Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрождение. Великое переселение народов – этнические пристрастия, своё восприятие культуры, псих подготовленность к восприятию той или иной культуры






Фев

 

Великое переселение народов – этнические пристрастия, своё восприятие культуры, псих подготовленность к восприятию той или иной культуры, варварское сознание специфическое, нет абстрактного восприятия, умозрительных форм, опирается на конкретный образ, традицию. Но есть и некие переходные формы.

Карта. Метрополия. Италия. Бурно развивается культура, это и наука (точные и гуманитарные). На рим культуру в какой-то степени влияет варварский мир. Оч серьёзное влияние на позднерим мир. С 4 в начинается и христианизация метрополии. С др стороны - культура провинций: кельтские (Галлия), друидическая организация (спец жрецы – хранители эпоса – почва народа. Её история, без мифа нет народа). В мифологии и творение мира, и взаимотношения богов и людей, и этика, и право в некотором роде, и функции героя, сакрализация правителя. На эпос все ссылаются. Важнейший пласт. Эти жрецы – барды. Кроме того, отдельная категория жрецов хранителей мудрости -фелиды, прегоны (руническое письмо, сакральные тексты, но в основном устная традиция). Друиды создали базу, почву. Представление о том, что есть интеллектуальный слой, которые хранители мудрости. Практика обучения 20 лет. Для знати тоже сущ практика (5-8 лет)вся остальная масса знала ровно столько, сколько нужно для обыденной жизни. Изначальная складывается традиция интел культуры, которая доступна не для всех.

Романизация затронула главным образом именно знать, которая стремилась отделиться, подняться над народом. С 4 в германцы (готы) стали воспринимать и христианство. Письменность - епископ (Урфилий). Пиренейский пол-в (хоз-во, уч заведения, библиотеки, раньше воспринимают элементы рим культуры). Галлия не равномерное романизировалась. Первый – Прованс (в переводе провинция). Британия до н 5 в. тоже формируется римская провинция, наравниной части процесс романизации, так же знать. В 4-5 вв сращивание кельтской и римской знати.

Демократическое христианство, логично и гармонично входит в жизнь кельтский общин.

Германцы в отличии от кельтов воспринимают рим культуру только по границам. Не сложилась система верований, которые бы наделяли их дух лидеров интел функциями, у них была только сакральная (заведовали культом).

В к 5 в рим империя окончательно рухнула. Варваризация метрополии.

В это период взаимодейстиве неск кул потоков: позднерим, кельт культура и мощный пласт варварской культуры. При этом рим культура уже отживает, исчерпала свои способности. И на всё этом как цементирующая сила – христианская идеология и та культура, к церковь вынуждена была формировать. Идеология должна былла стать основой для кул процесса. Определённая задача: вытеснение всех остальных верования – христианский мир без границ. Отсюда активная миссионерская детальность. Второе- усмирение вооруженного состояния варваров. Состояние войны не подходит ни для кого цивилиз об-ва. Превращение варваров из самодостаточных воинов в усмирённого, ущербного человека. 3 проблема – недопущение всякого рода сознательного представления себя, как чего-то отдельного. Мир этнически однородный. Рим -зрительный центр мира, для всех.

Начало ср-я -кубок противоречий, в к важно понять, кто займёт гл место. Противостояние культ программы Рима и хр церковь.

1 сила -последние римлянины. (Северин Боэций и Флафий Кассиодор). Последний умудрился пережить всех, везде занимал видные позиции. Стал конформистом за это время и понял, кто тут в мире главный в 6 в. А Б. несколько невреное оценил ситуацию

Боэций – истинный сын позднеантич ин элиты. Философ, учёный, писатель. Основоположник ср стиля мышления. Пытается внедрить в вар мир всё лучшее из антич культуры. Опирается на Платона и Аристотеля. Фигуры не очень совмещаемые (только то, что два великих язычника). Начинает с мысли, что образование, наука, активная дух деятельность автоматически преобразует варварскую основу чел сознания в нечто более приличное. Для решения этих задач создаёт в 1 очередь систему образования. Образование через текст невозможно было в той среде, где привыкли к устной передаче информации. Здесь уже была ошибка -Б приступает к написанию учебника. Проблема – латинский язык зачастую не давал возможность передать суть того или иного явления и понятия. Поэтому использовали греческий язык. Сложен перевод с разнообразного греческого на скупую латынь. А латынь стала языком международного общения. Создаётся единое культ пространство, начинается общение представителей интеллигенции. Б, создавая учебники, исходит из позднерим традиций, точные науки (цифры), мир земной и небесный взаимосвязаны, гармония небес напрямую связана с гармонией мира земного. Ест и точные науки пытаются осознать мир, попытка влезть в замысел божий, а это грех. Музыка, построенная на матем формулах, создаёт невидимый мир. Своё значение она никогда не теряла. Невиданная гармония, к должна сущ в мире макс выражена именно в музыке. Пер положение -гуманитарный комплекс. Науки о слове. Через слово человек познаёт мир. Слово – одежда всего. Любой процесс выражаем не знаками, а словами. Бог – это идея. Он воспринимался не антропоморфно. Это абсолютная идея. Сгусток идей – источник идей вещи, к мы видим и к дана нам в ощущениях. Но мы-то называем вещь, описываем словами. Называя вещь, мы даём ей форму и жизнь. Слово – это то, что творит мир. Грамматика (создание правильного слова), риторика (важ вещь, надо было обучить варвара, умение выразить свою идею даётся через риторику и логику). Иногда их ставили рядом с теологией.

Если Бог абсолютная идея, то почему в мире столь много несовершенного. Тут людям и объясняют: Бог создаёт идею, а реализуем её мы. Искажение речи – искажение мира. Как ты говоришь, такой мир ты и строишь.

Цели определены, система определена, но как донести? Необходимость создания методологии (ключ от всех проблем). Ориентация в большей степени была на элиту. Систематизация – столп. Создание системы общих понятий или универсалий. Создание некой последовательности постижения знаний, иерархия, от простого к сложному. Выборка – самые важные основы должны систематизированы, схематизированы и выстроены в некую иерархическую последовательность. Отсюда выстраивание обр программы. Это был удачный момент. В основе его система и вран ср-е. Б. говорит о задачах оразования: следует разделить сферы, теологией должен заниматься опред круг людей, а основная масса, получающая образования, должна получать знания в области свет наук. Но впервые об этом потребовал Абеляр в 12 в. Философия – наука о земном, там всё можно рассматривать и доказывать, а в теологии всё абсолютно.

Б. говорит. Что в трудах Платона и Аристотеля заложена основа кул универсализма для новой эпохи. Единство мысли, знания и метода (для научных исследований).

Б. будучи человеком светским, в конце своей жизни попадает в сложную полит ситуацию, оказался в не той партии, присуждён к казни (при Теодорихе, к пытался спасти Б., но тот не отказывался от своих мыслей, сидел в тюрьме и писал «Утешенией философией»). Параклет -утешение. Так назвал свою школу Абеляр, мир интел свободы. Этот мир человек создаёт внутри себя. Теряет ценности внешних благ, он свободен, его мир внутри построен так. Как он смог это сделать (кошмар или светлый и прекрасный). Отсюда история с Диогеном и бочкой про загораживание солнцем императором (Д – самодостаточный домус – тело человека, вместилище его души). Смертью земного тела ничего не заканчивается. Никуда не исчезают идеи рукописей, хоть те и сгорели. Идеи распространены в воздухе. Какая-то сила сможет воссоздать их позже. В миросоздании ничего нигде не исчезает. Поэтому в 2Утешении философии» у Б. нет ни единой ссылки на царя земного и небесного. Он создаёт совершенный мир. Хр церковь воспользуется этой идей, создаст целую теорию – универсального совершенного мира. Который помещается в понятии христианский бог.

Б. ближе к Аристотелю. Для него восприятие – это не мистика. Это же касается и веры, она не должна быть иррациональной. Это должно быть осознанным актом. Человек должен понимать первопричину всего сущего (гуманисты потом начнут с вопроса о судьбе). Тот, кто находится в постоянном напряжении - выбирает себе дорогу. Но это не совпадает с христианской задачей. Перепитии 5-6 в, когда борьба между собой. В этой ситуации хр церкви нужно было что-то делать. Придавили всякие идеи свободы.

