Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика, основные этапы и методы обучения грамоте детей с ОНР






Характеристика современного метода обучения грамоте и особенности его применения в речевой школе.

Современный метод носит название – ЗАСМ – звуковой аналитико-синтетический метод. В России он получил наиболее распространение. Его основу, те есть часть создания приписывают К.Д. Ушинскому. Этот метод начал вводиться с конца XIXвека. Далее метод совершенствовался. Суть метода сводится к тому, что обучение чтению и письму ведется с постоянной опорой на звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез, что соответствует русской графике. Единицей обучения является звук, обозначаемый буквой, а основной единицей чтения является слияние. Это прямой открытый слог СГ.

СГ – ма, ла, и т.д. – прямой открытый слог

СГС – дом, ком – прямой закрытый слог

ССГС – стол, стул – слог со стечением согласных в начале

СССГС – страх – тройное стечение

СГСС – тигр, зонт – со стечением в конце

СГССС – с тройным стечением

ГС – обратный слог ам, ом, ок

Г – один звук может считаться слогом.

Слог-слияние в этом методе считается основной единицей чтения.

Обучение грамоте по этому методу ведется с постоянной опорой на аналитические и синтетические упражнения. Анализ (посчитать сколько в предложении слов, выделить слоги в слове, произносить по порядку и т.д. от предложения к звуку). Синтез – от звука к предложению. Этот метод носит развивающее и воспитывающее значение.

^ Особенности этой системы или применение метода в речевой школе.


  1. В речевой школе изменен порядок изучения звуков и букв. В массовой школе порядок изучения определяется принципом частотности, а потом по мере убывания. В речевой школе этот порядок определяется особенностями развития фонетико-фонематических процессов у детей, тем фактом, что дети часто смешивают многие группы звуков. С учетом этих особенностей сначала изучаются гласные, которые чаще всего сохранены в речи и наиболее легки в артикуляции: [м], [х], [с]. Изучаются глухие перед звонкими, твердые перед мягкими. Изучение смешиваемых звуков разделено во времени. Наиболее трудные в произношении аффрикаты – изучаются в последнюю очередь.

  2. В речевой школе растянуты и сроки обучения грамоте, продлен добукварный период 2-2, 5 месяца. В первом классе – 1, 5-2 мес., продлен букварный период. А послебукварного периода в речевой школе нет.

  3. Уже в добукварный период в процессе выполнения практических упражнений формируются навыки звуко-слогового анализа. Это является очень важной предпосылкой для успешного овладения навыками чтения и письма.

  4. В речевой школе наряду с ЗАСМ используются элементы послогового метода обучения грамоте. Этот метод полезен для автоматизации навыков чтения. Дети читают слоговые таблицы, дорожки с разными заданиями. С помощью этого метода учатся узнавать слоги в лицо, что будет способствовать успешному послоговому чтению


5. Широко используются наглядности в процессе обучения грамоте (схемы, планы-артикуляции, таблицы и.т.д.)

6. Тесная связь процесса обучения грамоте с развитием речи детей, т.е. на занятиях по обучению грамоте можно изучать новые слова, составлять и строить предложения и связные высказывания. Весь материал неоднократно закрепляется на уроках, а именно - на развитие речи и произношении, что тоже способствует автоматизации.

Таким образом, обучение грамоте с помощью ЗАСМ на основе постоянных практических упражнений, на основе фиксации внимания при чтении, на узнавании звуков и слоговых структур, дети постепенно овладевают навыками правильного, плавного, осознанного и элементарно-выразительного чтения и первоначальными навыками письма.

Характеристика этапов обучения грамоте:

^ I добукварный период обучения грамоте (или подготовительный, или пропедевческий)

Основная цель: подготовка детей к сознательному овладению навыками чтения и письма.
Задачи:

- Изучение детей: проводится полное логопедическое обследование, составляется план коррекционной работы на год.

- Формирование необходимых предпосылок к овладению навыками чтения и письма:


  • Развитие фонематического слуха и восприятия, навыков звуко-слогового анализа;

  • Коррекция звукопроизношения и артикуляционной моторики;

  • Развитие зрительного восприятия;

  • Развитие пространственной ориентировки (в системе собственного тела, в пространстве, на листе бумаги);

  • Развитие мелкой моторики:

  • Пальчиковые игры, работа с мелкими предметами.

  • Подготовка руки к письму: научить правильно держать ручку и карандаш, проводить прямые линии, обводить шаблоны, штриховки и т.п.


Все эти направления работы параллельно реализуются на разных этапах: произношение, математика и.т.п.

В конце периода учитель делает вывод либо о возможности перехода в букварный период, либо о продлении добукварного периода.

^ II. Букварный период обучения грамоте.

Растянут во времени и составляет 14 месяцев в 1 варианте комплектования и 7 месяцев во 2 комплектовании.

Порядок изучения звуков и букв:


  1. Звуки и буквы

    • а, у, м, х, о по 1 часу

    • с.п, к, в, т, н, ы – по 2 часа

    • слоговые структуры СГ, СГС.

    • Двусложные слова из прямых открытых слогов


Активно формируются навыки звукобуквенного анализа. Дети учатся составлять и читать слоги и слова из изученных букв. Формируется навык послогового осознанного чтения.


  1. Изучаются звуки и буквы:

  • з, л, э, и, дифференцируются ы – и

  • ш, б, р, ж, д, е


Изучаются обозначения мягкости согласных буквами и, е.

Слоговые структуры те же + слог со стечением согласных в конце.

Здесь дети учатся составлять и читать 2х-3х сложные слова.

Первые два этапа проходят в подготовительном классе.

1 класс: 10 часов отводится на повторение, если это 2 вариант комплектования – то изучается все сразу.

3. [г], дифференциация шипящих, [р] – [л], [э] – [е], [г] – [г’].

4. изучение и дифференциация группы звонких и глухих согласных, парных и непарных.

5. Буквы: я, ю, е, ё, ь. Смягчение этими буквами.

Большая работа отводится дифференциации твердых и мягких согласных.

6. Аффрикаты, ъ, ь знаки, дифференциация аффрикатов, свистящих, шипящих.

К концу 6 этапа дети должны уметь читать и составлять 4-5 сложные слова, слоги со стечением в начале и конце слова.

Дети должны делать звуко-буквенный анализ этих слогов и слов.
В целом к концу букварного периода дети должны овладеть плавным послоговым чтением слов, предложений и коротких текстов со скоростью 15-20 слов в минуту. Должны анализировать и пересказывать прочитанное.

Спецификой работы в букварный период является закрепление навыков звуко-буквенного анализа, развитие фонематических процессов. Большое внимание уделяется дифференциации смешиваемых звуков и букв. Много времени уделяется автоматизации навыков слогослияния, закреплению звукобуквенных связей.

Вся работа по изучению грамоте тесно связана с развитием речи детей. Обучение всегда строиться от простого к сложному, от более легких звуков к сложным. Обогащается, активизируется словарь детей, развивается навык правильного построения предложений.

 

32.Фонетико-фонематическое нарушение речи: структура нарушений.

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал