Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Натурализм как литературное направление, его философские основы и творческие принципы.Стр 1 из 16Следующая ⇒
НАТУРАЛИЗМ(сходен с реализмом) (от лат. natura – природа), литературное направление, сложившееся в Европе и США в последней трети 19 в. Натурализм исследовал человека и его жизнь в обществе, стремясь показать её с максимальной реалистичностью и уделяя особое внимание взаимодействию человека и той среды, в которой он существует. Название этого направления связано с идеей о подобии общества и природы: писатель может изучить общество так же, как учёный-естествоиспытатель изучает природу, может открыть законы, установить связи. Представители натурализма считали, что природа человека обусловлена средой, обществом, окружением. Одна из основных задач – привлечь внимание общества к тому, в каких ужасных условиях живут простые люди, показать, как эти условия ломают их психику и делают их жизнь невыносимо тяжёлой. Писатели старались максимально приблизить произведение к документальной форме: они отказывались от выведения морали, философских рассуждений в пользу изображения жизни «под диктовку» реальности. Это позволило литературе 19 в. расширить круг тем и мотивов, показать новые пласты действительности. Основателем натурализма был Э. Золя (автор цикла романов «Ругон-Маккары», куда входили: «Чрево Парижа», «Жерминаль», «Земля», «Западня», «Нана» и др., всего 20 романов). Золя в своих произведениях показывал жизнь людей из низов (напр., роман «Жерминаль» изображает жизнь шахтёров) или применял ту же описательную документалистскую методику, чтобы показать безнравственность и бездуховность высшего общества («Нана»). Вокруг Золя в 1870-е гг. сложилась натуралистическая школа, куда входили Э. де Гонкур (автор романов «Жермини Лассерте», «Актриса» и др., написанных совместно с братом Ж. де Гонкуром), Г. де Мопассан («Жизнь», «Милый друг»), Ж. К. Гюисманс («Там, внизу», «Наоборот», «По течению»), А. Доде («Набоб»). Э. Золя разработал теорию натурализма, изложенную в сборниках «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и др. В кон. 1880-х гг. натуралистическая школа распалась. Представители натурализма стали появляться и в других странах – А. Хольц и Г. Гауптман в Германии, Х. Гарленд и С. Крейн в США. В Италии появилось аналогичное движение в литературе – веризм. В России натурализм не сформировался в самостоятельное художественное течение.
Философские предпосылки натурализма связаны с позитивизмом и детерминизмом, особенно с теориями О. Конта о «биологическом» изучении общества и выявлении определённых стадий в его развитии (так же, как в развитии живого организма). Уподобление художественного произведения научному трактату привело к тому, что главной ценностью для натуралистов в литературном произведении стала познавательная, сведения, которые можно получить из него о людях и обществе. Акт эстетического наслаждения был приравнен к акту познания. При этом писатель, как учёный, не включал в произведение свои собственные идеи и верования.
Французская литература рубежа веков. Основные этапы творческого пути Э.Золя. Франция во второй половине XIX - начале XX века определяла общее направление движения европейской культуры. Здесь родились многообразные художественные течения и школы (натурализм, импрессионизм, символизм, кубизм и др.), получившие затем мировое признание; появились новые виды искусства (кинематограф); наметились тенденции, ставшие ведущими в искусстве собственно XX столетия. Развитие французской культуры было тесно связано с процессами, происходившими в общественно-политической, социальной и духовной жизни страны. Последняя треть XIX в. была одним из самых драматических периодов в истории Франции, за которым закрепилось название " конец века" как обозначение всеобщего кризиса, в котором оказалась страна. Его наглядным проявлением стали поражение во франко-прусской войне (1870) и вызванное им чувство национального унижения; разгром Парижской Коммуны (май 1871) и наступившая вслед за этим политическая реакция (монархические заговоры Мак-Магона и Буланже в 70 - 80-е гг., " дело Дрейфуса" в 1895 - 1898 гг.); коррупция и злоупотребления в высших правительственных и финансовых кругах III Республики (афера с акциями Панамского канала в 1888 г.). " Франция угасает, не мешайте ее агонии", - решительно заявил Э. Ренан (1832 - 1892), известный философ и писатель, высказывая мысли и настроения своих современников. Экономический, общественно-политический кризис усугублялся глобальным мировоззренческим кризисом, охватившим не только Францию, но и всю Европу. Тогда представители французской культуры остро ощутили исчерпанность прежних идей и понятий (философских, научных, художественных), составлявших на протяжении нескольких веков основы западной цивилизации. Однако в 900-е гг. положение меняется. Франция выходит из глубокого кризиса предшествующих десятилетий. Она вступает в эпоху империализма, со всеми присущими ей особенностями. Растет концентрация финансового капитала, осуществляется его вывоз заграницу, развивается внешняя торговля, происходит интенсивная колонизация. С середины 80-х гг. наблюдается новый подъём рабочего движения. Широкое распространение в рабочей среде и среди демократически