Кассиодор прожил долгую жизнь. Подходил по иному. Теория правления гос-вом. Основа межд права. Историк, хроника готов. Его образ и кул модель уэже несколько отличается от Б, видит реалии современного мира. Варии – образовательная система, включающая образов учреждение (виварий), в основе кмногоступенчатая система образования – школа, что-то типа ун-та, и дальше сочетание науки и передача своих знаний (сочетание преподавт и исслед деятельности). Основа варий – несколько иной подход к понятию культуры. Культура – возделывание по словарю. Истинно культурный человек не может жить в помойке, не искажает язык, стремится к совершенству, организует жизнедеятельность, создаёт идеальный мир, культура требует постоянного развития. При этом культура вещь всеобъемлющая для гос-ва, об-ва, человека, мира (для всех домусов). Говорят, что этот вывод последний памятник рим традиции. Культура – это не мир идей. Это мир идеализированной жизни.Ср культура не отражает реальность, а идеальный мир, давай человеку цель, к чему стремится. Иначе об-во теряется в пространстве. Дальше К начинает группировать кул комплекс вокруг дух ценностей. Теперь эти ценности христианские. Умозрительный интел мир не может стать прочным стержнем, вокруг к будет закручено об-во. Нужен авторитет, к может в конце концов запугать. «Изложение псалмов», в к К. увязывает свои представления о культуре с идеями о христианстве. Выстраивается тесная взаимосвязь меду откровением, писанием и чел знанием (оп снисходящей линии). Зачем Бог создал человека? Ангелы они не деятельны, они совершенны. Отсюда задача чел сообщества - совершенствование мира, человек – деятельная сила. Отсюда Бог приближает человека себя к себе, даёт возможность деятельного постижения величия божьего. Создал некий свод своих идей, правил в Священном Писании. Задача человека – постижение тайн Св Писания, а затем и Божественного замысла. Активная познавательная деятельность – движение вверх. К. говорит о том, что в каждом творении Бога есть частица его замысла, мы постигаем не только текст, а мир. «Церковная история», в трёх частях. Хр-во -ключ к постижению. Открывает мир новой культуры, понимание новых ценностей. Именно поэтому хр культура преобразует этот мир. Модель культуры К базируется на соединении общечел ценностей, позднеант и хр культуры, к стержень. У Боэция человек – созерцатель, а у К – человек активный деятель, реализатор своих замыслов.

Августин Блаженный – 2 пол 4 в -н 5 в, умер в 430 г. Элемент синтеза. Формирование его происходит под воздействием античности, но при этом он был в свите папы римского и стремился избавиться от античного наследования. Хр идею ставит во главе угла. Создаёт учение, к в то время было достаточно стройным, но позже трактуется по иному. «О христианском учении»: чел способный и разумный может образовываться сам, но учиться стоит на достойных примерах, христианского красноречия и учённости. Но кто должен определить, что истина, а что ложь.

-Риторика следует за верой. Отсюда вера – некое озарение, к чел облекает в словесную форму.

- Верую, чтобы знать.

Какая-то подготовленность для восприятия веры должна быть, а далее на базе интел фундамента последует риторика.

-античную мудрость надо и можно использовать, но до тех пор, пока служит вере.

В этот период складываются основные направления общения церкви и мира. Хр лит-ра нарабатывает свои формы. Свод комплекс хр литературы. Патристика – жизнеописание отцов церкви. Ветхий и новый завет, писания Апостолов, Священные Предания. Второй важнейший источник – проповеди (толкование и наставление). Большое место занимают в труде «О граде Божьем» - описание земного мира. Определяет идею хр мира без границ и центризма (у всего должен быть центр, стержень, вбирает и отдаёт всё лучшее). Для того времени Рим, а при Карле – Ахен. Августин создаёт теорию идей избранничества (избранники Божьи), проповедники – харизматики, харизма – дар Божий, к нисходит на избранников. Выражается в проповедническом таланте, истинном авторитете, примером подтверждает то, что диктует. Их потом быстро вытеснили епископы (брали на себя организацию вечерних агапов – трапезы), становятся проповедниками. Практика рукоположения (божественная благодать через обряд, к проводят люди). Обряд рукоположения утвердился к этому времени уже. Избранники божье избраны для интел труда, бол часть не избрана, поэтому должна заниматься другим трудом. У Августина разделение на сферы деятельность, в дальнейшем это основа разделения на сословия. У Кальвина: избранник Божий избирается для накопления богаств, к доверено ему Богом, чтобы все им пользовались.

5 век - создание монастырей. Появляются в Византии, аскетическое служение Богу. Монастыри – лавры. В ЗЕ первоначально тоже образуются по этому принципу, но потом поняли, что недостаточно. Важна др миссия – интел деятельность, к можно пользоваться всем, и важен зрительный пример. Приближают монастыри к местам скопления людей. Создателем новой формы монастыря (общежитийный монастырь) -Бенедикт Нурссийский. Отрицал всякую античность вообще. Гл форма сущ – молитва и физ труд. 2 жертвы Богу – физическая (физ труд) и духовная (главная, интел труд). Отсюда при монастырях быстро появляются скриптории и библиотеки. Жизнь аскетическая (в питании, одежде и главное- в общении). Правильно изложить идею мы ещё не можем. Только по делу и с разрешения аббата. Во время отдыха никто не может подойти к человеку если он не склонен к общению. Галереи уединения. Особые запреты на общение с мирянами.

В Ирландии и Британии, а ещё в Испании ещё до миланского эдикта уже формируются такие общины. Во главе стояли пред-ли племенной знати. В Британии огромным почтением пользовалась народная культура. На этих примерах можно воспитывать и учить народ. Синтез нар и хр культуры там прошёл неболезненно, в понятии пользы.

Григорий 1 (Великий) 556 – 604 – понтификат. Долгое время он был создателем кул процесса при папской курии, долгое время был наблюдателем в Византии. Создавая свою теория культуры- гл условие это создание единого культурного начала. Традициями мы не должны разбрасываться. С др стороны Гр 1 понимал, что если пойдёт по этому пути (верьте, во что хотите), то не будет единства. Свой и чужой (не человек). Григорий достигает компромиссов – Гр 1 говорит, что нельзя агрессивно навязывать новую веру, надо с уважением относиться к вере тех людей, которым ты проповедуешь. Стоишь на привычном месте. И в самом вероучении, как донести, ан понятных примерах. Жанры хр культуры:

-Виденья. Это чудо, выход из реальности.

-Жития. Жизнеописания святых. Строятся по той же модели, что и строился эпический эпос др кельтов и германцев. Как человек становится героем, святым (с рождения, в какой-то ммоент жизни, в конце жизни).

-Проповедь. Надо было разнообразить примерами из Св Писаний или из жизни, мифов.

Цель -вытеснить героя мифологии, и поставить нового – моленника, сознающего свою ничтожность без поддержки Божьей, человек никто и ничего не может без Божественной воли.

Изображение – книга для неграмотных.

«Похищение быка Искуанги» кельтика. 7 века. Орнамент: от жизник смерти, и снова к жизни. Непрерывность времени. Для того. Чтобы снова объединить Ирландию, то надо собрать эпос.

Исидор Сивильский, первая ср энциклопедия (этимология). Кулман – это его имя. Долгое время сохр традиция герм имён. Эмин – наследник. И будущий друид. Вместе отправляются за книгой. Но по дороге им всё Фергус (мёртвый герой) рассказывает. Чудо после того, как чел (глава) совершает хр подвиг.

