Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роман Дж. Лондона «Мартин Иден»: тема художника и его судьбы в современном мире.
Творчество Лондона - это, по сути, многотомная художественная автобиография, но до «Мартина Идена» в ней недоставало самой главной главы, повествующей об искусстве. Такая глава требовала подлинной писательской зрелости; она пришла лишь на втором, самом плодотворном этапе творчества Лондона, и «Мартин Идеи» засвидетельствовал ее. Задача состояла не в том лишь, чтобы показать одиночество и непонимание, неизбежные для великого художника, бунтующего против нравов ‘коммерческого искусства’. Задача состояла, чтобы показать художника в момент его творчества, открыть двери в его внутренний мир. С Мартином вошла в роман тема, которая и стала в нем главной, и сформулировал ее сам Лондон: «трагедия одиночки, пытающегося внушить истину миру». Лишь одно следовало бы сказать точнее - истину, добытую искусством. С самого начала в Мартине поражает необыкновенно обостренный творческий, художественный инстинкт. Каждое ощущение принимало у него форму и окраску и претворялось в образы каким-то чудесным и таинственным путем. Драма начинается, когда Мартин, осознав в себе художественное дарование, решает сделать искусство своей профессией. «Пусть вашей целью будет только одна Красота. – говорит ему Бриссенден. - Зачем вы стараетесь чеканить из нее монету?». Правота Бриссендена - абстрактная правота. Безусловно, первейшая обязанность художника - это обязанность перед своим искусством, служение Красоте. Но творчество невозможно без воспринимающего, без «публики», которую с полным основанием презирает Бриссенден, а потом и Мартин. Трагедия в том, что «публика» - это морзы и им подобные. В начале творчества - великий созидательный порыв, а завершение творческого акта - это мелочная и недостойная борьба с издателями, блошиные укусы критиков и оплевывание шедевра самодовольной аудиторией. И Мартин не может найти выхода из этого порочного круга. Мартин Идеи - художник, вышедший из народных масс, а это явление, ставшее характерным лишь в XX веке. И драма, которая изображена Лондоном, - подлинно современная драма. Жестокий парадокс судьбы Мартина в том, что с каждой новой осиленной им вершиной культуры, с каждым новым постигнутым им секретом творчества он все больше отдаляется от того мира, который и питал его творческие силы, пока между художником и вырастившей его средой сохранялась живая связь. Художник из пролетариата, он чужд пролетариату, который неспособен его понять. И чужд «хорошему обществу», которое он презирает и которое на него самого смотрит только как на очередную сенсацию. Он оказывается между двух миров, в пустоте, в изоляции, и его индивидуализм, которым Мартин похваляется на социалистическом митинге, - это не выработанная им для себя жизненная программа, а лишь неизбежное следствие переживаемой им как художником-бунтарем, художником из народа отчужденности ото всех. Поистине трагедия одиночки. Книги Спенсера научили Мартина «устанавливать связь вещей и явлений на этой планете», и он странствует по ее закоулкам и дебрям не как заблудившийся путник, а «как опытный путешественник-наблюдатель». Он творит, полагаясь не на случайную удачу, а на твердое знание «как» и «почему», осмысленно и целенаправленно, и это тоже отвечало эстетическим требованиям позднего Лондона. Но Мартин знает и другое: что в конечном итоге «тайна красоты столь же непостижима, как и тайна жизни». Он не может творить, стремясь лишь к безукоризненному правдоподобию, его не удовлетворяет плоский, одномерный реализм. Идея, выраженная Лондоном в «Мартине Идене» была справедлива для всех стран, всех времен и народов. Мартин уходит из жизни, потому что исчезло главное ее содержание - творчество. «Коммерческое искусство» не сумело заполучить его. Он уходит потому, что никогда не сможет жить в ограниченном мире буржуазии, и уже не способен, сбросив накопленный груз культуры, вернуться к своему миру. Конфликт, приведший его к гибели, неразрешим, покуда, по слову Уитмена, «великий поэт не найдет себе и великой аудитории». Это не капитуляция. Это настоящее мужество настоящего художника. Таким образом, Мартин Идеи положил перо, когда понял, что запас отпущенных ему сил иссяк, и что творчество для него стало бы в лучшем случае самоповторением. В «Мартине Идене» была тема художника и его мучительной борьбы с неподатливым материалом, со вкусами современников, с необходимостью продавать свое искусство, - с собственными человеческими слабостями. И тема была так близка Лондону, настолько им выстрадана, что роман, задуманный как книга, развенчивающая индивидуализм, приобрел в его творчестве значение исповеди.
|