Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды устноречевой коммуникации.
Говорение как вид устноречевой коммуникации. Говорение –вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная речь. Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, явлений, дополняя их своими рассуждениями. В ситуации речевого взаимодействия могут возникнуть проблемы на каждом из уровней оформления устного текста, связанные с определением предмета разговора, неумением вникнуть в суть этого предмета, осмыслить его, разобраться в логической структуре информации, использовать адекватные способы выражения содержания отсутствием или недостаточной развитостью языковых и речевых умений. Иногда боязнь показаться косноязычным мешает даже хорошим специалистам защитить свой проект, доказать справедливость умозаключений и т.д. Чтобы стать хорошим оратором, суметь убедить, воздействовать на собеседника или аудиторию в задуманном ключе, сформировать мнение о себе в самом выгодном виде, необходимо развивать определенные механизмы, навыки. Основная единица говорения - производство конкретного слова, предложения в ходе речевого акта — обмена продуктами речи между адресантом и адресатом. Слушание как вид коммуникации. Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любых сферах и ситуациях коммуникации. Это значит, что эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание. Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, выраженной вербальными или невербальными средствами, то можно заранее нее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходимо именно наличие слушателя. Пара говорящий—слушающий — необходимое условие реализации этой ситуации. Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора. Основная задача слушающего — не произвести хорошее мнение о себе у собеседника, а получить необходимую информацию, внимательно и терпеливо слушая. Одной из главных проблем общения всегда остается достижение взаимопонимания. Барьеры коммуникации в основном связаны с неправильным слушанием партнера. Чтобы избежать ошибок в общении, необходимо четко представлять себе его цель, задачи, прогнозируемые результаты, коммуникативную компетенцию участников общения, предмет общения и т.д. Единицей слушания называют смысловое решение, обычно шествующее действиям в плане обратной связи.
26. Письменноречевая коммуникация: свойства, виды, функции Письменная речь - это особый вид деятельности, включающий в себя три уровня (психологический, сенсомоторный, лингвистический). Свойства и особенности п. р.: - способность к длительному хранению информации; - п. р. – одна из форм речевых функций (кроме устной); - п. р. – надстройка над уже созревшей устной речью – использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы; - п. р. Овладевают целенаправленно в процессе обучения; - п. р. Характеризует участие большого кол-ва анализаторов (зрительно-слухо-моторный); - в п. р. Более высокие требования к подбору слов и построению фраз; - п. р. Лишена живых средств общения – мимики, жестов; - единица п. р. – монолог; Виды п. к.: 1. При необходимости обдумать что-либо или поделиться личным опытом (журнал, дневник, воспоминания, письмо). 2. Потребность поделиться инф-ей об известных людях, местах, событиях (интервью, отчеты, свидетельские показания); 3. Творческие аспекты (шутки, рассказы, стихи); 4. Рефлексивная п. р. – представлен или прокомментирован какой-либо личный опыт пишущего (эссе, передовые статьи, комментарии); 5. Выполнение письменных заданий по учебным предметам; 6. Деловая письменная речь (заявления, резюме, деловые письма) Функции: фиксация устной речи – сохраняет ее в пространстве и времени; п. р. Позволяет планировать, отбирать и правильно оформлять мысли; играют ведущую роль в передаче важной и официальной информации, средство передачи конфиденциальной информации, средство поддержания деловых и личных взаимоотношений. Функции письменноречевой коммуникации: 1. Функцию сообщения реализуют все письменные тексты. В зависимости от сферы общения они несут научную, деловую, общекультурную информацию, которая может быть востребована и использована в любое удобное для читателя время. 2. Говоря о функции общения, часто вообще опускают ее письменноречевой вид, который представлен в деловой переписке, рекламно- информационных текстах, преследующих цель немедленно вызвать ответную реакцию (совершение поступка) и т.д. 3. Функция воздействия присуща как художественным текстам, вызывающим определенное эмоциональное состояние читателя, прогнозируемое автором, так и научно- популярным, публицистическим, учебным текстам.
|