Символ победы жизни над смертью – крест Христа «древо победное». Даже первый среди знающих, даже если избранник, самоуничтожение тебе не чуждо. Жертва -славный миг, подвиг. В преклонении креста -синтез традиций

 

Марта

Нельзя забывать про языческие системы, нужно было выстроить систему объяснения им божьей воли, как совершенной. Какая-то сила должна вмешаться, установление понятий несовершенства: два полюса – Бог и какая-то сила. Концепция о дьяволе. Кэдман создаёт новую традицию. ВЗ используется в этом смысле в отдельных частях, главная – книга бытия. Сотворение ангелов, и в тоже время идея обязательной благодарности (за то благо, которое даёт конунг совей дружине, хозяин своему работнику). Есть общее целое, во главе которого стоит вождь, король. Точно так же и церковь (о церковной десятине) основывалась на Священном Писании. Бог здесь как государь, всевластитель. Он одаривает подданых. Но и должен получать что-то.

Среди ангелов Бог создаёт ещё одного, почти равного себе, который превышает всех ангелов. Изначально наделяется властью. Внешность подобна звёздам, плоть его белая и светлая. Затем измена, непослушание, гордость, ложь. Сюжетах о сторонах света. Дьявол предлагает Богу поделить свет, причём предоставление Богу благословенные стороны - восток и юг.

Запад и север. Запад -мир людей. Север. Языческая идея, что есть конечность скандинавских богов, но они могут потом вырваться. Эти злые силы подпитываются грехами человеческими. На севере в ледяных ручьях будут мучатся души грешников. Дьявол претендует на это, на мир смертных людей, на Землю. Коттары говорили о том, что земля создана для дьявола, который будет правителем в земном мире.

В раю было два дерева, дабы сами люди выбрали благо или зло. Бог не провокатор. Проблема свободы воли. Грех, когда ты имеешь право выбирать. И ты выбираешь худшее вопреки воли Божьей. А Церковь формирует зону дисциплины, без этого варваров не развернуть.

Образ змея. Из земной преисподней (нигде не говорится, что это дьявол). Змей – это божество подземное в языческих культах. Мир подземный (змеи, предки, гномы – наука), мир людей, мир богов. Змей посредник между миром людей и богов. Змей - образ очень двойственный. В малых количествах благо, а больших – зло.

Змей соблазняет Адама силой, мужеством, которые они получит, если откусит от яблока. Адам отказался идти против воли божьей. Еву соблазняет знанием. Бог наказывает за попытку присвоить то, что тебе не принадлежит, всякое знание и могущество – это результат труда. Хр-во подразумевает постоянный труд, в т.ч. и интеллектуальный.

Британская народная литература. Народная культура в Англии развивается до 11 в, а с 12 – культура элиты (либо латынь, либо фран). А народная характера для 3 сословия, общин, городов, мелких рыцарей: кельтская друидическая культура (научная, руническое письмо -сакральное). второе – это народный фольклор. Переплетаянародное и христианское, формируется новый комплекс. Гномические стихи (гносис - знание). Это обо всём. Чудо -прорыв другой слой, др мир. Представление о жизненной силе. Смерть – тайна. Слава – ещё одна форма жизни. Человек бессмертен, пока его помнят. Вот почему сохранялся эпос. Слава – то, к чему надо стремиться. Цикл «О дарованиях человеческих». Изначально Бог предназначает человека для какой-то миссии. Этим самым равновесие в мире – когда у каждого своё дело. Бог создаёт мир гармоническим. Противоречие: притча о талантах (деньги), наградили того, кто приумножил. Избранность Богом определяется успехом, богатством, которое общее, к доверяет тебе Бог. Отсюда грех воровства. Пренебрегать даром Божьим нельзя. Всё рационально. Второй аспект -воспитательно-обучающий. Чудо воспринимается по-разному, есть прагматики, которые требуют объяснения, а кто-то воспринимает так, как сказали. Первые будут двигать науку. Самое гл чдо – сотворение мира. Но оказывается чел может творить словом. Тоже чудо.

В основе загадок сборник Орозия. Образы. Жили в этой природе. В этих же загадках знания.

При Каролингах система образования Алкуина. Академия палатина. Загадки для Пипины – сына Карла. 114 загадок. Для отгадывая нужно было обладать какими-то знаниями. Учитель постепенно вместо зачёта загадывает ученику загадку. Что есть буква? Страж истории. Писание – это история мира вообще. В аббревиатурах целое понятие. Буква по сути обозначает слово – если ты правильно читаешь. «Свитки сгорают, но буквы улетают прочь». Литера обязательно выделяется (красный цвет -цвет жизни. Значение книги велико.

Вода – символ очищения, крещения, человек связан с водой постоянно, но при этом на земле пребывает нормальный реальный человек, а в отражении человек, который никогда не существовал. Что такое человек -обязательно наличие души. И мир ирреальный. Не такой, каким мы его видим. Вся ср культура создаёт мир идеалов. Человек строит мир таким. Каким хочет его видеть.

Далее мистический блок загадок.

 

Ирландская культура. Сохранила свой кельтский характер. Скеллы – поэмы миф содержания, героические или исторические поэмы. Особенно важны, когда начали составлять генеалогии. Уже тогда относились трепетно к истории рода. Сказания Запада – особый комплекс народной мудрости, закрытый, искажённая латынь, корни греческие и иудейские. Ларики – молитвы-обереги, могу быть обращены к языч богам, по лексике близки к сказаниям запада, но это и обращение к Богу отцу.

Здесь тесная связь между главой монастыря и семьёй короля. Культура реликвий. Это атрибуты действий – родовитость, умение творить чудеса, гимны и псалмы воспринимаются как заклинания, и личные вещи - книги, посох и колокольчик. Мощи не характеры.

Большое внимание уделяли миссионерству в разных формах. Люксей и Бобио. Критически ирланд монахов воспринимали на континенте.

Возрождение

8- 9 в каролинги

В 10 в оттоновское возрождение

Романовское (12 в) тесно связано с крестовыми походами, готика – 13-14 в, итальянское, 16 в -высокое возрождение

Эрвин Пановский «Возрождение и Возрождения». Несколько этапов, на конце которого точка переосмысливания – это и есть возрождение

Это преобладающая т.з, впоследствии связали со школой анналов. Поступательное развитие человека вверх. Нет никого упадка.

Каролингское возрождение. Карл создаёт новую империю, она обновлённая. Королевство франков. Рождение нового государства через крещение. Им-р - наместник Бога на земле, проводит теократию. Сосредотачивает в своих руках пол и дух жизнь. 3 тела короля -пол, юридич (судья и законодатель) и моральное (духовные функции, культурное пространство и организация об-ва). Формируется столица, там появляется двор с чиновникам. Идея Августина о центричности христианского мира. Централизация и унификация церковной жизни в целом. Реформа монастырей (вводится бенедиктинский устав). Вводится важное понятие в общежитийном плане. Земля не должна быть дикой и запущенной. Поэтому клирики получили новую функцию - внутренняя колонизация. Вокруг монастыря образуются города.

Карл выдвигает свою программу. Необходимо поднять интел и мор уровень членов об-ва, начать надо с священнослужителей. Реформа цер службы, литургии, латынь –язык веры. Для управления империи необходим был ед язык (полиэтничность империии). Рефора образования -к 80-хх гг. капитулярий «О занятий науками». Капитулярий 789 г «Общее наставление» или «Общее предостережение». Указ о заведении школ при монастырях, учреждение народных школ (читать, считать и петь – науки о единстве мира). Задача образвоание – распространение сущ знаний. Руководящие центры – монастыри Св Гала и Фульдо, епископальыне и капитулярные школы. Библиотеки – тексты Библии, литургические тексты, агеография, анналы и хроники, эпические поэмы. Открываются практически везде скриптории (тексты привозились даже из Испании, на которую влияла высокая арабская культура). Академия Палатина – при дворце. Пётр дьякон «история лангобардов». Занимались церковной жизнь, системой образованием, наукой. В библиотеках не только ортодоксальные книги. Клирикам запрещалось участвовать в светской жизни, охотиться (только в тех пределах, сколько шкур нужно для пергамента), ходить на войну. Подготовка грамотного чиновничества, которые тоже были клириками. Учебники -сочинения Беды Допосточенного, его учебники, трактаты по естест и точн наукам, огромное внимание уделялось риторике, логике и истории, в 89 г вводится кельтский календарь (на базе кельтских и христ представлений). Попытка приобщиться к философии, наука о природе. Уже иерархия наук и понятий, в центре у Боэция – логос, а сейчас необходимо сущ Бога как основной точки отсчёта, вокруг которого и формируются все знания и явления мира, божественный логос. Отсюда теология и теоцентризма. Всё происходит от Бога и всё к богу возвращается. Это основа схоластики.

Отношение к книге сакральное. Сложная организация библиотеки. Отсюда иллюминирования книг и прикладного искусства. Худ школы в Европе – придворная, в Туре, в Шампане.

Комментирование текстов священного писания. Школы комментаторов –глоссаторов. Глоссы. Монастырь Корби - ронда (закруглённое письмо) – каролингский минускул. Приобщение к культуре широких слоёв население, не только латынь. 813 г – указ о проповеди на местных языках, вера должна быть понятна. Павлу Дьякону было получено собрать лучшие проповеди, они переводились на сельские наречия, но Карл умирает, а Людовик Благочестивый отказывается от этого. И тем не менее формируются наречия. Эпические песни, народная культура.

Аахен – оф столица, и Регенсбург. Здесь складывается придворная хроника. 759 г академия Палатина. Здесь буквально играют в античный мир. Учебник Алкуина. Для него совершенное число – 6. Это единственная попытка возрождения античных традиций. Все остальные уже средневековые.

Каролингская культура была элитарной. На германскую военную знать ложится многое, германские традиции некуда не делись. Они сохранились в языке, обычаях. Архаика оч мало и плохо пропускала церковные элементы. Гл герой – благороден, смел, силён. Церковь подчиняется этому, смягчается ряд церковных строгостей. Покаяние не раз в жизни, а по мере необходимости, вводится тайна исповеди, и перед любимы священником. Теодульф «О лицемерии». Священнослужитель на божественной ниве, монах в кельне, мирянен на мельнице. Влияние античной культуры -каждый гражданин должен приносить себя в жертву во имя общества. После Карла это уже задвигается церковью, но толчок уже дан.

Институт брака. Как таинство – рубеж 12-13 вв. До этого общественный договор, который освящается церковью. Любовь только одна - к богу. 2 цели у договора – продолжение рода и сохранение имущества. В практике и развод.

Литургия приобретает единую форму. Агельберд и его трактат о литургии. В литургию вводится постоянно музыка. Строится 30 соборов, более 200 монастырей. Вера становится литургическим действом. Алтарь не закрывали, всё таинство проходило на глаза паствы, поэтому это должно было быть зримым. Уже при Григории 1 оч внимтаельно отбираются напевы, он выбирает одноголосые песни-молитвы на лат языке, к канонизируются. В к 6 в -григорианский хорал. Свод этих хорал «Антифонарий» (антифон – попеременное пение двух хоров, один и тот же напев по принципу эха). Мелодия могла быть одна, а тексты разные (перекличка текстов). Изменение регистра (высоты исполнения). Динамика. Респонсорий -чередование реплик хора и солиста. Псалмодии (связаны с молитвой, к произносилась речитативом) и псалмы (в них гл музыка, напоминали гимны). Формируется месса.

 

Марта

Формируется искусство. Изображение в ср века – книга для неграмотных. Активное строительство резиденций. Идея замкнутого мира (здесь обязательно стены). Для защиты видимые и невидимые силы. Отсюда соблюдение некой формы обязательно. Очень большую роль играли числа. Сочетание круга (дворец), прямоугольник (мир людей), избегали выхода на северную сторону, в противном случае украшали защитными знаками, привратные церкви. Сочетание арок и колонн. Романская архитектура создаёт прочные сооружения. Замки никогда не строили в стиле готики, оч хрупкая. Монастырское строительство. Определённый арх ритм. Прямоугольник замкнутый, чёткий принцип центризма. Центр там, где сила, власть (по Августину). Два донжона, длинный собор, чётко распланированные постройки отражают чётко ритм жизни, как это предписано по уставу. Чел постройки на Западе, Алтарь направлен на Восток. В Храмине библиотека и скрипторий. В дворике садик - некая модель Эдема (все 4 стихии).

Города по тому же принципу. Символ замкнутости. Западно-европейский город не растёт, только предместья. Центр – либо замок, либо ратуша. Обязательно собор. Каф собор посвящён покровителю города. Гл магистраль вырисовывается, на которую должны выходить улочки. Гербами города, как правило, являются ворота или стены города (никогда ворота не распахнуты, над ним может только висеть ключ).С развитием города появляются несколько квартальных центров по профессионализации. Замкнутость, центричность и сохранение ритма жизни в архитектуре.

Гл постройка -собор. Это создания места объединения общины. И второе, зрительный образ для простого населения. Аахенский собор начинает строиться при карле Великом. За образец берётся римская архитектура -романский стиль (внешняя форма, в которую вкладывается иное содержание). В Капелле сохраняется купол (исчезнет в последствии), в убранстве – колонные, мозаики. Далее начинаются изменения. Согласование арх традиций с основной системой мировосприятия. Собор -сооружение, в котором заключается несколько церквей. Вход крошечный. Сооружение – дом Божий. Противостояние светлой и тёмной силы, значит, дом должен защищаться от врагов видимых. Климатические условия. Человек должен осознать своё ничтожество при входе в царство Божье (Собор, загробное царство). Принцип пути начинается с самого начала. Арочные конструкции – коридор. К Оттнону появляются украшения. Объяснение причин. Появляется рельеф на двери (в чём смысл греха и где дрога искупления). Сверху вниз – грехопадение. Вторая створка – с земли с Благовещения, рождение Христа, крестная жертва и воскресение. Библейская и Евангельская информация, которую получает всякий мирянин через изображение. Символ Христа, аббревиатура, образ Христа в виде агнеца.

Изнутри аахенская капелла выглядит очень торжественно и великолепно, п.ч. за основу берётся римская традиция, трёхэтажная. Внутри трон Карла, строит ось власти от Алтаря до трона, на одном уровне (от Бога до наместника Бога на Земле). В этой капелле проходили самые важные официальные действия. Несколько позже при Людовиге Благочестивом. Всё сдвигается. Власть людей смещается на запад, арка на втором этаже. Властитель отодвигается дальше от алтаря (властитель людей). Окто ещё пропускает свет, а готике – розетка (отделение светской и дух власти)

Первоначально строили одну башню. Но любой в гармонии - две башни. Новое явление. Которого нет в римской культуре.

Хор – круг, обводка. Внешняя часть. В крипте хранились сокровища, манускрипты, тайная часть, там могли укрыться люди, могли похоронить значит людей. Крипта замыкает всё сооружение. Символика германского древа (верхняя – мир Людей, средняя – мир людей, подземная -мир предков, сокровенный, защита). Только в крипте особые капители – изображение животных (орлы, соколы), лица и глаза – тоже символ, характерный для германцев (боги постоянно следят за людьми), изображения людей.

В пространстве в первую очередь сочетание прямоугольных и круглых форм (алтарь и арки, покоящиеся на простых колонах). Пространство не украшено, как и сам акт творения. Романский храм обозреваемый, как и сам мир. Принцип обратной перспективы. Мир человека строго ограничен, но в принципе постижимо то, что выделено для обозревания. Сочетание чёрного и белого (либо для тепла, либо грех и добродетель). Всё настраивает человека на определённый лад. Сначала чаща со святой водой. Очищение тела. Дальше - очищение души – это огромный труд, самореализация. Значит длинный путь самоочищение – символ – движение по пространству 9все крупные соборы были оч сильно вытянуты). Движение по нефу – символ пути, который преодолевает каждый человек. Неф -корабль, символ из германской культуры, связывающий человека с его первородной, символ движения. Совместная борьба, преодоление препятствий. Движение от тьмы к свету в пределах этого корабля, совместными усилиями под руководством клирика. Алтарь в то время ещё не закрывался. Одна свеча -Бог в трёх лицах, потом увеличивается количество -светоч, к которому человек стремится. В основном верующие начинали свой путь с боковых нефов. Высшей наградой было провести ночь перед алтарём. Этажность оч редкая, это единое пространство. Центральный неф выше боковых.

