Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные концепции коммуникации.
В современной коммуникативистике выделяется несколько конкретно-научных подходов к изучению коммуникации. Во-первых, это различные подходы технократического и интеракционного характера. Во-вторых, в рамках интеракционизма ученые разделились в решении вопроса о том, как объяснить коммуникацию — ссылками на индивидуальную осознанную деятельность или в качестве производной от социальной структуры. Дебаты о коммуникации в подобных терминах занимают одно из центральных мест в современной социологии, психологии и культурологии. В рамках именно этих наук складывались основные теоретико-методологические подходы к коммуникации и предпринимались различные попытки примирить объективную структуру и субъективную волю. Технократические подходы к изучению коммуникации были обусловлены спецификой конкретно-исторических условий и самого предмета исследования. Возникли концепции технологического детерминизма, наиболее известной среди которых является теория информационного общества, рассматривающая современные технические средства информации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития. В рамках технократической парадигмы получила свое развитие математическая теория коммуникации инженера и математика К. Шеннона. Технократические теории вызывали неудовлетворенность, обусловленную их механистичностью, как правило, ограничивающей коммуникацию точкой зрения производства, передачи и обработки информации, а также используемых при этом технических средств. Преодоление механистичности формализованно-технократического подхода было связано с интеракционным подходом к исследованию коммуникации, в значительно большей степени учитывающим роль человека как субъекта коммуникации. Интеракционный подход рассматривает коммуникацию как взаимодействие. В рамках интеракционизма сложилось много теоретико-методологических направлений, разрабатываемых в психологии, социологии, социальной психологии, культурологии. Теория межкультурного содержания коммуникации («проксемия»), разрабатываемая американским антропологом Э. Холлом, дает возможность уяснить культурные значения коммуникативных действий и соответствующее их выполнение, эффективность которых основана на признании принадлежности коммуникантов к определенной культурной среде. В концепции Холла рассматриваются четыре расстояния коммуникации: близкое, персональное, социальное и публичное. Близкое расстояние (0—1, 5 м) означает явное присутствие другого лица и может время от времени оказывать «давление» из-за очень интенсивных сенсорных воздействий. Персональное расстояние (1, 5—4 м) оказывает разделяющее воздействие, но сохраняет возможность воспринимать визуально изменения в лице. Социальное расстояние (4—10 м) характерно для случайных общественных мероприятий и оставляет возможность продолжать работать в присутствии другого лица без того, чтобы показаться невежливым. Публичное расстояние (10 м и более) характеризует места для общественного дискурса. В теории «лица» (идентичности) в переговорах, предложенной С. Тинг-Туми, нашли отражение социокультурные аспекты коммуникации. Эта теория основывается на следующих предположениях: участники переговоров независимо от их культурной принадлежности стараются сохранять идентичность (лицо) во всех коммуникативных ситуациях; идентичность особенно проблематична в ситуациях неопределенности; конфликт требует от обеих сторон активного управления формированием и сохранением идентичности; конфликтующие стороны осуществляют два типа управления: в отношении собственной и чужой идентичности; вариативность культур по такому параметру, как коллективизм — индивидуализм, влияет на выбор стиля поведения в конфликте. Интеракционный подход в социологии. Интеракционная социологическая методология играет важную роль в теоретическом исследовании коммуникации, поскольку коммуникация представляется социальным обменом и социальным взаимодействием. Социальное взаимодействие — центральное понятие ряда социологических теорий. В его основе лежит представление о том, что социальный актор (действующее лицо), индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других действующих лиц и ведет себя сообразно этой социальной ситуации. Наиболее полную разработку проблема социального взаимодействия получила в теориях социального обмена — направлении в социологии, рассматривающем обмен различными типами деятельности как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус, престиж, конформизм и др.). Теоретические основы концепций социального обмена восходят к утилитаристской традиции Лингвистические подходы. Сторонники этих подходов к изучению коммуникации ставят в центр своего внимания проблему языка, понимаемого как: · система символической коммуникации, т.е. коммуникации путем вокальных (и письменных) знаков, резко отличающая человеческие существа от всех остальных видов. Язык регулируется правилами и включает в себя множество условных знаков, которые имеют общее значение для всех членов лингвистической группы; · знаковая практика, в которой и посредством которой человеческая личность формируется и становится социальным существом.
14.15. Коммуникационная потребность: понятие и сущность Коммуникационная потребность – нужда индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией в целях взаимодействия и воздействия друг на друга. Коммуникационная потребность побуждает субъект к коммуникационной деятельности, чтобы привести содержание сознания к желательному состоянию, т.е. потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Определение коммуникационной потребности отличается от потребности вообще в том, что: 1. Коммуникационная потребность свойственна не любым живым системам, а лишь обладающим сознанием субъектам, которые способны осуществлять коммуникационную деятельность. Такими субъектами являются: индивидуальная личность (И), социальная группа (Г) и массовая совокупность в виде общества в целом (М). 2. Коммуникационная деятельность есть движение смыслов в социальном пространстве. Она способна удовлетворить коммуникационную потребность только в том случае, если эта потребность осознается субъектом как недостаток знаний, умений или других смыслов, т.е. как неполнота содержания сознания. То есть коммуникационная деятельность имеет смысл, если потребность осознается субъектом. Общение (или коммуникация) – это не прихоть, а реализация наших определенных потребностей. Коммуникация выполняет несколько важных для нас функций. 1. Мы общаемся, чтобы удовлетворить потребность в общении. По своей природе, люди – социальные существа, и так же остро нуждаются в других людях, как и в пище, воде и крыше над головой. Два человека могут часами болтать о разных мелочах, причем через несколько дней ни один из них не вспомнит, о чем же шла речь. Потому что глубинной целью их разговора было не обсуждение каких-то определенных тем, а удовлетворение потребности в общении. 2. Мы общаемся ради выполнения социальных обязательств. Мы говорим: «Привет, как дела?» человеку, с которым несколько лет назад сидели за одной партой. Таким образом мы выполняем социальные обязательства. Этими словами мы подтверждаем, что узнали этого человека, продолжаем считать его «своим» и не являемся высокомерными. 3. Мы общаемся, чтобы строить взаимоотношения. Через общение мы сначала знакомимся, а потом и строим взаимоотношения с другими людьми. 4. Мы общаемся, чтобы обмениваться информацией. Часть информации мы получаем через наблюдение, чтение, СМИ, а часть – через общение с другими людьми. 5. Мы общаемся, чтобы воздействовать на других. Вряд ли найдется хоть один человек, никогда не пытавшийся воздействовать на других. Необязательно это должно проявляться на глобальном уровне – каждый из нас убеждает людей, что некий фильм не стоит смотреть, какой ресторан надо выбрать. И даже собеседование с потенциальным работодателем – это стремление убедить его в том, что мы достойны работать в данной должности за определенную зарплату.
|