Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастикиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. К 64 Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с. ISВN 5-296-00213-Х В пособии изложен комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составной частью комплекта тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет, а также предлагается ряд наиболее распространенных и простых дыхательно-голосовых упражнений, органично сочетающихся с артикуляционными. Пособие предназначено для работы логопедов и родителей с детьми. ББК 74.3 ©Коноваленко В. В., Коноваленко СВ., 1998, 2001. ©Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001. Артикуляционная гимнастика Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом. Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз). Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики I. Упражнения для нижней челюсти: 1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд. 2. Жевательные движения с сомкнутыми губами. 3. Легкое постукивание зубами — 4. «ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке. рис II. Упражнения для губ: 1. «УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжать (Рис. 1), 2. «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») - вытягивание губ вперед, (рис. 2). 3. Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУ (Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами). 4. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам. 5. Вытягивание нижней губы под верхнюю. III. Упражнения для языка: (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна): 1. «БОЛТУШКА» - движения языком вперед-назад. 2. «ЧАСИКИ» - вправо-влево, (рис.4).
3. «КАЧЕЛИ» - вверх-вниз, (рис. 3 4. Круговые движения языком. 5. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком.
а) Б) Рис.2
6. «ЛОПАТКА» — широкий, мягкий, 7. «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед, (рис. 6). 8. «ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий 9. «ГРИБОК» - широкий плоский 10. «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в 11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание 12. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ Рис. 8 Рис.5 Рис. 6 Рис.7 2. Дыхательно-голосовые упражнения (Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение). 1. Глубокий вдох через нос — продолжительный выдох через рот. 2. «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу под
3. «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые губы, 4. Повторить упр. 2, 3 с дополнением: шепотом произносить слог 5. «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» - руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на 6. Повторить упр. 5 с дополнением: шепотом на одном усилен 7. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения артикуляционной позы (губ) в зеркале. В дальнейшем (через неделю, две, месяц...) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляционной позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит. 8. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков: а) АУ, УА.АО, ОА, АИ, ИА.УИ, ИУ...
|