Триумфальная арка. Культура воспринята из античного мира (слава превыше всего). Но пройти сквозь триумфальную арку, когда ты идёшь на войну или в чужую землю, ты подпитываешься силой павших героев, возвращаясь, ты вносишь свою лепту и очищаешься от скверного чужого. Лажская арка-ворота. Надвратная церковь. Архитектура формируется в 8 веке, когда уже концепция мира уже сформировалась.

Собор - это не так, как в жизни. Отсюда разделённность -мир Божий отличается от мирской жизни.

Для ср-я характерна последовательность (обстановка, философия, лит-ра, изоб искусство).

При Людовике Благочестивом выметается светское, но всё не зря. Переложения Евангелия (Хелиард, с учётом тех возможностей и потребностей читателей).

Сформировался гораздо более широкий круг просвещённых людей. Огромное место занимаются математические дисциплины. Космография – попытка осмысления не только замкнутого пространства, но и выше (сверхощущений). Медицина (болезнь – значит, грешник, которого пытаются спасти, надо помогать, отсюда и медицина). Постоянная борьба мнений. Главным спором - соотношение Бога, мира и человека. Возникает ещё один вопрос – соотношение свободной воли и авторитета. Возникают энциклопедии. Научные коллекции (ещё кассиодор в 6 в говорил о наглядном материале). Собираются бестиарии (из фантастичности отсюда явление горгулий в готике). Собрания гербарий, редкости – то, к чему следует стремится. Ср культура – это культура идеалов. В оборот вводятся новые тексты. Новые категории – образованцы (оч свободное обращение с научными знаниями, как понял, так и трактую). Алкуин «Стихи героические» (но правильно элегические, геройство -интеллектуальный труд, когда ты сражаешься за душу и дух ценности).

Новый виток кул строительства при Карле лысом.

Марта

2 центра - Еж и Луара. Сев-фр и юж-фр отличаются в кул развитии. Привлечение островитян продолжается. Несмотря на сопротивление кон клира, тем н менее они ничего не могли сделать. Островитяне бегут от возрождения викингов. Акт изучение текстов св писания и того, что помогает пояснить тексты – послания апостолов. Бол внимание к посланиям апостола Павла. Псалмы -пояснение и наставление мирян хр жизни в миру. Комментарии Св Иеронима к Св Писанию. Огромное внимание к первоисточникам, отсюда попытки привнести греч язык и древневрейский язык. Новый виток лингвистических трудностей. Движение комментаторов.

Появляются научные школы – несколько воззрений. Дискуссии рождают авторитетного лидера и его учеников. Интел движение уже не однородно. Карл Лысый был грекофил. Гинграм Рейнский (3 тома богословский трудов). Необходимость внутренней реконструкции церкви. Гинграм пишет наставление монашеству, дух-ву, наставления властителям.

Греческие отцы церкви оч популяризируются. Двор Карла Лысого по типу византийского, особое внимание уделяется Дионису Ареопогиту. Аббатство Сен-Дени. Попытка просвещения: мир история, космография, пр-я о единстве зем мира.

Соотношение бога, мира и человека – гл спор. Что такое страшный суд? Суждение о том, что в ходе суда спастись должны все (куда деть козлищ). Цель -покаяние и прощение, движению к абсолюту, благу.

Если Бог обладает предзнанием, то, что он делала во время грехопадения. Свобода выбора. Образ Божий заложен в человеке, ка кон себя реализует, это его выбор. Т.о. человек – благая личность, совокупность идеальных качеств. Внутр конфликт ведёт человека к заблуждению.

Мироздание. Чёткая взаимосвязь между неведением и грехом, от незнания чел грешит. Грехи преодолимы. Иоанн Солсберийский «О разделении природы».

Готшриг (нем монах) и Гинграм Рейнский (дискуссия 20 лет). Опираясь на учение Августина, Готшриг отвергает свободу воли, господство предопределения, оно относится и к добрым и к злым, последние не могут исправиться, т.е Бог намеренно создаёт зло. Во-первых, в чём смысл церкви? Второе – за что наказы грешники? За это Готшрига и посадили, за ересь. Но сма он говорит, что нет правого и не правого предопределения. В целом чел предопределён к добру (Бог творит к себе), но может быть предопределён к злу в обыденной жизни. Общее направление к добру поэтому чел имеет возможность исправиться. И не говорит о предопределении к смерти и греху (его в этом и обвиняли). Августин говорит о предопределении к познанию.

Карл Лысый попытался встрять в дискуссию. Приглашается Иоганн Скотт Иуригена, он жил в ланской общине. Мартин Скотт – гл Лана. Иуригена забежал вперёд на 200 лет, обвинили в ереси. Основная концепция оф – первенство авторитета. И говорит о том, что такая последовательность не имеет почву, ан 1 месте долен стоять разум, совечность природы, бога и творения.. Св писание и Св предание (писания отцов церкви). Сначала божье слово, а потом разработка в учениях отцов церкви. Через разум познание. Т.о. разум родился со всем вещами, временами и природы, не нуждается в опоре. Авторитет рождается на законах разума. Отбор авторитета тоже идёт с помощью разума. Это означает вторичность авторитета после разума. Бог абсолютен, он не может создать зла. Это противоречит его природе. Отсюда Бог един и прост в своём добре, милосердии и своей любви. Множественен только в чел восприятии. Для Бога и знать и творить одно и тоже. Творит и предопределяет то, что знает, а предопределять он может только к себе, а зло в себе он не несёт, предопределяет он только к добру.

Наказание. Иуригена – нет наказания, давления на волю человека, ад внутри нас. 4 модуса бож творения. Из чего творит Бог мир (нечто). В этой материи утверждается всё, что появится потом. Преобразование материи. Развитие существ этого мира. Материя -вечное время и вековое (уже сущ в неких сотворённых предметах). Вся природа вокруг обладает бож элементом. 4 основных элемента и Бог.

Идея слова. Грамматические законы распространяются на внешний мир. Называя вещь, мы даём ей жизнь. Неразрывность грамматики. Логики и теологии. Мы приближаемся к пониманию Бога. Рождается диалектика.

Вопрос об универсалиях. Это общие понятия. Вопрос о первенстве. Реалисты - идея, а реальные вещи -приходящее, слабое выражение идеи. Номиналисты – общие понятия, обознающиеся реальные вещи. Для каждого предмета сущ сама идея.

И. подготовил 3 течение (для 12 в), сущ некие понятия, к не имею формы, это снова. А роды, виды. Различия -результат работы нашего разума.

Всё на уровне способности оценить, восприятия. Куда деваются души? Если есть мировая душа, то при чём тут ад и рай. И. говорит о всеобщей жизни.

Джае греша, чел душа приобретает опыт. Мир душа – то, что даёт мудрость, отсюда возрастание человека к истине, Бог играет направляющую роль. Бог открыт для человека, ничто – это выше того, чего нельзя понять. То, что человек не понимает, уходит в область ничто.

След этап связан с оттоновским возрождением. 10 в. 962 г -коронация Оттона 1. Попытка сблизиться: германская империя и византийская. Оттон женится навиз принцессе Феофна. Римский император. Формируется новая идеология власти.

Строительство огромных соборов. Символ власти божьей и власти монарха. Огромные. В крипте появляются рельефы, много текстов на захоронениях. Император изображается на троне, опирается на своих воинов, символические знаки тех территорий. К были подвластны. Создание зримого пол образа. При Оттоне 3 попытка соединения всех трёх тел короля.

Клюнийские реформы. Бенедиктинцы (аскеза).

Цесторианцы -самый аскетический орден. Поэтому за 11 в был сделан огромный скачок в вопросе создания единой системы.

Только монаст образование подходило не для всех. Монахи только 2 сословие принимали. А тут уже город создавался. Альтернатива мон жизни. Университеты. Готовили клириков. Под эгидой папы. Достаточно было иметь минимум средств, чтобы продержаться в ун-те какой-то период.

12 в -клюнийское или романское возрождение. Пьетро Домиан. Чётко проявляется концептуализм. Земной мир надо рассматривать по его законам, а взем мире соч и идеальная, и конкрет вещь.

