавлению личностного творческого стилеобразования. Во-вторых, художественная культура (как и архитектурная культура) имеет организационно-функциональное (институциональное) измерение, выражающееся в двух основных подсистемах: 1. Художественное творчество, в том числе и в архитектуре, есть форма общественно-исторической организации процессов созидания художественных ценностей. В архитектуре, как и в других видах искусств, есть уровень первичного производства (творчество зодчего, создающего проектную модель - идеально) и уровень вторичного производства, на которомнаходится исполнительская деятельность (реализация проекта в натуре средствами строительного производства). 2. Художественное производство невозможно без организованного процесса воспроизводства самих творцов художественных ценностей. В процессе формирования мастеров искусств, включая зодчих, начинается их приобщение к художественной (архитектурной) культуре.
Ну может быть еще то, что раньше каждое здание несло свою информацию, т.е. всегда можно было определить что это за здание и зачем оно, а сейчас этот язык утрачивается, и мы не всегда можем отличить например офисное здание от жилого.
26. Архетип в современной архитектуре
Человек в современном крупном городе находится под воздействием быстро изменяющейся среды. Сегодня потребность в крупных офисных зданиях и жилье европейского уровня приводит к процессу интенсивного строительства — уплотнению городской застройки. Новое архитектурное окружение — более концентрированная среда несёт в себе особое организующее начало, которое интенсивно влияет на механизмы поведения людей. Взаимодействие человека с окружающей архитектурной средой становится более тесным и сложным. Ускоряются процессы внешней и внутренней активности человека. Для того, чтобы определиться с тем, что в современной архитектурной среде оказывает наибольшее влияние на поведение человека, необходимо выделить основные типы пространств исходя из того, как реагирует на них человек. При этом за точку отсчёта берётся такое поведение, когда человек передвигается в естественном темпе, ненапряжённо, без стрессов, руководствуясь чувством защищённости. Это первое состояние.
Следующее состояние, связанное с типом среды, характеризуется тем, что человек насторожен и сосредоточен, выбирает наиболее безопасные пути следования.
И третье характеризуется активным освоением среды, человек здесь двигается решительно, выбирая наиболее короткие пути, не задерживается на остановки и размышления, цель, при таком движении, заключается в том, чтобы выйти на более комфортный участок.
Все эти три состояния, обуславливающие формы поведения, основаны на принципах, сформированных в психике человеке ещё тогда, когда он впервые начинал осваивать равнины. Можно сказать, что в современной архитектурной среде происходит взаимодействие всё тех же пространственных архетипов и архетипов поведения, то есть пространственных форм и форм поведения, имеющих устойчивый аналог в истории человечества. И если обратиться к доисторическому периоду, то можно увидеть, к примеру, что первобытный человек, двигаясь в первозданной среде, выбирал пути наиболее безопасные и имеющие наилучшее покрытие, а для остановок или длительного пребывания выбирал масштабные и хорошо защищённые места. Примером может служить движение человека по песчаному берегу, ограниченному с двух сторон рекой и кустарником, с временной остановкой под раскидистым деревом или возле небольшой скалистой стены, где он мог укрыться от дождя и порывов ветра. Проследить взаимосвязь можно, если в первую очередь рассматривать основное условие, при котором человек ощущает себя комфортно и двигается естественно — это защищённость места. С точки зрения защищённости от воздействий стихии современная городская среда более чем комфортна, но стеснённость компонентов пространства диктует «экстренные» формы поведения.
Крупные города нередко ассоциируются у людей с ущельями, заполненными потоками людей и машин. Находясь в таком «ущелье», под нависающими фасадами зданий, человек не всегда осознанно стремится выйти на более открытый участок. Как видно из этого примера, в человеке срабатывают пространственные архетипы, при этом, определяя характер пространственной организации, пешеход, прежде всего, смотрит на то, насколько оно открыто или закрыто. И на основе общепринятой теории, городская среда тоже имеет два основных типа пространства: открытые и закрытые.
Так, по классификации, принятой ЦНИИП градостроительства, к открытым пространствам в городах относятся «незастроенные территории вообще, в том числе водно-зелёные системы, главные проспекты, набережные, эспланады, пешеходные зоны, площади, бульвары и другие элементы планировочной структуры города, которые составляют систему открытых пространств» [5, С. 14]. Находясь в таких пространствах, человек меньше защищён от воздействий стихии, но в городе главным для него является возможность манёвра и быстрого достижения нужного пункта, помогают в котором ориентиры, обзор которых нередко ограничен.
|