настроенной интеллигенции получают идеи социализма. В начале XX века особую популярность во Франции приобрела философия Ф. Ницше, ставшая апофеозом силы, жизненной энергии " сверхчеловека", стоящего " по ту сторону добра и зла". Таким " сверхчеловеком" у Ницше выступает прежде всего творчески одаренная личность, художник, способный постичь окружающий мир и вступить с ним в единоборство. Напряженная борьба различных течений в философии конца XIX - начала XX века стала своеобразным отражением происходившей тогда подлинной революции в естествознании. В это время во Франции были сделаны фундаментальные открытия в биологии, медицине, физике, химии и других областях науки. Исключительной сложностью и противоречивостью отличалась литература Франции рубежа веков, характерным признаком которой была борьба и взаимодействие различных направлений и школ. При всей ожесточенности полемики, которую вели между собой писатели, принадлежавшие к различным литературным группировкам, в их творчестве отчетливо обнаруживалась тенденция к художественному синтезу, результатом чего явилось размывание четких границ методов, течений, жанров. Ярким примером такого синтеза стали произведения Золя, Мопассана, бр. Гонкуров, Верлена и др., сочетающие в себе признаки романтизма, реализма, натурализма, импрессионизма. В литературном процессе конца XIX - начала XX в. различают два этапа, каждый из которых имеет свои особенности: 70 - 90-е гг. и собственно XX в. Во французской литературе конца 60 - 90-х гг. видное место принадлежит натурализму. Возникнув в 60-е гг., он получил широкое распространение в 70 - 80-е, и уже в 90-е годы, исчерпав свои возможности, перестал существовать как направление. Решающее значение для его формирования имели естественнонаучные открытия этого периода, и в частности, теория экспериментальной медицины К. Бернара, философия позитивизма О. Конта, эстетика И. Тэна и Ф. Брюнетьера. Крупнейшим художником и теоретиком натурализма был, бесспорно, Э. Золя. В 60 - 80-е гг. вышли его " экспериментальные романы" " Тереза Ракен", " Мадлен Фера", теоретические работы " Экспериментальный роман", " Романисты-натуралисты", " Натурализм в театре", окончательно закрепившие натуралистические принципы в литературе. Реакцией на крайности натурализма стал символизм, сыгравший важную роль в истории французской культуры и затронувший разные ее сферы: поэзию, живопись, театр. В своем развитии он прошел два основных этапа: 70 - 80-е гг., в которые закладывались его художественные основы в творчестве П. Вердена, А. Рембо, С. Малларме, и конец 80 - 90-е гг., когда символизм превратился в литературное направление благодаря деятельности Ж. Мореаса (1850 - 1910), Г. Кана (1859 - 1936), А. Самена (1858 - 1900), П. Клоделя (1868 - 1955), Э. Дюжардена(1861 - 1950) и др. Символисты утверждали, что цель искусства состоит не в изображении действительного мира, который они считали вторичным, а в передаче " высшей реальности", " тайны, которую в себе открывает реальность". Осуществить эту задачу они намеревались с помощью символа, выступающего в их эстетике выражением сверхчувственной интуиции поэта -" медиума". Э.Золя (2 апреля 1840, Париж — 29 сентября 1902, Париж) Его отец — инженер-итальянец, обосновавшийся в Марселе в 1830 г., мать Э.-О.Обер — дочь небогатого парижского торговца. отец умер, когда мальчику было всего шесть лет, поэтому он не успел оказать на сына существенное влияние. Главным человеком для Золя всю жизнь оставалась мать. Он получил образование в частном колледже Д'Э, где постоянно завоевывал призы на уроках физики и рисования. После окончания лицея Золя не смог поступить в высшую школу и некоторое время служил писцом на товарных складах. 1862 году Золя удается поступить на службу в одно из крупнейших издательств Парижа – Ашетт. Служба Золя у издателя Ашетта давала ему возможность приобщиться к литературной жизни Парижа, познакомиться с видными писателями, почувствовать атмосферу литературных споров и поисков в искусстве. Именно в это время Золя отходит от романтизма. С этого времени начинается ранний период его творчества. Начиная с 1862 года суждения Золя о литературе отражаются в многочисленных статьях. Журнально-газетное наследие Золя огромно. Публицистику Золя практически не оставлял до конца своих дней, откликаясь на все важнейшие события: войну с Пруссией, Парижскую Коммуну, выступал против клерикальной и военной реакции. Поэтому совершенно не случайно, что во врем осады Парижа он становится секретарем республиканца Александра Глес-Бизана, а позже - парламентским корреспондентом " Колокола" и " Семафора". Со временем круг тем его публицистики расширился: Золя писал не только литературно-критические, но и искусствоведческие статьи. Некоторые из них позже были объединены в книги. В 1866 году вышли книги статей Золя " Что ненавижу" и " Мой салон", а в следующем году - " Эдуард Мане". В 70-е годы вокруг него образовывается школа натурализма.создал большое количество произведений, таких как «Сказки к Нинон» (1864), «Ругон-Маккары», «Тереза Ракен» (1867), «Жерминаль»(1885), «Плодовитость»(1899), «Труд», «Справедливость»(1902). Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса, которое обнажило противоречия Франции 1890-х годов, — знаменитая статья «Я обвиняю», за которую писатель заплатил изгнанием в Англию (1898). Золя скончался в Париже от отравления угарным газом, по официальной версии — из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство, но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось. Эмиль Золя дважды был женат, от второй супруги Жанны Розро у него было двое детей. 3. План и замысел цикла романов Золя «Ругон-Маккары» С 1868 г. Эмиль Золя собирает материал для двадцатитомного цикла романов «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история семьи при Второй империи», действие в котором охватывает 1851 — 1870 гг. Это завершенный и цельный цикл, в котором есть начало и конец. Этот цикл находится в рамках семейной хроники. Семья Ругон-Маккаров – это главные действующие лица. В этом семействе Золя показывает наследственность, которая губительна, а поведение их объясняет не только наследственностью, но и социальной средой, в которой они живут. Детально воспроизводится среда. Большую роль играет внутренняя борьба героев. У Золя был четкий план написания романов. Биологическая (естественная, история семьи) и общественная (история второй империи) истории идут у него параллельно. Общество у него живой организм, а сам Золя выступает в роли ученого и социального врача. Романы цикла: «Карьера Ругонов» (1871), «Добыча» (1872), «Чрево Парижа» (1873), «Завоевание Плассана» (1874), «Проступок аббата Муре» (1875), «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876), «Западня» (1877), «Страница любви» (1878), «Нана» (1880), «Накипь» (1882), «Дамское счастье» (1883), «Радость жизни» (1884), «Жерминаль» (1885), «Творчество» (1886), «Земля» (1887), «Мечта» (1888), «Человек-зверь» (1890), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892), «Доктор Паскаль» (1893). Первый роман цикла «Карьера Ругонов», действие в романе происходит в 1851 году, начал печататься в газете летом в 1870 году, но из-за событий франко-прусской войны и коммуны вышел отдельным изданием лишь в октябре 1871 г. В первом романе идет речь об основании семейства Ругон-Маккары. Аделаида Фук выходит замуж за батрака Ругона, потом второй брак с Макаром. Обозначается разница: Ругоны – люди с сильной волей, способны сделать карьеру. Макары – наследуют алкоголизм, психоневрозы. Аделаида сходит с ума и заканчивает свою жизнь в сумасшедшем доме. «Чрево Парижа» и другие романы повествуют о жизни внуков Аделаиды (дальнейшей истории семьи) и о развитии Второй империи. Седьмым романом цикла является «Западня». Здесь анализ дурной наследственности, порока алкоголизма. Западня – это и есть пристрастие к алкоголизму, из нее нельзя вырваться. Происходящее рассматривается не только с физиологической точки зрения, но и с социальной точки зрения, то есть не только наследственность влияет на жизнь героев, но и социальное неблагополучие. «Закройте кабаки, откройте школы». Через весь роман проходит символический образ дядюшки Базужа. К восьмому роману серии («Страница любви») был приложен рисунок генеалогического древа; при издании заключительного романа, «Доктора Паскаля», Золя эту схему уточнил и расширил. Последующие романы о детях героини романа «Западня». Все части цикла представляют собой динамично написанные социально-бытовые романы. Самый личный из них — «Творчество», где многие персонажи имеют реальные прототипы. Сезанн, узнав себя в Клоде Лантье, был настолько уязвлен, что навсегда разорвал отношения с Золя. Художник, пишущий в импрессионистической манере, пишет картину, которой посвящает все время, в своей жене перестает видеть живого человека – самоубийство. состояние психического невроза, которое воплощается в гениальности. «Нана». «Человек зверь» - Жак Лантье одержим манией убийства, он боится совершить убийство. Авторский замысел помогают понять «Первоначальный план издания» (в 1869 г. предполагалась публикация 10 романов; в 1875 г. план расширился до 20 книг), предисловие к «Карьере Ругонов» и подзаголовок цикла. В основу систематизации материала положен естественный принцип — действие наследственности, для чего Золя специально изучает труды П. Люка («Трактат по естественной наследственности»), Ш. Летурно («Физиология страстей»), Ч.Дарвина. «Человеческая комедия» стала литературной моделью, но Золя специально оговорил различие между собой и Бальзаком, поскольку решил представить Вторую империю в виде общественного организма. Его основу составляет семья, единица не только родовой, но и общественной «телесности», что подчеркнуто множественным числом имени. Поскольку Ругон-Маккары поражены наследственной болезнью, то роковым образом заболевание передается и империи, от чего она гибнет. Этот биологический процесс — подобие неотвратимой катастрофы, от поколения к поколению ускоряющейся, но до поры скрытой за фасадом показного благополучия. Всего цикл насчитывает около 1200 персонажей. Эта масштабная панорама охватывает как парижскую, так и провинциальную жизнь. С одной стороны, «тело» этой жизни поражено болезнью, и кровь переносит инфекцию от органа к органу. Так становится возможным бунт угнетенной природы, которая мстит за себя, взрываясь то половым — в романе «Нана», то военным — в романе «Разгром», то денежным — в романе «Деньги» и даже артистическим — в романе «Творчество» безумием, одни виды которого перетекают в другие.
|