Ансель Кентербирийский, создаёт новую систему, бинедиктинец, реалист. Хр-во не внешняя традиция. Это форма осмысления действительности, в к существуем. Необходимость осмысления веры через разум. Основа схоластики – верую, чтобы знать. Во многом за основу берётся иругиеновские выводы -бога мы познаём в окр мире через человеческое. Меняется концепция человека – от праха к признанию бож сущности чел в этом мире. Отсюда освобождение свет мира из под власти божей. Чел мир несколько иной. Наступает исламский мир, объединение клира и огромную массу свет, необходимо дать право чел свет ощутить себя важной персоной. Вчел готовность создавать некую теорию. Развитие догмы. Чел осмысленно включается в процесс. При этом подчёркивается, что Бог сам познаёт себя. А для самопознания нужно противопоставление. Бог созерцающий себя должен себя любить. Отец и сын познают, а отсюда третья ипостась, рождающаяся в любви -дух. Дух – это логос. Логика теперь необходимая часть теологии. Человек – сотворец. Внутри него идея, к нужно реализовать.

Лаутенбах – претензии разума слишком завышены.

В основе всякого домуса должна быть гармония.

Бог – это то что нельзя вообразить. Но если и отрицать, то надо иметь представление о том, что отрицать, а значит, Бог есть. Бог – необходимо существование.

С востока приходит опыт др образа жизни – наслаждение земной жизнью. Бог создал мир, чтобы человек им любовался и наслаждался, и совершенствовал.

Абеляр. В Парижском ун-те много дискуссий ни о чём. Он осуждает эту ситуацию. «Введение в теологию». Его книга «Да и нет». Вовлечение в дискуссию более широкого круга, интел движение. Чел может заблуждаться. Греховность -проблема этики. Этика опирается на естественный, нравственный закон. Грех, порок и дурной поступок. Грех – сознательное согласие на зло.

Реализация Бога. В ходе кр походов европейцы увидели реальность тех событий. Бог ближе к людям. Христос и Дева Мария – земные точки, воплощения идеальности, избранность. Сострадание, а не поклонение. Отсюда рождение и страсти христовы. Нужно прожить так же, чтобы показать к чему, какой морали нужно стремиться.

Грех Иуды – продал за деньги и не дождался божьего прощения.

Могущество Бога ограничено только желанием и мудростью.

Отцу – абсол могущество, сын -часть могущества отца, ем принадлежит премудрость отличить истину от ложного, а св дух не содержать могущества в себе. Устанавливается субординация.

Бог допускает зло, как точку отсчёта.

Ваганты. Н 12 в. Рел войны. Они представители разных слоёв, говорят о принципе несправедливости. Церковь не поддерживает своих же членов -критика церкви. 3 – воспевание радости. Культ дамы формируется, отсюда прекрасная дама – предмет поклонения, это сеньора, королева, дама замужняя, имеющая детей, выполнившая общ долг. Однако в вагантской лит-ре др сюжет – что даёт взамен дама, отправляя рыцаря. Падшая женщина выше, чем холодная дева. Она делит свой хлеб, кровь с бедным школяром, п.ч. любит. Формирование новой морали в новом слое. К с 12 в ваганты рассеиваются. Одни в картарские общины, др – идут на службу к королю.

Провансальская лит-ра. В н 12 формируется целое поэтич направление, к внутри расслаивается на жанры. Консона -рел и люб тематика (изысканная поэзия), сервента – понятие служения или рабства, плачи – оплакивание (любовь обращена на Бога, сеньора, собрата), альба – песни, исполняемые на утрен заре, когда влюблённые расстаются, пастареллы – пастушеская песня (лирическая песня, истина в тех людях, к ближе к природе), баллады – плясовая песня и т.д.

Романсы вводят трубадуры, здесь переплетена куртуазность и героика.

Пастарелла авторская. Близость духовная будет подпитывать всё остальное.

Апреля

Проблема греха (несколько градаций – проступок, заблуждение, грех). Особую роль играет проблема – как человеку в земном мире определить, где поступает правильно и нет. Ряд произ-й на рыц традициях. Эпос. Сюда закладывают др задачи – показать какой чел в начале, через какие трудности должен пройти, чтобы прийти к истине, она уже не дана сверху. Её надо освоить.

Легенды о короле Артуре. Анг-фр эпос. В рамках церкви закладывается (п.ч. там библиотеки, переработка др текстов). По легенде был найден др манускрипт. В котором и рассказывалось об идеальном гос-ве Камелоте. Для Англии, феодально-раздробленной в это время, это было нужно.

Приходит Генрих 2 (Плантогенеты) из Франции и приводит своих вассалов, знать фран, клир, язык. Правление оч неспокойно. Сам Генрих пытается создать ид гос-во, хочет создать образ идеального короля и его подданных. Жёстко создать военный эпос нельзя, поэтому развивается и сам эпос. Появляется символ Круглого стола (круг – символ небесного, и элемент равенства). Рыцари. Индивидуализация общ-ва. Каждый рыцарь получает биографию (были у них проступки, но можно оправдать). Новый образ Грааля. Символ гармонии. Первоначально – символ единства в рамках об-ва: Христос и его апостолы. Теперь абсол гармония мира, символич город, гармония человека внутри себя. Отсюда поиски Грааля – поиски гармонии. Но через что надо пройти – вопрос открытый. Этому и посвящ эпич лит-ра.

В основе этого эпоса элементы пути.

Тристан и Изольда. Король (имя у него разное у автора) захотел жениться, должен на лучшей. Питер или Марк направляет в Ирландию за Изольдой своего племянника Тристана. Ему даётся волшеб напиток, чтобы она полюбила короля. Они начали спорить, может ли сработать этот напиток (когда чудо касается тебя – не верят). Попробовали, а его нельзя преодолеть. Мораль – думать прежде, ведь есть непоправимые грехи. Изольда уже не дева, влюблена в Тристана. 1 версия -признаются в грехе, их выслали. 2 -скитаются вместе. Описание пещеры любви, описывается буквально как храм, а ложе любви как алтарь. Нет ничего выше любви – чув-во, к делает человека лучше. Др версия – любовники - преступники, объект приложения тёмных сил. Ср культ-ра -мужская, поэтому Тристан вышел сухим из воды почти. Изольда же желает сохранить свой брак, боясь огласки, королю подсовывает вместо себя свою служаку-дев-цу, та шантажирует, её убивает. Изольда из прекрасной дамы превращается в злодейку. Раз оступившись, не подумав, ты потом сознательно грешишь.

Эпос о Нибелунгах. Синтез др традиции. Зигфрид, добыл клад Нибелунгов, убил дракона, омылся в его крови и потому непобедим. Изо всех сил он старается жить, как люди. Кор сын. Ему нужна жена. До него доходит молва о Гремхильде. Поединок с соперником на границе. Не видя её, он год служит её братьям, чтобы ему разрешили на ней жениться. Миф герой, к пытается встроиться в жизнь людей – позитивный потенциал.

Король Бургундии тоже решает жениться. Брунхильда – её избранник должен быть под стать ей. Её задания никто не выполнял. Король на это дело подрядил Зигфрида. В образе короля выполнил все задания. Это обман. Женится на Гримхильде. Момент перехода женщины из девы в женщину – оч важный момент. Опять на него снарядили Зигфрида и сделать это. Опять обман.

2 греха – проклято кор-во. Убивают Зигфрида братья. Гримхильда хочет мстить (но это уже язычество). Соглашается выйти за Эцеля (Аттила – бич божий). Крушит всех, Эцель пытается её образумить. Даже у иноверца, злодея просыпается чув-во справедливости.

В к12-13 в. Эшенбах «Парцифаль». Несколько раз пытался подойти к этой тематике. Написал романа ближе к концу жизни. Опыт крестовых поход на взлёте. Восточное направление.

Историю любви. Некий рыцарь женится на девушке, та рожает ему сына. Он уезжает в поход. Девушка остаётся без мужа, её женское я оказалось не нужно. Отчаяние невостребованной жизни выливается в то, что воспитывает сына по-другому. Но он всё равно рыцарь. Не состоялась материнская миссия, умирает. Парцифаль узнаёт об этом в дороге. Воскресить мать он уже не может.

