![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика, основные этапы и методы обучения грамоте детей с ОНР
Характеристика современного метода обучения грамоте и особенности его применения в речевой школе. Современный метод носит название – ЗАСМ – звуковой аналитико-синтетический метод. В России он получил наиболее распространение. Его основу, те есть часть создания приписывают К.Д. Ушинскому. Этот метод начал вводиться с конца XIXвека. Далее метод совершенствовался. Суть метода сводится к тому, что обучение чтению и письму ведется с постоянной опорой на звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез, что соответствует русской графике. Единицей обучения является звук, обозначаемый буквой, а основной единицей чтения является слияние. Это прямой открытый слог СГ. СГ – ма, ла, и т.д. – прямой открытый слог СГС – дом, ком – прямой закрытый слог ССГС – стол, стул – слог со стечением согласных в начале СССГС – страх – тройное стечение СГСС – тигр, зонт – со стечением в конце СГССС – с тройным стечением ГС – обратный слог ам, ом, ок Г – один звук может считаться слогом. Слог-слияние в этом методе считается основной единицей чтения. Обучение грамоте по этому методу ведется с постоянной опорой на аналитические и синтетические упражнения. Анализ (посчитать сколько в предложении слов, выделить слоги в слове, произносить по порядку и т.д. от предложения к звуку). Синтез – от звука к предложению. Этот метод носит развивающее и воспитывающее значение. ^ Особенности этой системы или применение метода в речевой школе.
6. Тесная связь процесса обучения грамоте с развитием речи детей, т.е. на занятиях по обучению грамоте можно изучать новые слова, составлять и строить предложения и связные высказывания. Весь материал неоднократно закрепляется на уроках, а именно - на развитие речи и произношении, что тоже способствует автоматизации. Таким образом, обучение грамоте с помощью ЗАСМ на основе постоянных практических упражнений, на основе фиксации внимания при чтении, на узнавании звуков и слоговых структур, дети постепенно овладевают навыками правильного, плавного, осознанного и элементарно-выразительного чтения и первоначальными навыками письма. Характеристика этапов обучения грамоте: ^ I добукварный период обучения грамоте (или подготовительный, или пропедевческий) Основная цель: подготовка детей к сознательному овладению навыками чтения и письма. - Изучение детей: проводится полное логопедическое обследование, составляется план коррекционной работы на год. - Формирование необходимых предпосылок к овладению навыками чтения и письма:
В конце периода учитель делает вывод либо о возможности перехода в букварный период, либо о продлении добукварного периода. ^ II. Букварный период обучения грамоте. Растянут во времени и составляет 14 месяцев в 1 варианте комплектования и 7 месяцев во 2 комплектовании. Порядок изучения звуков и букв:
Слоговые структуры те же + слог со стечением согласных в конце. Здесь дети учатся составлять и читать 2х-3х сложные слова. Первые два этапа проходят в подготовительном классе. 1 класс: 10 часов отводится на повторение, если это 2 вариант комплектования – то изучается все сразу. 3. [г], дифференциация шипящих, [р] – [л], [э] – [е], [г] – [г’]. 4. изучение и дифференциация группы звонких и глухих согласных, парных и непарных. 5. Буквы: я, ю, е, ё, ь. Смягчение этими буквами. Большая работа отводится дифференциации твердых и мягких согласных. 6. Аффрикаты, ъ, ь знаки, дифференциация аффрикатов, свистящих, шипящих. К концу 6 этапа дети должны уметь читать и составлять 4-5 сложные слова, слоги со стечением в начале и конце слова. Дети должны делать звуко-буквенный анализ этих слогов и слов. Спецификой работы в букварный период является закрепление навыков звуко-буквенного анализа, развитие фонематических процессов. Большое внимание уделяется дифференциации смешиваемых звуков и букв. Много времени уделяется автоматизации навыков слогослияния, закреплению звукобуквенных связей. Вся работа по изучению грамоте тесно связана с развитием речи детей. Обучение всегда строиться от простого к сложному, от более легких звуков к сложным. Обогащается, активизируется словарь детей, развивается навык правильного построения предложений.
32.Фонетико-фонематическое нарушение речи: структура нарушений. ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста. Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.
|