Ребёнка вырывают рано из семьи очень рано, чтобы у чел-ка была только обязанность профессиональная. Сеньору.

Парцифаль испытывает конфликт (личных привязанностей и рыц кодекса).

На Востоке он влюбился и украл девушку, хочет воевать с семьёй. Но девушка говорит – они тоже люди.

Встретил др рыцаря. Никто не хотел первым поднять забрало. Поединок. А тот, кто победил (Парцифаль), может забрать им-во другого. У того был медальон с локоном матери. И тут: а зачем я это сделала?

Приезжает в город, который его поражает богатством. Парцифаль ищет Грааль. Но люди все печальны. Их правитель. Лучше которого не бывает, болен. Должен приехать родственник и спросить: не могу я чем-нибудь тебе помочь. Традиция вежливости.

Парцифаль переночевал и выехал. Но заблудился. На него нахлынуло всё, что натворил. Он обращается к Богу, видит дымок жилища, спасение близко. Тема точки, внутреннего кризиса. Сумрачный лес, пустыня, одинокая скала. Только божье наитие может наставить человека на путь истинный.

В жилище живёт чел, к его спрашивает, не может ли он чем-нибудь ему помочь. Парцифаль рассказывает. Суть исповеди – ты проговариваешь, прописываешь, переживаешь ещё раз, что наделал. Взвесил все за и против, осознал свои проступки в процессе. И ужаснулся себе самому. И теперь второй раз ты уже не пойдёшь по этому пути.

Отшельник оказался его дядей, и тот больной правитель был им. Парцифаль возвращается, исправляет ошибку. После своей естест смерти правителем оставляет Парцифаля. И не было лучшего правителя, вот рез-т этого пути очищения души. Но это большое усилие. «Прекраснейшим и лучшим даётся смерть в удел». Надо хорошо и верно исполнять свой долг.

Рождение нового стиля мышления. С Парижской школы (Абеляра – концептуализм – разум, идущий от разума, в разуме синтез всех знаний, гл – реальное осознание окр мира). Разделить теологию и философию. Чтобы разобраться вчел натуре – интерес к психологии.

Яркое обсуждение проблемы – что такое человек? Между прахом земли и дыханием неба. Он вертикальный к земле, в отличие от животных. На нём всё сводится, его душа – поле битвы.

Эти элементы отражаются в искусстве. В арках при входе уже фигурки и сюжетные сцены. Одновременно усиление традиции иллюстрирования книг. В миниатюре - использование новых красок.

Гризаиль – тонкие, лёгкие, светлые тона. Характерна эта техника для готики.

В 12 в впервые появляется портретное сходство.

Чем более осмысленным становится взгляд на мир. Тем сложнее искусство.

Чем сложнее все становится, тем больше чел ограничивается для себя кул простр-во. Рафинированное, утончённое ис-во.

Значит надо создать такую плоскость культ-ры, которая была понятна. Она становится многослойной для разного типа потребителей. Наступление поры рационализма.

С др стороны оч важную роль играет субъективизация. Субъектом становится и художник – изображает так, как он видит. Начинается уважение к художнику, появляются имена. В к 12 в – даже захоронения худ-ков в тех соборах, где работали. И начинает оформляться готика.

До каких пределов простирается чел взгляд. В романском арх-ре создаётся коробка. А теперь человек ощутил себя звеном между небом и землей. И начинается стремление продвижения туда, куда вижу. Развитие науки – мир не так замкнут, как мне показывают органы чувств. А туда, куда проникает разум. Готика даёт человеку возможность зрительно вырваться и простираться до бесконечности. Это ощущение для элитарного сознания, конечно.

Церковь освобождается от защиты внешней от врага. Теперь более лёгкая конструкция, но прочное.

Постройки контрафорсов, которые должны были несколько укрепить.

Сен-Дени. В новом соборе пытался воплотить новые космогонические и богословские идеи, новые готические формы.

Возможность отразить в соборе новое пространственное окружение человека, число 12 (апостолов, столпов в галереи, 12 пророков), в основу эстетики – идеи дионисия в переводе Иуригена – идея о божест свете.

Меняется концепция. В роман соборе макс закрытие стены. Теперь как можно больше света. Стрельчатые формы (окна, арки). Каркасная арх-ра окон – ощущение защиты, витражные конструкции. На Западе впервые конструк окно-розу – как символ христианства. Метод направления чел духа, взора, вверх – ступени божественного восхождения.

Ощущение света вечного, это сам бог.

Земной мир оценивался оч низко в раннее ср-е, теперь огромный перелом. Это место, где чел реализует свой мир.

Готический собор – модель мира. Мир постоянно развивается, необозрим, познаваем только в процессе оч долгого и глубокого познания.

Гот собор не обозреваем. Не познаваем. Вместилище всех лучших достижений мысли. Сюда в собор приносится всё лучшее, созданное человечеством (украшения – божьи дары)

Стр-во домуса как гос-ва.

Первые трактаты по арх-ре с иллюстрациями.

Цисториантсво – храм не метсо любования, место молитвы (ряд простых соборов, в англии).

План гот собора в виде креста.

С сер 12 века ранняя готика. Процесс по-разному в странах. В 20-ее гг 13 века практически во всех странах утверждается.

Немцы идут через убранство, а не арх решений. Есть округлённость, где и в Испании.

Перв пол 13 в – многоэтажность, много окон, образ розетки, в Германии вместо неё кельтский символ. Колоны-консоли, куда сходился пучок нирвюр (выступов).

Дальше, везде закруглённый неф, кроме Англии (принцип цистораинской культуры)

Высокая готика (2 пол 13 – 14 в). Витражи, изыск розетки, консоли. В Италии появляется купол (эпоха Возрождения). Испания создаёт кружева (обилие мелких деталей).

Коллекция бабсистерий (животных). Появление жив частые, несли символику. Реальных не изображали (особенно когда речь шла о частях света). В стадии ожидания Божьего суда и божьей милости. Здесь гот иск-во более оптимистическое.

В З.Е. готическое возрождение. В Италии -прото-ренесанс, ранее возрождение, на новой филос системе.

2 ступенька – развитие идей с соотношением бога, мира и чел.

-реализация образа Христа

-оправдывают появление Христа среди людей

Если раньше был страх, боязнь, фан поклонение в отношении бога и людей, то теперь идея сострадания.

Мир единства, нет разделения – традиция нищенствующего братства (францисканцы).

Постоянная работа разума. Пересмотр многих понятий о Боге и мире.

Положение о совести, как регулятор общ отношений.

1) Движение людей, сомневающихся в обобщающей силе разуме, отсбда возвращение к простым формам, вульгаризация.

2) Рафинированность. Изысканность.

3) Попытка соединения

В эстетике термин субъективизм (восприятие и созидание).

-Бог и мир. Метод противопоставления. Тленный земной мир нетленной земной субстанции. Бог – неподвижен.

- природа – носительница Бога, материя без формы мертва

Бог растворён в материи и со вечен ей, и в самой материи Бог сущ по естественным законам природы.

В земном мире чел -центр. В гуманизме – хомоцентризм.

Важ проблема – грехопадение, искупление – космическая драма. Раз чел индивидуален, то не может быть коллективного греха (грех евы и адама это их личное дело). Все грехи не может искупить смерть одного. Ренесансный индивидуализм – осознание того, что ты хозяин совей жизни, сам отвечаешь за свои поступки, сам создаёшь мир вокруг себя, сам участвуешь в создании собственной личности. Рассматривается человек в земном пространстве. Философия окончательно отрывается от теологии – это наука о чел в земном граде. Хр жизнь в зем мире: чел формирует себя (целеполагание, воспитание, образование, осознание первенство общ блага перед личным)

-максм реализация своих способностей на службу людям

-индивидуальный грех и ответственность, инд искупление

13 в -в Италии зарождение первых эл-тов капитализма (мир индивидумов), бол кол-во городов и их демократизм, поэтому в Италии первые проявление прото-ренесанса. Отличия в решении вопросов (вопрос о бож провидении). Традиция формирования гос-в (отсюда трактаты). Активно развиваются виды искусств (придворн поэты, рыц роман, героич эпос – античная мифология). Куртуазность здесь не привилась. Не было почвы. Вфил системе огромный интерес вызывает античн философия. Это всё приводит к тому, что Италия обособляется.

Арнольд Брешанский (2 пол 12 в) - -критика власти денег. Стремление к возвр значимости рим империи.

Иоахим Фломский -«вечное евангелие». Система истории мира: стадия бога-отца (библ традиц). Эволюционный период.

Еретики – равнодушие к образу создателя, критика Иоанна крестителя, к и спровоцировал Христа. Время Христа, когда чел реализует свои возможности, анализирует опыт.

Время святого духа. Счастье для всех. Через искупление. Этот путь и указал Христос.

 

Апреля

Познание мира, как и храма через ступени.

Ранний гуманизм - ценности зем жизни, чел -носитель божест благодати. Человек объёмный (сомнения, страсти, проступки). Пр-ия о первородном грехе и моменте искупления Христа (космическая драма). Важ роль – момент исповеди. Человек – соучастник процесса искупления. Отсюда – невозможно распространить грех на всех, это индивидуально. Возможно только выявлять тенденции к греху.

Миссия Христа. Христос показывает возможность – это путь, пример. Но тут нет никакого искупления всего человечества.

У Босха есть картина -Иоанна-крестителя и чертополох – символ зла. Истинная сущность спрятана глубоко.

В Италии в 12 вкультура города в Италии, невероятного социума, оч активная торговля и ремесло (города-республики).

Городская культура аморальна. Мастер становится уважаемым. Чел, к трудится, имеет право на уважение.

Время Христа. Этика и мораль. Закон должен быть на страже морали.

Совершенный мир – время святого духа.

Франциск Ассиский призывает отказаться от собственности (церковникам), нищенствующие монахи. Святой Доминик – опр задача клириков это наказание и образование (инквизиция). Сам Франциск не желала организованности, орден после него образован. Клирик должны быть там, где его паства. Гл идея – единение людей с природой, где в чистом виде присутствует Бог (зачем нам эти пышные соборы, модели мира.Когда этот мир прямо перед нами). «Цветочки Франциска Ассиского». Создаётся образ единой семьи. 4 мир стихии. К составляют окр мир.в природе нет конфликтов и безобразия. Рассчитывают на поддержку друг друга. Этот момент ярко выразился в народ лит-ре. В ряде новелл – как добрый пастырь. Праздник Рождества – домашний. Идея любви.

Взаимодействие западной и восточной культур.

Рождается и идея отрицания Бога. При дворе Фридриха 2 первые атеистический трактат. Именно как сицилийский король. А Сицилия – это перекрёсток всяких потоков. «О трёх обманщиках». В обманах обвиняются Моисей, Магомед и Христос. В их проповедях есть ошибки.заблуждения. Это и в итальянский новеллах 13 в. Нет спора против наличия Бога, только о конфессиональном делении.

Этот процесс идёт дальше и глубже. Первые гум процессы(сакрализация зем мира, индивидуализация, основе всего рационализм). Развивать мир в сторону всеобщей пользы.

Св отец Боменатура (францисканец, в оф орден не входил, мистик-спиритуал). У него синтез всех новых элементов. «Путеводитель души к Богу». Путь – стремление к осознанию Бога. Он познаётся нами через наблюдение образа божьего в окр мире. 2 этап – погружение в собст душу, в её лучшие качества. Ставится под сомнение целостность души. Пока Бог доходит до нас, идёт преломление. Вот и с душой тоже самое. В лучших качествах мы ищем образ Божий. В рез-те – человек поднимает к любви к Богу (познать Бога нельзя, в первую очередь цель - познать и любить Бога). Реальность – бледное отражение величия творца.

Фома Аквинский. Отец схоластики. Тамизм – цель – создание ед логической незримой системы, с помощью которой можно было бы решить все проблемы бытия и высшей ступени – Бога. К этому моменту сумм много уже - стремление подытожить науч опыт. «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников». Его учение – оф учение католичества с 19 в.

1.Истинная сущность – индивидуальная. Благодаря работе разума приобретает своё значение универсальность

2. возможность познания Бога зависит от св-й познающего лица в зависимости от его возможностей. У человека – цель для саморазвития.

3. Познаваемо практически всё в этом мире. Только жизни не хватает. Поэтому Фома - надо опираться на плечи поколений, использовать уже то, что найдено (путь к изучению античного знания, восточ науки, т. е нельзя отрицать то, что сделано другими).

Пути земной жизни.

Для Италии проблемы богатства были важны.

4. Принцип справедливой середины – богатство и власть. Богатый должен не забывать о добродетели и морали. Бог-во – сред-во для нормального функционирования духа.

5. Мораль – неотъемлемый элемент отношений.

Право теперь естественное. Соц-дисциплинирующая система. Гл задача – приблизить людей к необходимости соблюдения нравственных форм.

Вопрос о том, кто такой государь?

Фома «О правлении государей». Божественное, каноническое, светское и абсолютное. Круг замыкается.

Вопросы религии. Бог как субстанция. Бытие – существование единичных вещей, к имеют общие свойства – материя. В материи 2 формы – возможность (путь и вверх, и вниз) и действительность (то, что есть). Идея безмат формы не сущ. форма зависит от Бога, т.е. внутри идеи заложена гармония – макс полное соответствие вещи своему назначению. Красиво то, что соответствует функции вещи.

Христос – физ воплощение Бога-отца.

Гот собор – не обор сооружение. Реальное отражение зем мира. Отсюда соответствие функциям.

13 в – посл кусок единого ствола, потом две ветви: ит и сев возрождение.

Брунетто Лотини «Книга о сокровищах», на фр яз. Др камни – этика. Золото – риторика и политика. В основе политики лежит этика и мудрость.

Вопрос о соц делении об-ва. Селембена (фран монах), гл для человека то, что он представляет собой сам.

Новеллы – гл цель нравоучение (но потом Италия отказывается с 14 в от этого). Барокко - трагическое, отвлекается внимание от истинной сущности на всю внешнюю мишуру.

Идея истинный и ложных ценностей. Отобрать то, что твоё – истинная сущность, нельзя.

Новеллина – нар мудрость. В Зап Европе фаблио (Франция). Шванки в Германии и Нидерландах.

Христос и жонглёр. Гл – человек суетен. Из-за денег только признается. Но не перед лицом даже смерти.

В Италии фр язык в свет сюжетах. Элитарные произ-я и трактаты – латынь. На этой волне рождается новое лит направление - поэзия сладкого стиля. Нравоучительно-аллегорическая лит-ра. Аллегорический ряд макс говорящий.

Вонвизин Да Рейва «Книга трёх письмён». 1 часть - чёрные письмена – о мучениях в Аду, 2 часть - красные – о достижениях блаженствах, 3 – золотые – блаженство. Вопрос о том. Хватит ли чел сил для исправления, использовать свои возможности. Попытка и определить, что же такое Рай. Воплощение идеи Иуригены о бож свете. Золото – символ бож воли, как абсолют, в готике.

Дино Компани «Флорентийская хроника». Новый язык, более близкий к народному. «Мудрость» - лирическая поэма - признаки куртуазной культуры. В основе любовь, а кур любовь -идеальная. Отсюда предмет любви всё, что угодно. Рыцарь влюбляется в розу. Волшебный сад. Роза - символ земного начала. И земного восприятия хр идеи. Розу охраняет дракон. Он побеждает его. Роза уже доступна, а что дальше? У Петрарка: когда погаснет красота, то и погаснет любовь. Но любовь – это дух близость. Жан де Мепп, пишет посл часть это истории. У него вопрос не разрешённый. Что делать с розой. Вопрос о том, что такое счастье.

Франческо Барбелино «Поучения любви». Высшая мера по которой меряется благодать – природа.

Идёт формирование флорейнтийского лирического стиля в лит-ре. Романтика иная – определяются истинные и ложные ценности. Продолжается тема знатного рода -


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.064 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал